المواراة
أَنَا قَدْ أَنْهَضْتُهُ بِالنَّصْرِ، وَكُلَّ طُرُقِهِ أُسَهِّلُ. هُوَ يَبْنِي مَدِينَتِي وَيُطْلِقُ سَبْيِي، لاَ بِثَمَنٍ وَلاَ بِهَدِيَّةٍ، قَالَ رَبُّ الْجُنُودِ».

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Аз возставих его со правдою царя, и вси путие его правы: сей созиждет град Мой и пленение людий Моих возвратит, не по мзде, ни по даром, рече Господь Саваоф

«Я воздвиг его в правде и уровняю все пути его». Мне кажется, что Он обозначает всю природу вместе с творениями. Говоря же о Своем попечении, Он только называет еврейский народ того времени. «Я воздвиг его в правде»: здесь говорится или о Зоровавеле, или о царе Кире. «Он построит город Мой и отпустит пленных Моих, не за выкуп и не за дары»; другие говорят: «не по изменам и не по дарам». Чтобы ты сознавал, что это повеление происходит от Бога, Он говорит: «говорит Господь Саваоф». Когда говорит Господь, должно веровать, потому что это Господь. Другие же говорят, что это сказано о Христе; ничто не препятствует принять и это. «Он построит город Мой», т.е. Церковь. Восставит «в правде»: Он утвердил Церковь таким образом, чтобы она показывала свою власть не во множестве служителей и не в законах, писанных чернилами, и не во внешних делах; но каким же образом? «В правде», так как нет ничего подобного правде. Потому тех, которые подчиняются Его власти, Он удерживает не силою, но их желанием. Он не сотворил никакого зла, не принес никому вреда. «Уровняю все пути его», чтобы никто не обвинял Его в данных законах. «И отпустит пленных Моих, не за выкуп и не за дары». Т.е.: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди» (Мф.10:9).

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 9-13 Горе тому, кто препирается с образователем своим: черепок из черепков земных. Скажет ли глина горшечнику своему: «зачем ты делаешь»? и твое произведение: «он без рук». Горе тому, кто говорит отцу: «зачем ты рождаешь»? и матери: «мучишься родами»? Так говорит Господь, Святый Израиля, образователь его; спросите Меня о будущем сыновей Моих и укажите Мне в дел рук Моих. Я создал землю, и человека на ней Я сотворил; руки Мои простерли небеса и всему воинству их Я дал заповедь. Я воздвиг его в правде, и все пути его сделаю прямыми. Он построит (или построил) город Мой, и отпустит пленных Моих, не за выкуп и не за дары, говорит Господь воинств

Желающие отнести сказанное к лицу Кира так объясняют это место. Так как Я обещаю великое, и именно, — что вследствие возвращения народа Моего в Иудею Я все царства повергну пред Киром: то горе тому, кто не верит и думает, что не сбудется то, что Я говорю, подобно тому как если бы глина и разбитый черепок винил своего горшечника за то, что он сделан или что он так сделан и если бы произведение стало говорить против рук художника и сын обвинять отца и мать за то, что он произведен на земле по закону природы.

Итак, поелику Я, Господь Святый Израилев, образовал Кира и он родился по Моему повелению; то для вас совершенно излишне сомневаться относительно будущего, напротив, вы должны знать, что Я управляю сыновьями Моими, народом Израильским, и делом рук Моих не по вашему решению, а по Моей воле, что Я, производивший для них прежде тьму и бедствие, теперь даю им свет и мир. Ибо Я — Бог, который не сотворил землю напрасно, чтобы она была пустою и невозделанною, но чтобы люди обитали на ней. Я распростер или утвердил небеса, чтобы они служили местопребыванием для ангелов, и украсил их разнообразными звездами, и повелел каждой из них, чтобы они двигались по порядку и определяли различную продолжительность и дней, и месяцев и годов. Итак, если Я создал небо и землю, то что великого в том, если Я создал одного царя, который будет исполнять Мои заповеди, и если Я сделаю прямыми все пути его? Ибо он повелит, чтобы был построен город Мой, Иерусалим, и чтобы пленные возвратились в Иудею,— не за выкуп и не за дары, но по Моей воле, говорит Господь Бог воинств.

А кто относит начавшуюся мысль ко Христу, тот так излагает свое толкование: горе тем, кои препираются с Богом и думают, что Христос не прийдет, подобно тому как если бы глина и черепок из черепков стал препираться с своим горшечником. Горе тому, кто говорит всемогущему Отцу: зачем ты рождаешь Сына? и жене, Святой Марии: зачем ты разрешаешься от бремени? о ней и апостол пишет, что Христос родился от жены и подчинился закону new:gal:04:04|(Гал. 4:4). Поэтому так говорит Господь Святый Израилев, который образовал Спасителя во чреве девы, говоря чрез Гавриила: Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя: тем же и рождаемое свято, наречется Сын Божий (Лк. 1:35): пусть спрашивает Меня черепок и исследует тайны будущего, и пусть указывает Мне, как Я должен возрождать усыновленных сыновей, которые уверуют в Сына Моего. И евангелист Иоанн говорит: елицы прияша Его, даде им область чадом Божиим быти (Ин. 1:12). Если же Я создал землю, чтобы она была населена людьми, и распростер небеса сверху, и украсил их разнообразными звездами, чтобы на земле жили чтители Бога: то что удивительного, если Я послал в мир, или воздвиг из преисподней Сына Моего, царя праведного, все пути которого правы? Ибо Он греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его (1Пет. 2:22). Он построит на скале город Мой, которого не одолеют врата ада (Мф. 16:18) и который, стоя на горе, не может укрыться (Мф. 5:14): и всех, которые прежде были связаны узами демонов, Он отпустит на свободу, не за выкуп и не за дары, ибо вы даром спасены, так как апостолы слушали и исполняли [заповеданное]: туне приясте, туне дадите (Мф. 10:8). Некоторые относят это к Зоровавелю, который вывел пленных из Вавилона и построил город и выстроил храм, как пророчествовали Аггей и Захария и говорили: руце Зоровавелевы основаша храм сей и руце его совершат его (Зах. 4:9). Но мы правильнее и ближе к истине говорим, что Кир и не построил города, который впоследствии был выстроен при Неемии, и не все были прямы пути его, которому выше было сказано: Я принял и препоясал тебя, но ты не познал Меня, и что все то, что говорится, не соответствует положению Зоровавеля, который находился в зависимости и под властию мидян и персов. Ибо Зоровавель и не построил город, и не отпустил пленных и не может быть назван царем, так как он, живя под властию других царей, не имел этого имени.

Но что имели в виду Семьдесят, которые в начале этого отдела перевели: Что лучшее Я устроил, нежели глину горшечника? Не будет ли пашущий пахать землю? Этого я не в состоянии знать, — разве только последовать изданию Феодотиона, который вместо этого поставил: горе тому, кто препирается с Создателем своим, паша пашущих землю, то есть раня чрез покаяние сердца людей и, подобно бороздам, подкапывая и опрокидывая их. Но и это объяснение нелепо. Далее, о том, что горшечником, то есть Творцем нашим и Создателем называется Бог, говорит и апостол Павел в послании к Римлянам: еда речет здание создавшему е: почто мя сотворил еси тако? Или не имам власти скуделник на брении, от тогожде смешения сотворите ов убо сосуд в честь, ов же не в честь (Рим. 9:20—21)? И более подробно пишется у Иеремии, который между прочим сообщает: И снидох в дом скуделничь, и се той творяше дело на каменех. И разбися сосуд, егоже той творяше от глины руками своими: и паки той сотвори из него иный сосуд, якоже угодно во очию его. И бысть слово Господне ко мне рекущее: Еда, якоже скуделник сей, не возмогу сотворити вас, доме Исраилев? рече Господь: се якоже брение в руку скуделника, тако вы есте, доме Исраилев, в руку Моею (Иер. 18:3—6). И оное написанное: Я всем звездам дал заповедь дает некоторым повод [думать], что звезды разумны и что они имеют душу и чувство. Ибо, говорят они, Он мог заповедывать только разумным [существам], не припоминая того, что написано у Ионы: «заповедал Господь ветру знойному» (Ион. 4:8), и опять: »заповедал червю утреннему» (Ион. 4:7), и что Спаситель в Евангелии запретил ветрам и морю (Лк. 8:24-25), которые, очевидно, не имеют чувства и разума.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга тринадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Аз возставих его со правдою царя, и вси путие его правы: сей созиждет град Мой и пленение людий Моих возвратит, не по мзде, ни по даром, рече Господь Саваоф

Быть может некоторые стали бы утверждать, что это сказано о Кире сыне Камбиза, так как он отпустил Израиля и освободил его от уз пленения, а также и основал храм в Иерусалиме. Но рассмотрение последующего должно сосредоточивать силу мыслей скорее не на нем, а на Спасителе всех нас Христе, Который восставлен с правдою. Ибо Он воссиял нам, будучи Бог Господь, так как Бог и Отец благоволил возглавити всяческая в Нем, яже на небесех и яже на земли (Еф. 1:10). Итак Он восстал с правдою не усвоенною и выученною (от другого), но Сам будучи самым делом и правдою. Написано же о Нем и в другом месте: се бо Царь праведный воцарится, и князи со судом владети начнут (Ис. 32:1).

Всегда было царем всяческих единородное Слово Бога, вместе с Богом и Отцом, и имело под ногами у Себя всю тварь видимую и невидимую: а если живущий на земле человек отложился от царства Его и пренебрег скипетром Его, потому именно, что подпал власти диавольской и опутан был сетями греха, то опять подчинил его Своему игу Посредник и Податель всякой правды; ибо вси путие Его правы. Путями же Христа мы называем Божественные и евангельские откровения, коими шествуя ко всякой добродетели и украшая главы свои славою благочестия, мы достигаем почести вышнего звания. Путие по истине правы, потому что нет в них ничего стропотнаго (кривого) и развращеннаго, но они как бы прямы и удобопроходимы, как написано, что путь благочестивых прав бысть, и приуготован путь благочестивых (Ис. 26:7). Трудна некоторым образом стезя закона, идущая чрез многие прообразы и препятствия не преодолимые; стезя же, идущая чрез евангельские откровения, легка и совершенно не имеет никаких неровностей или трудностей. Таким-то образом правы пути Христа, и Он построил святой град, то есть, Церковь, в которой и Сам пребывает, так как Он обитает в святых, и мы соделались храмами Бога живого, имея в себе самих Христа чрез причастие святого Духа.

Итак, Он основал Церковь, Сам будучи основанием ее, на котором и мы созидаемся яко камение великолепные и многоценные в храм святой, в жилище Божие Духом (1Пет. 2:5; Еф. 2:22). И совершенно незыблема Церковь, имеющая Христа своим основанием и непоколебимою подпорою: ибо се полагаю, говорит, основанием Сиона камень избран, краеуголен, честен: и веруяй в онь, не постыдится (1Пет. 2:6). Так Сам Он, основав Церковь, возвратил и пленение людей своих; потому что нас, живущих на земле, стесняемых под властью сатаны и греха, Он спас и изъял и подчинил своему игу. Впрочем, не по мзде, ни по даром, как и ученик Его сказал: не истленным сребром или златом мы искуплены от суетного нашего жития отцы преданнаго, но честною кровию яко агнца непорочна и пречиста Христа (1Пет. 1:18, 19). Он дал за нас свою кровь, и мы не принадлежим себе самим, но купившему и спасшему нас. По сей-то причине и со всею справедливостью, преступающие благородное правило правой веры обвиняются устами святых, как отрицающие искупившего их Владыку.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Я воздвиг его в правде и уровняю все пути его. Он построит город Мой и отпустит пленных Моих, не за выкуп и не за дары, говорит Господь Саваоф

Я воздвиг его в правде…. Он построит город Мой и отпустит пленных Моих, не за выкуп, и не за дары… Речь снова возвращается к Киру, и пророчество о нем заканчивается тем же самым пунктом (отпуск пленных и восстановление Иерусалима), с которого оно и началось (Ис. 44:26). Но здесь добавлена и одна новая подробность - полная бескорыстность действий Кира, блестяще, как известно, оправдавшаяся исторически, когда Кир не только ничего не взял с отпущенных им иудеев, но еще сам щедро одарил их (1Езд. 1:8).

«Я воздвиг его в правде» - это или синоним выражения «муж правды» (Ис. 41:2), или же указание на него, как на исполнителя «праведных судов Божиих». Заканчивая речь о Кире, мы не можем удержаться от соблазна привести отрывок из одного клинописного текста, прочитанного на знаменитом цилиндре Кира и имеющего, по-видимому, довольно близкую аналогию с началом 45-й главы. В нем мы читаем следующее: «Мардук искал справедливого царя; он взял за руку человека по своему сердцу; он назвал его по его имени Киром, царем Ансана; во всемирном царстве он назвал его имя…» Ученый, который специально комментировал эту надпись и сличал ее с библейским пророчеством, не нашел оснований говорить о заимствовании каким-либо автором у другого; но высказал только предположение, что пророк Исаия был знаком со стилем вавилонских придворных летописцев (Kittel - Condamin Le livre d'Isaie, 273 р.). Мы же с одинаковым правом можем сделать и обратное предположение, что вавилонские хронографы были осведомлены о предсказании пророка Исаии и в своих записях имитировали его. Вероятно, они же довели его и до сведения самого Кира.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 13. Я воздвиг его в правде и уровняю все пути его. Он построит город Мой и отпустит пленных Моих, не за выкуп и не за дары, говорит Господь Саваоф.

Как утреннюю звезду и за нею лучезарное солнце Господь выводит с востока всякий раз в свое время, так и царя Кира, это новое солнце Востока, Господь восставит – возведет на престол в свое время; и он будет с правдою царь – его деятельность, руководимая Богом (ст. Ис.45:1), будет разрушать рабство и насилие и водворять свободу и мир между народами, угнетенными неправдой жестоких завоевателей. При этом, его главным делом будет – создать храм истинного Бога, точнее – дать право и средство восстановить храм из развалин в Иерусалиме; а для этого он даст право пленению, т.е. обществу пленных, возвратиться в свое отечество – в Палестину из Халдеи; и такую свободу он даст не за мзду – не за выкуп, который обыкновенно вносили за пленных, и не за дары, ради чего иногда возвращали рабов обратно их прежним господам, нет – сама свобода эта будет даром Кира истинному Богу, его покровителю (гл. Ис.55:1, 11-13). Так говорит Иегова Саваоф – Бог воинств. И слово Его исполнилось.

Киру действительно было присуще сознание, что он имеет особое назначение для исполнения Верховной Воли. Он сам говорил: «послушайте меня и сделайтесь людьми свободными. Мне кажется, что я к этому божеской судьбой рожден, чтобы подать в руки вам это счастье». Такое сознание ставило Кира очень близко к пророчеству о его назначении. И вот почему он, когда узнал из божественных пророчеств (через Даниила) о воле Божией и своем назначении, то, ни мало не колеблясь, исполнил волю Божию о возвращении народа из плена и построении храма в Иерусалиме (Ездр.1:1-4 и сл.).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible