Скрыть
Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи – потоки.

Святые отцы

Прочие

Иустин Философ, мч. (†165)

Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи - потоки

Послушайте, в каких словах было предсказано о Христе нашем, что Он будет исцелять всякие болезни и воскрешать мертвых. Они суть следующие: С пришествием Его хромой будет скакать, как олень, язык немых будет ясен, слепые прозрят, прокаженные очистятся, и мертвые воскреснут и будут ходить. А что Он это сделал, вы можете узнать из книги «Деяний», составленных при Понтии Пилате.

Апология

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 5-6 Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи - потоки

Итак, что могут сказать об этом? Или как вообще осмелятся противиться и этому? Пророчество дает разуметь, что придет Бог, а знамения показывают и время пришествия. Ибо говорят, что во время пришествия слепые будут прозревать, хромые - ходить, глухие - слышать, и язык гугнивых сделается ясным. Итак, пусть скажут: когда такие знамения были в Израиле, или бывало ли что подобное в Иудее? Очистился прокаженный Неман, но ни один глухой не стал слышать, ни один хромой не стал ходить. Илия и Елисей воскрешали мертвых, но не прозревал слепой от рождения. Действительно, великое дело - воскресить мертвого, но и это не таково, как чудо Спасителя. Притом, если Писание не умолчало о прокаженном и о мертвеце у вдовицы, то, без сомнения, если бы хромой стал ходить и слепой прозрел, слово бы не преминуло и это сделать известным. Поскольку же умолчено об этом в Писаниях, то явно, что никогда не бывало этого прежде. Когда же совершилось это? Когда исполнилось? Не тогда ли только, когда Само Слово пришло во плоти? Когда это исполнилось? Не тогда ли, как хромые стали ходить, гугнивые начали говорить ясно, глухие услышали, слепые от рождения прозрели?

Слово о воплощении Бога-Слова, и о пришествии Его к нам во плоти

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи - потоки

Яко проторжеся вода в пустыни. Конечно этим обозначается и то избавление Иудеев, тот мир и то спокойствие, какие последовали за гибелью Ассириян, в самой же сущности исполнилось это в пришествие Господа. Ибо Он как бы проторгся (пробился) с неба, подобно живой воде снизошел в мир сей - эту жаждущую пустыню, и соделался как бы источником прибежища среди бесплодной дебри (долины).

Толкование на книгу пророка Исаии.

См. также Толкование на Ис. 35:4

Хроматий Аквилейский, свт. (†406)

Ст. 5-6 Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи - потоки

Хотя этим слепым было попущено не иметь телесного зрения, однако у них было ясное зрение веры и сердца, благодаря которому они могли видеть истинный и вечный свет - Сына Божьего, о Котором написано: Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин 1:9). Он о Себе, грядущем ради просвещения слепых, предсказал через Исаию: Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня, послал Меня благовествовать нищим и вернуть слепым зрение. О Нем же Исаия свидетельствует в другом месте так: Се, Бог наш восстановит суд; Сам придет и соделает нам славу. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих станут слышать. Об этом и Давид свидетельствовал Святым Духом, говоря: Господь восставляет сокрушенных, Господь спасает окованных, Господь просвещает слепцов.

Трактат на Евангелие от Матфея

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 5-6 Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи - потоки

Не о людях только сказано, что Он воздает и потом будет воздавать им, но также и о диаволе, так как и ему Он воздал, связав его в настоящее время. Откуда же это открывается? «Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его» (Мк.3:27): и они (демоны) говорили: «оставь! что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мк.1:24, Мф.8:29); и Господь говорил: «отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф.4:10), а также: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк.10:18), и потом: «даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью» (Лк.10:19).

«Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся». Будут исцелены телесные члены, необходимые для приобретения сообразного познания о Боге. Диавол ослепил наш путь, заключил пути знания, которые ведут нас к Богу. Выслушай блаженного Павла, который говорит: «невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим.1:20). Но как может видеть тот, у кого нет глаз? Об ушах он же сказал: «вера от слышания» (Рим.10:17). Если кто не имеет ушей, то как он может слышать? Но тех, которых ослепил враг, пришедший Христос исправил, не только обновив телесные члены, но и нравы душевные. Что пользы, если просвещены внешние члены, когда ослеплен разум? Часто и при открытых глазах не видят. Но если он (Христос) делал (врачевание) для глаз, то тем более сделает его для душ, когда заблуждение проникло в ум, или когда какая-либо болезнь возмутила правильный порядок (душевной жизни). Так это и было, Христос все это устранил. «Тогда хромой вскочит, как олень». Он даровал не только телесное здравие, но всем, приступающим к святым рукам (Его), разрешение от уз душевных. «И язык немого будет петь». Невежды и необразованные победили мудрецов и философов, кроме народа иудейского, который, будучи упрямым, ожесточился в отступлении, не послушал Священного Писания и уклонился от спасения.

«Ибо пробьются воды в пустыне, и в степи – потоки». Пророк показывает неожиданное и совокупное получение благодеяний и прохлаждение жаждущих душ. Нет иной более суровой пустыни, как бездеятельные, невозделанные души, ставшие обиталищем зверей; подобно тому, как в пустынях обитают звери и произрастают терния, так и в душах людей.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 3-10 Утвердите руки разслабленныя и укрепите колена слабыя. Скажите малодушным [или боязливым] будьте тверды и не бойтесь; вот Бог ваш приведет мщение воздаяния: сам Бог приидет и спасет вас (или, как перевели LXX: нас). Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся (или будут слышать). Тогда хромой запрыгает, как олень, и будет ясен язык немых, ибо пробились воды в пустыне и потоки в, необитаемой стране, и бывшая сухою стала озером (или топями) и жаждущая — источниками вод. В логовищах, в которых прежде обитали драконы, появится зелень тростника и камыша (вместо этого LXX перевели: будет там веселие для птиц и изгородь для стад). И будет там дорога и путь (или путь чистый), и путем святым, назовется, чрез него не пройдет оскверненный. И это будет для нас прямой путь, так что скудоумные не заблудятся по нему (или, как перевели LXX: и не будет там пути нечистаго, разсеянные же пойдут по нему и не заблудятся). Не будет там, говорит, льва, и лютый зверь не будет ходить по нем и не встретится там, но будут ходить по нем избавленные. И искупленные Господом возвратятся и приидут на Сион с хвалою, и веселие вечное на голове их. Радость и веселие будут иметь они, и удалится печаль и воздыхание

Мы соединили оба издания, чтобы, излагая каждое особо, не расширить объема книг, который [или так как он] уже выходит из границ краткости. Апостолам, о которых выше было сказано: они увидят славу Господа и благолепие Бога нашего, заповедуется, чтобы они утверждали у народов руки расслабленныя и укрепляли колена слабые, чтобы не могшие прежде вследствие расслабления рук совершать дело Божие и имевшие правую руку сухою, простерли ее на дела благая. И еще недавно хромавшие вследствие различных заблуждений между идолами будут ходить твердою поступью в истине и, укрепляя малодушных или боязливых верою в Господа, освободят их от страха, и страх одного Бога изгонит страхи всякого заблуждения. Причиною же безопасности и непоколебимости служит то, что прийдет Христос, которому Отец отдал весь суд (Ин. 5:22), и воздаст каждому по делам его.

Сам прийдет и спасет вас, которым говорится: не бойтесь, или нас, чтобы апостолы сказали, что спасение у них общее с верующими.

Тогда откроются глаза слепых и уши глухих отверзутся. Тогда хромой запрыгает, как олень, и будет ясен язык немых. Хотя это исполнилось во множестве знамений, когда Господь говорил присланным к Нему ученикам Иоанна: шедша, возвестиста Иоанну, яже видеста и слышаста: слепии прозирают, хромы ходят, прожженны очищаются, глусии слышат, мертвии востают, нищии благовествуют (Лк. 7:22): однако это же ежедневно исполняется между народами, когда бывшие прежде слепыми и наталкивавшиеся на дрова и на камни, видят свет истины. И не могшие прежде глухими ушами слышать слова Писаний, теперь радуются о заповедях Божиих, когда бывшие прежде хромыми и не ходившие по правому пути прыгают как олени, подобно своим учителям, и ясен будет язык немых, уста которых заключил сатана, чтобы они не могли исповедовать единого Господа. Глаза же откроются, уши будут слышать, хромые запрыгают и ясен будет язык немых потому, что пробились или исторглись в пустыне, которою была некогда церковь, воды спасительного крещения, и в необитаемой стране — потоки и ручьи, то есть различные духовные дарования, и бывшая сухою обратилась в озеро и топи, чтобы не только не имела сухости жажды, но была судоходною и орошенною и имела весьма много источников, к которым стремится олень и пивший которые может благословлять Господа, по оному написанному: благословите Господа от источник Исраилевых (Пс. 67:27).

В логовищах душ языческих, в которых прежде обитали драконы, будут тростник и камыш, чтобы ими писалось о вере Господней и чтобы успокоились в них утомленные прежде члены, или будет веселие для птиц и изгородь для стад, чтобы получить крылья голубя и, оставив низкое, спешить к высокому и быть в состоянии сказать с псалмопевцем: Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя (Пс. 22:1-2).

Там будет дорога и самый чистый путь, который назовется святым и который сам говорит о себе: Аз есмь путь (Ин. 14:6), по которому оскверненный не может проходить. Поэтому в псалме говорится: блажены непорочны в пути (Пс. 118:1). И этот путь, то есть Бог, будет для нас столь прямым, ровным и открытым, что нельзя будет заблудиться, и будут в состоянии ходить по нем скудоумные и неразумные, которым в Притчах говорит Премудрость: «кто неразумен, пусть приходит ко мне. И скудоумным сказала: идите и ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное для вас. Оставьте неразумие, и живите и ходите по путям мудрости» (Притч. 9:4—6). Ибо буяя мира избра Бог (1Кор. 1:27). Стоящий во главе этих скудоумных говорит в псалме: Боже, Ты увидел еси безумие мое (Пс. 68:6), и: буее Божие премудрее человек есть (1Кор. 1:25). Поэтому LXX перевели: и разсенные и отделившиеся от общества Господня не заблудятся.

Далее следует: не будет там льва: противника нашего, диавола, который рыкая ходит, чтобы войти как либо во двор овчий. И лютые звери, служители его, не будут ходить по нем. Ибо нельзя встретить следов змея на скале. Ходить же будут по избавленные от уз грехов и искупленные кровию Спасителя, и принесшие покаяние и пришедшие на Сион, о котором мы часто говорили: приступите к Сионстей горе и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному (Евр. 12:22): чтобы не искать нам, подобно иудеям, златого Сиона и Иерусалима, украшенного драгоценными камнями, который, по пророчеству Даниила, на веки обращен в пепел (Дан. 9).

И будет вечное веселие на голове хвалящих Бога, чтобы они, победив мир, могли сказать с апостолом и пророком: течение скончах, веру соблюдох; прочее соблюдается мне венец правды (2Тим. 4:7-8), и: Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас (Пс. 5:13). Тогда, по наступлении радости и веселия, удалится печаль и воздыхание, когда приидет с Сиона разрушающий. Все это мы, по апостолу Павлу, объясняем относительно первого пришествия Спасителя; иудеи же и наши иудействующие относят ко второму на основании одного стиха: возвратятся и приидут на Сион с хвалою, желая крови жертв и подчинения всех народов и красоты жен.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга десятая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 3-7 Укрепитеся, руце ослабленыя и колена разслабленая: утешитеся, малодушнии умом, укрепитеся, не бойтеся: се Бог наш суд воздает и воздаст, той приидет и спасет нас. Тогда отверзутся очи слепых, и уши глухих услышат. Тогда скочит хромый яко елень, и ясен будет язык гугнивых. Яко проторжеся вода в пустыни и дебрь в земли жаждущей. И безводная будет во езера, и на жаждущей земли источник водный будет: тамо будет веселие птицам, и селитва трости, и лузи

Подобающим тайноводством и духовным утешением для призванных из язычников к познанию Христа служат слова: Укрепитеся руце ослабленыя и колена расслабленая: ибо у тех, которые находятся еще в заблуждении, руки недеятельны и колена расслаблены. Не о членах тела, конечно, говорит сие; но мы найдем духовно недугующими тех, которые пребывают в прельщении и заблуждении; так как у них нельзя найти ни дела благочестия, ни крепости колен или ума, шествующего чистым путем правды. Но укрепитеся, говорит, дабы вы могли и к Богу прибегать. Вы же, поставленные на священнодействие Божественной проповеди, утешайте немощных, ясно говорите малодушным: укрепитеся, не бойтеся; потому что не крепок ум у неведущих Бога, они боятся и приступа страстей и древле властвовавшего над ними сатаны и сверх того смерти.

Но се Бог, продолжает, то есть, не далеко Спаситель, Который воздаст суд. Он осудит князя века сего и избавит и угнетенных сатаною от рабства у него. Ибо приидет Он, приидет и спасет нас. Так что же? Приидет тогда к живущим на земле, и отверзутся очи слепых. Служившие древле твари вместо Творца эту самую тварь, некогда вводившую их в заблуждение, соделают как бы некоторым руководителем, прекрасно ведущим к познанию Зиждителя. Ибо от красоты созданий соответственным образом созерцается и Виновник их бытия, или, как говорит Павел, невидимая Его от создания мира творенми помышляема видима суть, и присносущная сила Его и Божество (Рим. 1:20).

Итак отверзутся очи некогда слепых, и уши глухих услышат: потому что древле отвергавшие слова о Боге и старавшиеся делать неприемлемым тайноводство святых радостно примут оное. Скочит же и хромый яко елень, и ясен будет язык гугнивых. Те, которые древле не могли правильно ходить, но имели ослабленный ум, скочут на подобие оленей, то есть соделаются быстроходны и крепки ногами, очевидно мысленно; и кроме того будут убийцами змей и умеющими правильно говорить, потому что возглаголят о Божественном, уже не обращаясь более с такими словами к древу: отец мой еси ты, и камени: ты мя родил еси (Иер. 2:27). Должно знать, что и телесно исполнил сие Христос, изумляя Иудею неизреченными Божественными знамениями.

Повелел радоваться пустыне жаждущей, за тем тотчас же присоединяет и причину сей радости: яко проторжеся вода в ней, говорит. И хорошо сказано проторжеся, дабы тем обозначить обилие подаяния. Дебрь же называет вместо реки. Когда это совершится (проторжение воды), то страна, бывшая некогда безводною, обратится во езера: будет также иметь и источник водный или святый Иордан, то есть самого Спасителя всех Христа, ибо Он есть источник живота (Пс.35:10) и кладязь воды живы (Быт. 21:19). При них (озерах и источнике) явилось собрание птицам и веселие. Птицами здесь называют тех, которые возлетели над земными предметами, унеслись высоко по причине добродетели и решились помышлять горняя.

Они радуются, как источнику, Христу, сделавшему пустыню селитвою трости, и лузи (лугами), потому что обильные водою места обыкновенно всегда почти украшаются лугами. И Церковь из язычников, обогатившись потоком небесным, орошаясь Божественными дарованиями и услаждаясь учениями святых, является подательницею лугов и тростника, то есть тех, кои процвели во Христе в жизнь вечную чрез освящение.

Толкование на пророка Исаию

Лев Великий, свт. (†461)

Ст. 5-6 Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи - потоки

Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир (2Кор. 5:19), и Сам Творец исполнял роль творения, которое надлежало изменить по образу его Создателя; тогда свершились чудеса Божественных деяний, явление коих предрекал некогда пророческий дух: Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзнутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь.

Сам Господь предсказал через пророка [обращение] пяти тысяч человек, которые отмечены добродетелью: Вот я и дети, которых дал мне Бог. И они будут предзнаменованием в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сион (Ис. 8:18). А каковы будут эти знаки, тот же пророк выразил в следующих словах: Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих услышат, и хромой запрыгает, как олень.

Мы узнаём это предсказание в том хромом, который не ходил от чрева матери своей. Если мы вдумаемся, то в образе хромого узнаем еще и таинственное предобетование. Ибо этот хромой принял исцеление, замеченный Петром и Иоанном сидящим у Красных ворот. И мы до того, пока не пришли к познанию Христа, были воистину хромыми, потому что хромали в отношении добродетельной жизни, но хромали не телесным шагом, а поступью сердца. Ибо, кто чужд жизни праведной, жизни добродетельной, тот, даже имея здоровые ноги, будет хром, так как хромает сердцем и душой. Ведь путь веры ведет к истине не телесными шагами, а движением сердца.

Проповеди

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-6 Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи - потоки

Ввиду этого славного будущего, ослабевшие духом иудеи должны воспрянуть душой - ведь к ним на помощь идет Сам Всевышний, Который вернет слепым - зрение, глухим - слух и т. д. и в сухой пустыне пробьются потоки.

Очень вероятно, что пророк, сначала (4-й ст.), указав на скорое освобождение евреев из плена Самим Господом, Который уже идет для спасения Своего народа, говорит далее о временах Мессианских - о временах восстановления человечества, которое теперь страдает от разных телесных аномалий. Конечно, под глухими, слепыми и т. д. можно разуметь и слепых, глухих в переносном смысле этого слова, но нет сомнения, что сами иудеи, до времен Христа Спасителя, понимали это место как пророчество о спасающей людей от всякого зла деятельности Мессии. Если бы слова пророка следовало понимать иначе, то Христос Спаситель не привел бы их как пророчество о тех чудесах, какие Он совершал на земле, когда Иоанн Креститель спрашивал у Него: Мессия ли Он? (Мф. 11:5).

Ибо пробьются воды в пустыне, т. е. «не бойтесь же вы, малодушные! Все переменится к лучшему и в сухой пустыне найдется много воды». Эти слова представляют собою переход к следующему далее описание пути, которым пойдут освобожденные из плена евреи.

См. также Толкование на Ис. 35:1

Толковая Библия

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

Паримия в навечерие Богоявления на первом часе и водоосвящении. Глава XXXV. В сей паримии содержится предречение о цветущем состоянии новозаветной Церкви.

Ст. 5-6 Тогда отверзутся очи слепых и уши глухих услышат. Тогда скочит хромый, яко елень, и ясен будет язык гугнивых, яко проторжеся вода в пустыни и дебрь (пучина) в земли жаждущей

Пророчество о слепых, глухих, хромых, гугнивых буквально исполнилось во время земной жизни Иисуса Христа. Господь Иисус чудесно исцелял этих увечных с тем, чтобы исцеленные и свидетели исцеления видели в этих чудесах доказательство Его Божественного посланничества, как видно из того, что Он повелел двоим ученикам Иоанна Крестителя на вопрос его: Ты ли Христос, или иного чаем, сказать ему в ответе: шедше возвестите Иоанну, яже видеста и слышаста: яко слепии прозирают, хромии ходят, глусии слышат, нищии благовествуют (Мф. 7:22). Но не надо забывать, что пророческая речь Исаии относится ко времени образования Церкви из язычников, и потому целесообразнее думать, что пророк под чувственными образами изображаете духовное состояние язычников до принятия ими христианской веры и по принятии. До принятая христианства они были слепы духовно, живя во мраке заблуждений, – были глухи духовно, не слыша Божественных откровений, – были хромы духовно, ибо без помощи Божественного откровения не могли шагу сделать к свету истинному; они были гугнивы в том смысле, что не зная истинного Бога, не умели славословить Его. Но когда проповедано было им Евангелие, они сделались зрячими, ибо узрели свет истины, – слышащими, ибо вера проникла в их сердца чрез слух глаголом Божьим; они бодро пошли путем спасения, и уста их открылись для славословий Господу; даже из уст младенцев, еле умеющих лепетать, послышалась хвала Ему. Как же именно могла произойти в язычниках столь спасительная перемена? Как могла произвести ее проповедь Евангельская? – Не иначе, как при помощи благодати Святаго Духа. Благодать Святаго Духа, как вода, из камня изведенная жезлом Моисея, проторгнется живым ключом из духовного Камня – Христа (1Кор. 10:4), животворными своими струями оросит пустыню, напоит жаждущую истины и спасения землю сердца. Сам Христос благодать Святого Духа, имеющую излиться на верующих во имя Его, называете реками живой воды (Ин. 7:38-39).

Толкование на паремии из книги пророка Исаии

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

5-6. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи – потоки. 

Обитатели пустыни, потерявшие зрение и слух от палящего зноя и безтенного света, от удушливых ветров и разъедающей пыли, от мертвой тишины и однообразной дали, снова увидят и услышат, когда возродится пустыня и в ней водворится и разовьется жизнь. И кто в пустыне не мог ходить иначе как только опираясь на палку, тогда тот будет чувствовать крепость и бодрость и пойдет без поддержки легко и быстро, подобно лани, имеющей тонкие, но крепкие, легкие и подвижные ноги (ср. 2Цар.2:18). И у кого в пустыне от голода и жажды прилип к гортани пересохший язык, тот будет говорить ясно и чисто, – когда здесь появится вода и не мутная, как дождевая, но живая и чистая, свежая и ключевая, которая с силой пробьет из-под треснувшей почвы; тогда на месте раскаленных песчаных степей, появятся обильно орошенные и цветоносные долины. Образ возрожденной природы в пустыне есть образ спасения народа Божия в благодатном царстве Мессии-Искупителя (Ис.4). Здесь людям верующим даны будут все средства просвещения и учения для укрепления духовных сил, потому что только здесь откроется источник благодати Божией (Ис.55).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible