Скрыть
Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ты бо еси Бог, и не ведехом, Бог Израилев Спас

Акила не говорит: Ты еси Бог, не ведехом; но: «Ты еси Бог невидим». Симмах и Феодотион говорят: «сокрытый». Когда же Он был сокрыт? Он проявляется в Своем творении и промышлении о тварях, которым Он сохраняет их.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 14-17 Так говорит Господь: труд Египта и торговля Ефиопии и савейцы, люди высокие, к тебе перейдут и будут твоими: они последуют за тобою; связанные ручными узами приидут и будут преклоняться пред тобою и умолять тебя: в тебе только Бог, и нет Бога, кроме тебя. По истине, Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель. Постыжены и посрамлены все: вместе [с ними] ушли со стыдом виновники заблуждений. Израиль спасен в Господе спасением вечным: вы не будете постыжены и посрамлены во веки веков

И в этом месте следующие историческому пониманию говорят, что Египет и ефиопляне и савейские народы, находящиеся за Ефиопиею, были порабощены Киром, ему были подчинены и самые отдаленные народы, которые из необычайной победы поняли, что в нем был Господь, и что не было другого Бога кроме того, который обитал в нем. Но как может согласоваться с лицом Кира следующее затем: поистине Ты Бог сокровенный, Святый Израилев, Спаситель, этого я не понимаю, разве только они воспользуются изданием Феодотиона, который перевел: в тебе сильный, и нет иного Бога, кроме Него: посему Ты сильный, сокровенный Бог Израилев, Спаситель. Но куда бы они не обратились, они не будут в состоянии избежать уз истины. Ибо положим, что Бог пребывает в Кире и нет иного Бога кроме того, который в Кире: но как ложно будет сказать о лице Кира: поистине ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель? Итак под Богом, в котором пребывает Бог, правильнее и ближе к истине разуметь Господа нашего Иисуса Христа, который в Евангелии говорит: Аз и Отец едино есма (Ин. 10:30). Он называется Богом сокровенным по причине тайны воплощения, и Богом Израилевым, Спасителем, что означает Иисус, потому что Он, по ангелу Гавриилу, спасет народ Свой (Мф. 1:21).

Постыжены и посрамлены все вместе: то есть книжники и фарисеи. И ушли со стыдом виновники заблуждения, которые во всем мире распространяли ложь, говоря, что Он был украден апостолами (Мф. 28:13). Израиль же спасен в Господе спасением вечным: разумеется лик апостолов и те, кои уверовали чрез апостолов. Поэтому им говорится: вы не будете постыжены и посрамлены не только в настоящем веке, но и в будущем.

А что Ему служили Египет и ефиопляне и савейцы, люди высокие и знаменитые, в этом никто не сомневается, кто видит, что Ему подчинен весь мир, и из названия немногих народов, обитающих на крайних пределах земли, усматривает, что в Него уверуют все края небесные и все берега земные. Поэтому прекрасно говорится о прекращении труда египетского как бы у трудящихся над заблуждением идолослужения. Ибо никакой народ не был так предан идолослужению и не почитал такого бесчисленного множества чудовищ, как Египет, о котором выше мы читали: вот Господь взойдет на облако легкое и войдет в Египет и потрясутся идолы египетские от лица Его, и сердце Египта истает среди его (Ис. 19:1). Затем, прибавленное Семидесятью: Обновляйтесь у Меня острова мы можем объяснить, сказав, что церкви, составленные из язычников, обновляются во Христе; они называются островами, потому что подвергаются ярости преследователей и бурям и, быв основаны на скале, не потрясаются никакою силою вихрей.

Евреи безрассудно усиливаются утверждать, что до того места, где читается: только в тебе Бог, и нет Бога, кроме Тебя, говорится или к Иерусалиму или к Киру. В следующем же далее: поистине Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель, будто бы внезапно делается обращение к всемогущему Богу, между тем как даже для людей мало умных ясно, что здесь одна связная речь и что нельзя разделять мысль, которая соединена и по самому порядку, и по образу изложения.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга тринадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 14–17 Тако глаголет Господь Саваоф: утрудися Египет , и купли Ефиопския, и Саваимстии мужие высоцыи к тебе прейдут и тебе будут раби, и вслед тебе пойдут связани узами ручными, и прейдут к тебе и поклонятся тебе, и в тебе помолятся, яко в тебе Бог есть, и рекут: несть Бога разве Тебе . Ты бо еси Бог, и не ведехом, Бог Израилев Спас. Постыдятся и посрамятся вси противящиися Ему , и пойдут в студе: обновляйтеся ко мне, острови. Израиль спасается от Господа спасением вечным: не постыдятся, ни посрамятся даже до века ктому

Предпослав речь о Спасителе всех нас Христе и предвозвестив, что Он возвратит людей своих не по мзде, ни по даром, тотчас за тем показывает тех. которые имели быть призваны к искуплению, очевидно из язычников, для которых более всего является воссиявшим Христос, хотя Он и ясно говорил: несмь послан, токмо ко овцам погибшым дому Израилева (Мф. 15:24). Но им (Израильтянам) подлинно первым возоблистал Божественный и евангельский свет; поелику же, как написано, уты, утолсте и отвержеся возлюбленный Израиль (Втор. 32:15), ибо они убили Начальника жизни (Деян. 3:15): то по сей причине и со всею справедливостью, Христос воссиял сонму язычников. Это то самое мы и найдем присущим созерцанию предложенных слов. Именует и здесь самых суеверных из всех язычников, чтобы и сила призывающего к покаянию служила предметом удивления. Ибо как искусство знающих врачебное дело тогда особенно восхваляется, когда они, благовременно пользуясь своими опытами, бывают в силах избавлять от страданий некоторых отчаянно больных: так и Бог свою сверхъестественную славу тогда делает особенно явною, когда некоторых из людей слишком уклонившихся (с пути правого) и погрузившихся в самую почти крайнюю глубину порочности и нечестия побудит всплыть наверх и воспрянуть к желанию добродетели, к отмытию зла и как бы к облечению во все достохвальное.

Так Египтяне и купли Ефиопския, то есть города Фивские, которым соседни и пограничны суть так называемые Саваим, то есть народы Эфиопские или же Индийские, (быть может получившие имя от Сава, царствовавшей в известное время над их страною и землею), утрудися (утрудились), говорит. Слово: утрудились, должно понимать в двояком смысле: или желает (пророческое слово) указать на то, что они изнурились, во времена заблуждения находясь под невыносимым игом у жестокого мучителя сатаны и рабствуя скопищам демонов, требовавших от них в жертву и самые их порождения, разумею сынов и дщерей; или же, что они в древности и были страшными и несокрушимыми и как бы щитоносцами древней прелести и пользовались всею силою к тому, чтобы юношески придерживаться предлагаемого им (греческими мудрецами) Эллинского нечестия; но когда воссиял Христос и послал свет истинный в сердца всех, и возшел как бы некая мысленная денница, тогда они утрудились, то есть, не пребыли устойчивыми, как прежде, но как бы ослабели в древнем напряжении, уступив победу проповеди о Нем.

И отнюдь не ложно слово о них, ибо, как премудрый Павел пишет, идеже умножися грех, преизбыточествова благодать (Рим. 5:20): земля Египетская является исполненною честных и святых церквей, – повсюду алтари, и собрания монахов, и вереницы дев, и подвижничества труды с великою радостью, и рвение к добродетели, и великое усердие, напряженное и не терпящее перерыва, и почитание Христа простирается даже до самых Саваимлян или Индийских народов. Можно, подлинно можно видеть и у них тоже, что и в Египте и в куплях Эфиопских, то есть в земле Фивской. Итак сии Египтяне, говорит, и Саваимстии мужи висоцыи, то есть, видные и весьма славные у всех и никому не безызвестные с той стороны, что суть изрядно пред всеми служители демонов и защитники диавольских изобретений, к тебе прейдут, то есть оставив прежний обман, и отпрянув от недр погибели, придут к Тебе и Тебе будут раби, и Твоих очевидно велений будут исполнители. Ибо это означает имя рабства, положенное от Бога. В след Тебе пойдут связани узами ручными: пойдут, говорит, по следам Твоим, руководимые евангельскими законами во всем том, что должно делать и пройдут по стезе избранной жизни, связани узами ручными, то есть, узами любви и цепями неизреченного боголюбия, так что могут говорить: кто ны разлучит от любве ко Христу? скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч? (Рим. 8:35). Сии поклонятся Тебе, говорит, и в Тебе помолятся: яко в Тебе Бог есть, и несть Бога разве Тебе. Ты бо еси Бог, и не ведехом, Бог Израилев Спас. Ибо всех Спасителю Христу всяко колено поклонится, и всяк язык исповесть (Фил. 2:10, 11), и до Него доходит всякий предел молитвы, так как во Христе мы просим от Бога и Отца исполнения прошений и в Нем молимся, исповедуя, что и в Нем есть Бог и нет Бога кроме Его.

Так Он научил нас думать, говоря Божественному ученику (это был Филипп): толико время с вами есмь, и не познал еси Мене Филиппе? Не веруеши ли, яко Аз во Отце, и Отец во Мне есть? Видевый Мене, виде Отца (Ин. 14:9, 10). Аз и Отец едино есма (Ин.10:30). Итак изречения: в Тебе Бог есть, и несть Бога разве Тебе имеют одинаковое значение с изречениями: и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу (Ин. 1:1, 2). Если же кто захотел бы значение сказанного благоразумно отнести и к одному только лицу Христа, то мы утверждаем, что, по слову Божественного Павла, во Христе живет всяко исполнение Божества телесне (Кол. 2:9). Он Сам Бог есть, не на два Сына разделяемый, но так, что слово имеет свою плоть,в которой, говорится, и живет Он. Таким образом, даже и в сем уразумевается Бог, как в человеческом теле душа; но так, что един Сын Бог есть. Должно однако же знать, что плоть Господа, говорим, одушевлена душою разумною. Итак, исповедуют и то, что в Тебе Бог есть, и то, что несть Бога разве Тебе. Ты бо еси Бог, и не ведехом, Бог Израилев Спас. Это – голос раскаивающихся и уже переходящих к свету от прельщения и тьмы, достигших до познания истины и познавших сущего по естеству и истинно Бога, и всяческих Зиждителя и Господа. Спасом же Израиля именуют Его вочеловечившегося и воплощенного, веруя, что Он есть тот самый, Который и древле был помощником для Израильтян. Или под Израилем ты должен разуметь не одного Израиля по плоти, но и всякого другого, кто может видеть Бога, ибо имя Израиль толкуется: ум видящий Бога.

Видит же Бога очами ума тот, кто взирает на образ Бога и Отца, то есть на Сына, о противящихся Которому и говорится, что они посрамятся и пойдут в студе. Ибо не принявшие веры в Него, но богоборствовавшие, как, без сомнения, и Иудеи, все будут постыждены и побеждены непреоборимою рукою, и совершенно не причиняя никакого вреда славе Его, а лишь собрав погибель на головы свои, будут в стыд и поношение, – будут в позор всяций плоти, по слову пророка (Ис. 66:24).

Обновляйтеся ко Мне острови. Израиль спасется от Господа спасением вечным: не постыдятся, ни посрамятся даже до века, говорит Господь Вседержитель. Опять распространяет предсказание о призвании и обращении язычников, и не только представляет для сего Египтян, купли Эфиопские и самих даже Саваимлян, но указывает в сих словах и то, что призваны будут живущие по всей земле и что повсюду будет открытие святых церквей. Ибо как бы к церквам возглашает всесильное Слово Божие: обновляйтеся ко Мне. Их-то удостаивает именовать и островами: потому что как на море острова постоянно подвергаются напору волн, однако остаются непоколебимыми и даже иногда принимают к себе находящиеся в опасности корабли и, предоставляя им тихий залив, спасают их от волн: так и церкви Христовы находятся как бы в самой средине житейского мятежа и уединенно и подвергаются бесчисленным искушениям; но во Христе имеют непоколебимость, и даже дают приют тем, которые бегут от бесполезного и пустого мятежа дел в мире сем и как бы обуреваемы бывают от сатаны и греха.

Таким образом их должно уподобить островам, ибо сего желает здесь Божественное слово. Итак, обновляйтеся ко Мне, говорит, острови. Имя же Церкви являет собою множество уверовавших во Христа, священнослужителей и народ, пастырей и учителей и находящихся под их руководством и управлением. Но все сии обновились во Христе в свое время, очевидно в то, в которое воссиял нам Бог Господь. Тогда-то, именно тогда мы и обновились в обновление жизни, обычаев и нравов, а также и богослужения; потому что отвергли ветхость греховную и соделались нова тварь во Христе (Гал. 6:15; сн. 2Кор. 5:17), детоводимые Его законами к достославному и достолюбезному жительству. Так и премудрый Павел к призванным чрез веру пишет в послании и говорит, в одном случае, чтобы они совлеклись ветхаго человека с страстями и похотями его и облеклись в новаго, обновляемаго по образу Создавшаго его (Кол. 3:9, 10; сн. Еф. 4:22, 24), а в другом случае опять: не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего, во еже искушати вам, что есть воля Божия благая и угодная и совершенная (Рим. 12:2). Говорит также, что сораспят (Христу) ветхий наш человек, дабы облечься нам в нового, чрез поведение и жизнь во Христе (сн. (Рим. 6:6) и дальн.). Обновляемся же в отношении образа служения: те, которые следовали Иудейским установлениям, оставив сень и прообразы, ибо таковые уже не будут приносить жертв из быков и курений ладаном, но будут совершать служение духовное и невещественное и как бы по чину курений благопристойнейших; а уловленные из множества язычников перейдут к лучшему и несравненно превосходнейшему, так как уже не будут иметь в уме древней тьмы, но вселив в него Божественный и мысленный свет, будут святыми и истинными поклонниками. Престанут они покланяться твари, безгласным и бесчувственным веществам; воздержатся также от прорицаний и волшебства, и уничтожат нелепость Эллинского шутовства и прелести демонской, и вообще оставив постыднейшее и удалившись от гнусных занятий, пребудут украшенными всякою добродетелью и сведущими в догматах истины. Таково обновление в отношении к нам; ибо кто во Христе, нова тварь (2Кор. 5:17).

Возвещает же Бог всяческих, что каждого, кто по плоти, говорю, и кто по обетованию сопричтен к чадам Авраама (не вси бо сущии от Израиля, сии Израиль: но чада обетования, сии причитаются в чада, (Рим. 9:6, 8)), Он спасает спасением вечным, и что они будут далеки от стыда и срама, и это навсегда. Ибо во Христе совлекшись нечистого греха и освободившись от ига диавольского властолюбия, свергнув также вместе с сим тление и облекшись нетлением, в этом состоянии пребудем навсегда. Грех уже не будет обольщать нас и сатана не подчинит нас опять своей прежней власти; совсем исчезнет в будущем веке и держава смерти, попранная во Христе, чрез Которого и с Которым Богу и Отцу слава и держава со Святым Духом во веки веков. Аминь.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель

Истинно, Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель. Правильнее всего это восклицание приписывать самому пророку Исаии. Усматривая в своем пророчественном видении, что языческие народы, входящие в состав монархии Кира, хотя и будут смутно чувствовать величие истинного Бога, однако Он все же останется для них «сокровенным», «неведомым Богом» (Деян. 17:23), пророк и хочет восполнить недостаточность такого богопознания более ясным и определенным исповеданием Его (ср. Втор. 28:29; Притч. 25:2).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 14–16. Так говорит Господь: труды Египтян и торговля Ефиоплян, и Савейцы, люди рослые, к тебе перейдут и будут твоими; они последуют за тобою, в цепях придут и повергнутся пред тобою, и будут умолять тебя, говоря: у тебя только Бог, и нет иного Бога. Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель. Все они будут постыжены и посрамлены; вместе с ними со стыдом пойдут и все, делающие идолов.

Дело Кира есть также и дело Божье, а потому и будет иметь всемирное значение. Если храм Соломона имел назначение быть святилищем для всех народов, то тем более второй храм. И вот, как скоро возвратится Израиль в Палестину, построить храм в Иерусалиме, то этот храм возвысится над всеми Другими (гл. Ис.2:1 и сл.), на него обратятся взоры всех народов, не только восточных и западных (ст. Ис.45:6), но и южных, не только близких, но и отдаленных. Вот трудится Египет, многолюдное население обширного Египта, которое с древнейших времен трудилось в промыслах и ремеслах, достигало в том высокой степени совершенства, оно обратится к Сиону и посвятит свою трудовую жизнь истинному Богу. Вот купли Эфиопские – богатые торговые рынки отдаленной Эфиопии. Отважное и предприимчивое население Эфиопии, с обширным успехом развило свою морскую торговлю, так что самой стране дано было прозвище «земля корабельных крыл» (гл. Ис.18:1), и оно обратит свой взор к Иерусалиму и здесь приобретет бесценное благо истинной веры. – И Саваимстии мужи высоцыи к тебе прейдут. – Савейцы (жители Савеи, иначе счастливой Аравии), люди высокие ростом, прежде ведшие кочевую жизнь, любившие свободу пустыни, теперь добровольно перейдут в покорность Израилю и, как рабы, со страхом и всецелой преданностью, пойдут вслед за народом Божиим, т.е. жить будут так, как он; они пойдут за Израилем связани узами ручными, как некогда Израильтяне шли в плен за своими победителями – Халдеями, т.е. вся их деятельность будет определяться законами Израиля – во имя единого Бога – Иеговы. Они будут и кланяться народу Божьему и умолять его о даровании ему права в наследии вечного спасения, говоря с верой: «у тебя только Бог, и нет иного Бога, как только у тебя»; и будут исповедовать Бога, говоря: «Ты – Бог, которого мы прежде не знали, Ты, Бог Израиля, Спаситель!» – Все же, противящиеся такой воле Божией, остающиеся в прежнем своем заблуждении, даже враждующие против истинной веры (ст. Ис.45:9-11, 24), будут посрамлены, так как истинно-верующие восторжествуют над ними – покажут невежество язычников и докажут ничтожество их богов-идолов (ст. Ис.45:20, ср. гл. Ис.41:11-12, и др.). – Призывая к Себе избранных из среды язычников и приветствуя их с этим новым для них временем. Господь говорит: обновляйтеся ко Мне, острови!

Это обновление людей древнего Мира произойдет вполне при возрождении их посредством благодати крещения: оно первоначально коснется жителей островов и прибрежных стран, которые также назывались иногда островами (гл. Ис.41:1), которые и именуются здесь только как представители всех других народов древнего мира (ст. Ис.45:6, 14, 22-23). – В этом великом обетовании Пророк Исаия повторяет древнее пророчество о Спасителе всех народов, и даже отдаленных Эфиопов, какое высказано было еще Давидом, в его боговдохновенном псалме (Пс.71:8-11).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible