Скрыть
Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте, все отдаленные земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите!

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 9-10 Трепещите, народы, и покаряйтеся. Иже аще совет совещаете, разорит Господь; то есть Господь обнаружит безрассудность ваших замыслов. И слово, еже аще возглаголете, не пребудет. Вы изрекаете определения, но определения ваши не исполнятся: их разорит Еммануил Господь, хранитель земли нашей.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Василий Великий, свт. (†379)

С нами Бог! Разумейте, языцы, и покаряйтеся, услышите даже до последних земли

Итак, слова с нами Бог относятся к Спасителю. Ибо так наименован был выше (см. Ис. 7:14) Рождаемый от Девы, на еврейском языке, Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог (Мф. 1:23). Разумейте, языцы, и покаряйтеся. Мне кажется, что слова сии возглашают в избытке радости познавшие пришествие Христово и уразумевшие силу креста, страшную для язычников. Для того разумейте, языцы, и покаряйтеся, чтобы вам, покоренным этим прекрасным и полезным для вас покорением, быть плененными в послушание Христово и чрез порабощение Христу освободиться от закона греховного. Чем же покоряются язычники? Тем, что познают Бога. Ибо тьма препобеждается явлением света, и болезнь превозмогается наступлением здравия. Уразумейте только истину, язычники, и тотчас будете покорены сим спасительным для вас покорением! Услышите даже до последних земли! Кого услышите? Возвещающих вам Евангелие. Ибо сказано: Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их (Пс. 18:5).

Могущии, покаряйтеся, отложите силу телесную и восприимите немощь плоти, да сила Божия в немощи совершится!

Аще бо паки возможете, паки побеждени будете. Если когда восстанет в тебе мудрование плоти, старайся его поработить, преобороть и подчинить духу.

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 9-10 Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте, все отдаленные земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите! Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог

Здесь, мне кажется, пророк предсказывает победу Езекии, этот славный трофей, и причину победы. Хотя у врагов, говорит, и оружие, и бесчисленное войско, и воинская опытность, но с нами помощь сильнее всего, т.е. Бог. И действительно, иноплеменник пришел, как пророк угрожал прежде, и, взяв многие города, удалился; но когда он после того сделал нападение, то испытал противное. Это и предсказывает пророк, возвещая и Виновника победы и обращая речь к самим иноплеменникам. Не надейтесь, говорит, на свою прежнюю победу; при настоящем нападении нам явилась великая помощь; узнайте же это и отступите, как покушающиеся на невозможное. Далее, указывая на Виновника этой победы и на то, что слава о таких делах распространяется до крайних пределов земли, говорит: «услышите даже до последних земли». И действительно, не было никого, кто не слыхал бы о тогдашних событиях в Иерусалиме. Потому он говорит: «услышите даже до последних земли: могущие, покаряйтеся». Этот иноплеменник тогда приобрел весьма большую славу своим могуществом. Впрочем, «могущими» он называет здесь не только крепких телесной силой, но и отличающихся обилием богатства и великолепием славы.

«Аще бо паки возможете, паки побеждени будете, и иже аще совет совещаете, разорит Господь, и слово, еже аще возглаголете, не пребудет в вас, яко с нами Бог». Так как замыслы их были порочны, и они надеялись разрушить сам город до основания, и таким образом возвратиться домой, то пророк обнаруживает замыслы их и говорит, что все это ограничится только словами. Далее, так как он возвещал о делах, превышающих природу человеческую, то, желая сделать слова свои достоверными, он постоянно обращается к достоинству Совершающего их и говорит: «ибо с нами Бог»; Он сам разрушит все эти козни; Ему слава…

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 9-10 Собирайтесь, народы, но вы побеждены; внемлите все отдаленные страны: вооружайтесь, но вы побеждены; препоясывайтесь, но вы побеждены; составляйте совет, но он разорится; говорите слово, но оно не состоится, ибо с нами Бог

Вместо собирайтесь или ослабевайте, как перевели другие, LXX поставили разумейте, ибо еврейское слово гои, по причине сходства букв рем и далет, читали гои. Итак, народы Самарии и Сирии, поймите, что вы бессильны и слабы, и ничего не можете сделать против Иерусалима города Божия, когда пребывает с ним Еммануил, и не только вы, соседние с ним, но и всякая отдаленная земля пусть разумеет это; ибо хотя вы соберете войско и препояшетесь для сражения и число осаждающих будет больше чем осажденных, однако не однажды, а и опять скажу вам: вы будете побеждены. И какой бы ни замыслили вы совет против Иерусалима, он разорится. И хотя выше вы сказали: пойдем на Иуду и возмутим покой его и поставим царем над ним сына Тавеилова, но хотя и говорите вы слово это, однако оно не сбудется, ибо с нами Бог, т. е. Еммануил. Можем пользоваться этим свидетельством и против язычников во время гонения, что хотя они кажутся сильными и побеждают нас в лице падших, однако побеждаются в лице проливших кровь за Христа, и что после гонений восстановляется в церквах мир и все советы язычников против Еммануила разоряются, ибо с нами Бог. И противящиеся истине с пользою для себя узнают, что в конце концов они будут побеждены разумными основаниями, чтобы они не старались побеждать ложью, так как чтобы они ни говорили, неправое не сможет преодолеть правого.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга третья

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 9-10 Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте, все отдаленные земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите! Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог

Вообще народы языческие не страшны для иудеев, потому что - с иудеями Бог! Или с евр.: «ибо - Еммануил!»

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 8:5

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте, все отдаленные земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите! 

Мир царства Иудейского был нарушен враждебным заговором союзников – Рассона и Факея: их дерзкие, самонадеянные угрозы Ахазу заставили трепетать этого маловерного и слабохарактерного царя, страшили и его подданных (Ис.7:2,4). Между тем пророк Божий видел, что опасность грозит прежде самим народам и вождям, наводящим страх на Иерусалим и Иудею; пророк знал, что союзники вооружаются, но видел и то, что к ним приближается страшная и неизбежная гибель; он говорит о погибели врагов с полной уверенностью и свое убеждение в том выражает двукратным грозным предостережением: «покоряйтесь!»... Так спокоен верный Богу, так решителен в слове вестник воли Божией, Исаия: он, не страшась земного могущества, желает, чтобы его грозное пророчество достигло пределов и царства Израильского, и более сильного царства Сирийского...

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible