Скрыть
Который из всех богов земель сих спас землю свою от руки моей? Так неужели спасет Господь Иерусалим от руки моей?

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 10–20 Смотри, каким образом он приводил их к сомнению: «Да разве я без воли Господней пошел на землю сию, чтобы разорить ее?» Он, говорит, вывел нас и потом не может нас сохранить? «И пусть не обнадеживает вас Езекия Господом, говоря: «спасет нас Господь…««. А ты говоришь, он вывел нас?

«И сказал Елиаким и Севна и Иоах Рабсаку: говори рабам твоим по-арамейски, потому что мы понимаем, а не говори с нами по-иудейски, вслух народа, который на стене». Смотри, как они вызывали его. Тебе нужно было надеяться, на силу Божию; ты, говорит, не устрашай умов твоих воинов. Эти слова полны великого безумия: этот гордец расслаблял ум воинов то обещанием благ, то страшными угрозами. «Итак да не обольщает вас Езекия, говоря: «Господь спасет нас». Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя Ассирийского?». Он говорит о слабости прочих богов, потом Самарии и союзников. Смотри на старание его о том, чтобы сделать победу славною. «Где боги Емафа и Арпада? Где боги Сепарваима? Спасли ли они Самарию от руки моей?». Ты сказал, что они не принесли спасения; но если сохраняет Бог, то по твоему же разуму. Такой Бог есть великий и неодинаковый с прочими.

«Да ядят мотыла, и пиют мочь» (в русском переводе этих слов нет). Смотри, он угрожает всем людям, особенно иудеям, омерзительными казнями.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1-10 И было в четырнадцатый год царя Езекии, пошел Сеннахирим царь ассирийский, против всех укрепленных городов Иуды и взял их. И послал царь ассирийский Рабсака из Лахеса в Иерусалим к царю Езекии с сильным войском и остановился он при водопроводе верхняго пруда на дороге поля белильничьяго. И вышел к нему Елиаким, сын Хелкиин, начальник дома, и Совна писец, и Иоах, сын Асафов, дееписатель. И сказал им Рабсак: скажите Езекии, так говорит царь великий, царь ассирийский: что это за упование, на которое ты уповаешь, или с каким советом и с какою силою ты располагаешь возобновить войну? На кого ты имеешь надежду, что отложился от меня? Вот ты полагаешься на эту тростниковую палку надломленную, на Египет, которая, если опрется на нее ,человек, войдет в руку его и проколет ее: таков Фараон, царь египетский, для всех уповающих на него. А если ответишь мне: на Господа Бога нашего уповаем, то это не тот ли самый, высоты и жертвенники котораго отменил Езекия, и сказал Иуде и Иерусалиму: пред сим жертвенником будете покланяться? И теперь предайся господину тому, царю ассирийскому, и я дам тебе две тысячи коней, и ты не сможешь достать у себя всадников для них. И как ты устоишь пред начальником одной местности, [одним] из малейших рабов господина моего? Если же ты надеешься на Египет, и на колесницы и на всадников: то разве я без воли Господа пошел на эту землю, чтобы раззорить ее? Господь сказал мне: пойди на землю эту и раззори ее

История ясна и не нуждается в объяснении; подробнее в книгах Дней и Царей сообщается тоже самое, что в третий год Озии, сына Илы, царя израильскаго, воцарился Езекия, сын Ахаза, царя иудейскаго. Двадесяти пяти лет бе, говорит, егда нача царствовати, и двадесять девять лет царствова во Иерусалиме. И сотвори правое пред очима Господними, по всем елика сотвори отец его Давид. И спустя немного: на Господа Бога Исраилева упова, и по нем не бысть подобен ему в царех Иудиных и в бывших прежде его. И прилепися Господеви, не отступи от Него и сохрани заповеди Его, елика заповедал Господь Моисею. И бе Господь с ним, и во всех, яже творяше, смысляше. И сопротивися царю ассирийскому и не поработи ему (4Цар. 18:1-7).

В шестой год его царствования Салманассар, царь ассирийский, взял Самарию и десять колен, называвшихся Израильскими, и переселил их в Ассирию и поселил в Хале и Хаворе при реках Гозан, в городах мидийских (Там же, ст. 9-11). А через семь лет, то есть в четырнадцатый год Езекии, царь ассирийский Сеннахирим, вступив в Иудею, осадил укрепленные города ея, желая взять их. И когда он осаждал Лахис, то послал к нему послов Езекия сказать: согреших, возвратися от мене; еже аще возложиши на мя, то понесу (Там же, ст. 14).

И когда он, по приказанию царя, уплатил триста талантов серебра и тридцать золота, сломав двери храма Господня и сняв позолоту его, которую сам он сделал; тогда послал царь ассирийский Тартана и Рабсака из Лахиса к царю Езекии с большим войском в Иерусалим: отправившись они пришли в Иерусалим и остановились против водопровода верхняго пруда, который на дороге поля белильничьяго, и позвали царя к себе.

Но к ним вышел Елиаким, сын Хелкиин, начальник дома, и Совна писец, и Иоах, сынъ Асафов, дееписатель, и сказал им Рабсак: скажите Езекии, так говорит царь великий, царь ассирийский и прочее, содержащееся в истории. При этом следует обратить внимание на высокомерие Рабсака, что он, как некая противная сила, подражает обычаю пророков, так что как те, для указания на авторитет и величие говорящего, обыкновенно говорили в прологах: так говорит Господь, так он теперь сказал: так говорит царь великий, царь ассирийский.

И вышел к нему Елиаким, сын Хелкиин, начальник дворца, и Севна писец, и Hoax, сын Асафов, дееписатель. Это Елиаким, сын Хелкиин, о котором выше в видении на долину Сионскую мы читали: И будет в тот день, призову раба Моего Елиакима, сына Хелкиина, и одену его в одежду твою, и поясом твоим опояшу его, и власть твою передам в руки его; и будет он отцом для жителей Иерусалима и для дома Иудина. (Ис. 22:20-21).

Говорится это Севне, который до него был начальником храма и о котором в том же видении написано: «Ступай и войди к тому, который живет в скинии, к Севне, начальнику храма» (Ис. 22:15), который, по преданию евреев, устрашенный угрозою Рабсака, сдал войска ассириянам и нижнюю часть Иерусалима предал неприятелям, и за исключением Сионской крепости и храма ничего другого не оставил, не занятого ассириянами.

Поэтому ошибаются те, которые считают Совну, выходящего теперь с Елиакимом и Иоахом к Рабсаку, тожественным с вышеупоминаемым. Ибо там идет речь о Совне-начальнике храма, и говорится, что он будет взят в плен ассириянами; а этот Совна — писец, то есть γραμ-ματεός, который по еврейски называется sopher и соименен (διώνυμος) вышеупомянутому.

Как полагают иудеи, Рабсак, говоривший на еврейском языке, был сыном пророка Исаии, который и сам будто бы был изменником, а оставшийся другой сын Исаии назывался Иашув, который на нашем языке значит оставленный. Затем, другие думают, что Рабсак был самарянин и что поэтому он знал еврейский язык и так дерзко и нечестиво хулил Бога. Поэтому обратим внимание на слова Рабсака, и сначала на то, что сказанное им: Вот, ты думаешь опереться на Египет, на эту трость надломленную (1Цар. 18:21), есть ложь, потому что никакая история не говорит, что Езекия посылал к египтянам и просил помощи у фараона. Прибавленное же им: Если вы скажете мне: «На Господа Бога нашего мы уповаем» (1Цар. 18:22), - справедливо. Но он опять присоединяет ложь к истине, будто Езекия отменил высоты Его и жертвенники. Ибо это он сделал не против Бога, но для Бога, чтобы уничтожить идолопоклонство и старое заблуждение, повелеть покланяться в Иерусалиме, где был храм Его, хотя мы читаем, что вследствие весьма худой привычки народ, устроив на горах и холмах жертвенник, приносил жертвы Богу. А что касается того, что он, желая указать на малочисленность осажденных, обещает две тысячи коней, для которых Езекия не может достать всадников, то это произошло не вследствие слабости народа иудейского, которому было чуждо знание верховой езды, а вследствие соблюдения заповедей Бога, который заповедал Моисею о царе Израильском: Только чтоб он не умножал себе коней… и чтобы не умножал себе жен (Втор. 17:16-17). Если же ты, говорит он, не можешь устоять против меня, меньшего из слуг его, то как ты устоишь против такой силы царя? На сказанное же им: На Господа Бога нашего мы уповаем - он искусно и мудро отвечает, что он пришел не по своей воле, но по повелению Господа. Господь сказал мне: «Пойди на землю сию и разори ее» (1Цар. 18:25). И это служит доказательством: «Конечно, я не мог прийти сюда без воли Господа, а так как я пришел и взял многие города и [только] часть Иерусалима остается неприкосновенною: то очевидно, что я пришел по Его воле».

В некотором толковании я читал, что этот же самый Сеннахирим взял Самарию: но это вполне ложно. Ибо священная история повествует, что в первый раз Фул, царь ассирийский, при царе израильском Менаим, опустошил десять колен. Второй Фегласфелласар, при Факее израильском, сыне Ромелии, пришел в Самарию. Третий Салманассар, при Озии, царе израильском, взял всю Самарию (4 Цар. гл. 15:17). Четвертым был Саргон, завоевавший Азот (Ис. 20). Пятым был Асараддон, который, переселив израильтян, отправил в землю иудейскую самаритан, как стражей (4Цар. 17). Шестым Сеннахирим, который взяв Лахис и прочие города иудейские, осадил Иерусалим (4Цар. 18). Другие же думают, что один и тот же называется многими именами.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга одиннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 18-22 Да не прельщает вас Езекия, глаголя: Бог ваш избавит вы: еда избавиша бози язычестии, кийждо страну свою от руки царя Ассирийска? где есть бог Емафов и Арфафов? и где бог града Сепфарима? еда возмогоша избавити Самарию от руки моея? кто от богов всех языков сих, иже избави землю свою от руки моея, яко избавит Бог Иерусалима от руки моея? И умолкоша, и никтоже отвеща ему словесе, повеления ради царева, да никтоже отвещает. И вниде Елиаким сын Хелкиев домостроитель, и Сомнас книгочий силы, и Иоах памятописец ко Езекии в растерзаных ризах, и поведаша ему словеса Рапсакова

Рапсак опять невежествует умом и оскорбляет Бога словами и высоко возмечтал о том, что царь ассирийский взял очень многие города язычников и ни один из них не был спасен лжеименными богами, в нем находящимися: но он не знал, что эти боги были дерева и камни и создание человеческой руки и ничего более. Бог же Иудеев есть живый и истинный Бог всего мира, не недавно существующий и измышленный, напротив Творец и самых веков и Зиждитель всяческих и Господь сил.

Итак Рапсак думает, что для Иудеев самым очевиднейшим доказательством того, что они непременно будут взяты в плен, хотя бы им помогал великий Бог, будет служить то, что ни один из богов Эллинских не мог спасти города или страны, в которой он был почитаем. Посему и говорит: где есть бог Емафов и Арфафов? Присовокупляет и то, что не могли спасти от руки моей и Самарию. Но я сказал бы ему: о несчастнейший! и они покланялись золотым тельцам и страна их взята (тобою), потому что Бог лишил их Своей помощи. И как я прежде сказал: если ни один из эллинских богов не спас своего города, то это нисколько не относится к истинному, действительному и великому Богу; ибо они (божеское достоинство) получили от искусства человеческого и только кажутся такими, а Он повелевает вселенной, имеет непобедимую десницу и есть Господь, управляющий силами. Рапсаку никто не отвечает, потому что царь повелел молчать, и весьма благоразумно. Ибо надлежало скорее оплакивать грубые слова, варварское превозношение и наглые речи против Бога, чем отвечать на них. И этому, думаю, учит блаженный Давид, говоря: положих устом моим хранило, внегда востати грешному предо мною. Онемех и смирихся, и умолчах от благ (Пс. 38:2, 3).

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Который из всех богов земель сих спас землю свою от руки моей? Так неужели спасет Господь Иерусалим от руки моей?

Объяснение см. в Толковой Библии т. 2-й, 4Цар. 18:13-20:19.

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 18–20 Итак да не обольщает вас Езекия, говоря: «Господь спасет нас». Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя Ассирийского? Где боги Емафа и Арпада? Где боги Сепарваима? Спасли ли они Самарию от руки моей? Который из всех богов земель сих спас землю свою от руки моей? Так неужели спасет Господь Иерусалим от руки моей?

Всякий народ, при крайних бедствиях, когда бывает склонен даже изменить своему царю, однако еще не решается отступить от своего бога. Поэтому и Езекия последнее основание своей надежды имел в Боге; эту же надежду горячим словом возбуждал и в народе. В виду этого Рапсак старается поколебать в народе даже и такое глубокое основание надежды. Как язычник, он признает, что в каждой стране и у каждого народа в его городе есть свой бог – покровитель и защитник своей страны и своего народа; и – потому, как народы, так и боги их, побеждаются одни другими. Рапсак убежден в могуществе царя ассирийского и его бога и свидетельствует это, указывая на совершившиеся и всем известные события, как царь ассирийский, при помощи своего бога завоевал сильные города Сирии – Емаф, Арфафа и Сепфарим. Не предполагая сомнения в том, он спрашивает: «где боги городов – Емафа, Арфафа и Сепфарима?» разумеется, этих богов нет уже в этих городах, боги этих городов побеждены, капища их разрушены и сами идолы взяты в добычу. Но, размышляет далее Рапсак, если это совершил царь ассирийский с богами нескольких больших и укрепленных городов, то может ли устоять Иерусалим? предполагается, что нет, и Иегова не защитит своего города, хотя бы Он и желал этого. Так дерзко думать Рапсак имел некоторое основание и сам указывал его, а именно то, что его повелитель Сеннахирим: взял Самарию, столицу родственного и соседнего царства Израильского, где тоже чтили Иегову, хотя под видом поклонения двум тельцам. Такая речь Рапсака, до известной степени, могла быть соблазнительна для народа, переносившего уже нужды осады в Иерусалиме и, конечно, не с самоотверженным терпением.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible