Скрыть
и на все корабли Фарсисские, и на все вожделенные украшения их.

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

и на все корабли Фарсисские, и на все вожделенные украшения их

И на всякий корабль морский. Сказав об уме высокомудрствующем и не увлекающемся предметами низкими, Пророк, сообразно с сим, в том же виде прикровенной речи рассуждает и о телах. Ибо день Господень страшен не кораблям неодушевленным, но тем, которые чрез тело обуреваются солеными волнами сей жизни. Как обремененные грузом корабли с трудом плавают и легко подвергаются кораблекрушениям, так и тела, которые от многих и обильных наслаждений отягощены тучностью и сластолюбием вовлечены в бездну погибели, называются кораблями морскими. Есть и достойные похвалы корабли, которые служат сходящим в море творити делания на водах многих (ср.: Пс. 106, 23). О них в псалме славословия сказано: тамо корабли преплавают (Пс. 103, 26). Ибо похваляются корабли, переплывающие море, но не остающиеся в нем и не погружающиеся в волнах. И живущие во плоти, но не по плоти воинствующие, попирая волну жизни и будучи ее выше, творят делания на водах многих, если нисходят в жизнь, чтобы приобресть некоторых из погрязших. За сие они видят дела Господня, в награду за свое делание приобретая разумение дел Господних и чудес во глубине (ср.: Пс. 106, 24).

И на всяко видение доброты кораблей. Да слышат сие заботящиеся об украшении тела и с любопытством предающиеся охоте смотреть на тело. Ибо не кораблей видение вредно, но рассматривание тела, возбуждающего похотение. Посему грядет день Господа на всяко видение доброты кораблей, потому что воззревший на жену ко еже вожделети ея, любодействова в сердцы своем (ср.: Мф. 5, 28); равно и жена, наряжающаяся для того, чтобы возбудить к себе вожделение невоздержных, уже любодействова в сердцы своем.

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 12-17 День бо Господа Саваофа придет на всякаго досадителя горделивого, и на всякаго высокаго и величаваго, и смирятся: и на всяк кедр Ливанский высоких и превознесенных, и на всяко древо желудя Васанска, и на всякую гору высокую, и на всякую стену высокую и на всякий столп высок, и на всякий корабль морский, и на всяко видение доброты кораблей. И падется высота человеча, и вознесется Господь един в день оный

Здесь стеною, кедром, холмом и дубом он называет сильных людей, высотою этих дерев иносказательно означая власть их; а названием корабля и видения доброты кораблей указывает на богатейших из них.

Он хочет сказать следующее: всякий человек сильный, всякий властитель, всякий военачальник, всякий обладающий богатством, всякое, так сказать, великолепие и могущество человеческое тогда уничтожится и прекратится, и ничто не поможет им избежать гнева Божьего: ни сила телесная, ни опытность в войне, ни изобилие богатства, ни покровительство власти, ни множество войска, и ничто другое подобное. О кедрах ливанских он упоминает потому, что особенно там растет это дерево, или потому, что эти предметы были близко; видением же доброты кораблей называет великолепие военачальников, окруженных богатством, оружием, копьеносцами. Впрочем, мне кажется, он намекает и на прибытие иноплеменников издалека.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

и на все корабли Фарсисские, и на все вожделенные украшения их

Вместо Фарсиса, что все одинаково перевели, одни только Семьдесят перевели море. Евреи полагают, что на их собственном языке море называется Фарсис (Tharsis), когда же называется jam, то это не по-еврейски, а по-сирийски. И Иосафат имел корабли, которые посылал в Фарсис (3Цар. 22:49), но они были разбиты в Асионгабере. Имел и Соломон, которые ходили в Фарсис (3Цар. 10:22) и через три года возвращались и привозили царю серебро и золото, слоновую кость и обезьян.

Но так как тот и другой царь согрешил, один предавшись сластолюбию и любя женщин иноземных народов, а другой соединяясь с царем Самарийским, и так как то и другое относится к язычникам и еретикам, в которых нет ничего кроме блесток красноречия, понимания построенного с дьявольскою хитростию, кроме слова убивающего, которое разумеется под клыками (слоновыми) и кроме подобия разума человеческого, на что намекается обезьянами: то поэтому в Псалмах читаем: духом бурным сокруши корабли Фарсийские (Пс. 47:8), и об этих кораблях тот же Исаия говорит: «горе парусам кораблей, которые по ту сторону Ефиопии» (Ис. 18:1 по LXX).

Есть наоборот, и хорошие корабли, о которых в тех же Псалмах говорится: сходящии в море в кораблях, творящий делания в водах многих. Тии видеша дела Господня и чудеса Его в глубине (Пс. 106:23-24). Ибо они не праздно пребывают в волнах века сего, но действуют и привозят товары господина своего и спешат прибыть к тихой пристани; они видели дела Господа и чудеса Его во глубине, когда достигают знания глубокого и исследуя созерцают все, то есть даже глубины Божий и чудеса Его. Иосиф полагает, что Фарсис есть Тарс Киликийский, другие думают, что это есть область Индии и что этим именем называется также один из двенадцати драгоценных камней, который у нас называется хризолитом вследствие сходства с морским цветом; но лучше под Фарсисом разуметь море или океан вообще.

Ибо Иона, отправившись на корабле из Иопии, не мог плыть в Индию, в которую нельзя плыть по тому морю, а просто он хотел отправиться в море и направиться к каким-нибудь островам. Дальнейшее же: и на все, что прекрасно по виду или, как перевели Семьдесят: и на всякий вид красоты кораблей, должно понимать в том же смысле, — что истребится в день Господень все, что кажется прекрасным на словах, и что построено разумом человеческим, если восстает на разум Божий.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 12–17 День бо Господа Саваофа на всякаго досадителя и горделиваго, и на всякаго высокаго и величаваго, и смирятся: и на всяк кедр Ливанский высоких и превознесенных, и на всяко древо желудя Васанска, и на всякую гору высокую, и на всякий холм высокий, и на всякий столп высок и на всякую стену высокую, и на всякий корабль морский, и на всяко видение доброты кораблей. И смирится всякий человек, и падется высота человеча, и вознесется Господь един в день оный

Время войны и исполнение над ними гнева (божественного) называет днем Господним. Ибо таков образ выражения, свойственный богодухновенному Писанию; так что и самое время пришествия нашего Спасителя Давид обозначает именем дня, говоря так: Сей день, егоже сотвори Господь: возрадуемся и возвеселимся вонь (Пс. 117:24). Посему, говорит, будет время гнева на всякого своевольного и высокомерного: а своевольными, кажется, называет тех, которые унижают славу божественную тем, что не хотят поклоняться ей, напротив, преданы тем богам, которых сами изобрели; гордыми же называет тех, которые небрегли о божественных законах и ни во что вменяли божественные постановления. И блаженный Давид говорит: гордии законопреступоваху до зела (Пс. 118:51). Поелику в Иудее и Иерусалиме было очень много таких, которые сильно величались богатством, и безмерно пристрастны были ко множеству денег, много было выдававшихся из ряда других и сильных своею властью, не умеренно величавшихся своим благородным происхождением, поднявшихся высоко, и как бы надутых; то и говорит, что их-то в особенности и постигнет гнев божественный, прикровенно указывая на положение или степень каждого; ибо уподобляет их кедрам ливанским: видех, говорит, нечестиваго превозносящася, и высящася яко кедры ливанския (Пс. 36:35), и деревьям, вырастающим из желудя Васанского, то есть дубам, растущим в стране Васанской; страна эта находится в Иудее и ныне называется Васанской, которая весьма богата растительностью и имеет толстые и весьма высокие кедры. Точно так же сравнивает их с холмами и горами и, сверх того, с башнями и стенами высокими. А что в стране были средства к умножению богатства, то и присовокупляет, говоря и на всякий корабль морской и на всяко видение доброты кораблей. Это может быть понимаемо двояко. Ибо когда уже объявлена была война и когда ожидали появления Вавилонян, Израильтяне, оставивши мысль о надежде на Бога, призвали на помощь Египтян, наняли Тир и другие соседние народы. А Тиряне все были моряки, опытные в торговых делах и великолепно устроявшие корабли. Когда же пришел Вавилонянин, то он опустошил землю Тирян, прежде чем опустошить землю Иудейскую. Вот об этом-то в сих словах и говорит нам пророческое слово; а может быть оно означает и следующее: очень многие из ларей израильских имели торговые корабли, которые привозили им (товары) из страны и земли Индийской и других стран и городов. Поэтому у них скопилось большое богатство, от чего они сделались высокими, подобно кедрам и дубам, горам и башням. А что вместе с гордыми погибнет и богатство, то есть прибыли, получаемые от торговли и мены, на это ясно указывает. Небезызвестно также и то, что Израильтяне деньгами привлекали многих на помощь себе, потому что Бог чрез другого пророка говорит: и бяше Ефрем яко голубь безумный, не имый сердца: Египта моляше, и в Ассирианы отъидоша. Якоже идут, возложу на ня мрежу Мою, якоже птицы небесныя свергу я, накажу я в слух скорбения их (Ос. 7:11-12). Итак, суд Божий против них был неизбежен. Не безумно ли, или, лучше сказать, не нечестиво ли, оставивши надежду на Него, увлекаться пустыми и неразумными помыслами, воображая, что если Он не хочет спасти их, то кто-нибудь другой избавит их, и что увеличение человеческих вспомогательных средств изменит Его определения? Ибо если, говорит, замкнет от человека, кто отопрет? Итак, благо уповати на Господа, нежели уповати на человека, по слову Псалмопевца.

Толкование на пророка Исаию

Якимов Иван Степанович, профессор (†1885)

15-16. и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену, и на все корабли Фарсисские, и на все вожделенные украшения их.
15-16. и на всякий столп высок и на всякую стену высокую, и на всякий корабль морский и на всяко видение доброты кораблей.

Между тем как два предыдущих стиха содержат угрозу естественному величию природы, в настоящих двух стихах угроза произносится искусственным сооружениям и приобретённым сокровищам человека. «Корабли Фарсисские», в буквальном смысле слова, суть корабли, ездившие в Таршиш (Tartessus, Ταρτησσος) – город и страну на западном берегу Испании, при устьях Гвадалквивира. В более широком и менее строгом смысле, кораблями Фарсисскими называются корабли, предназначенные вообще для дальних морских плаваний: ср. 3Цар.9:26-28, где говорится о корабле Соломоновом, отправлявшемся из Эцион-гавера – следовательно, по Индийскому океану – в Офир, с 3Цар.10:22, где тот же корабль называется «фарсисским». Поэтому гр.-слав. перевод: «корабль морский» правильно выражает смысл текста. Вторая половина стиха указывает на содержимое фарсисских кораблей, на предметы привоза, совершавшегося этими кораблями; "всяко видение добро́ты" = всякая дорогая изящная вещь. По 3Цар.10:22, из Эцион-Гавера – при Элафе – ездили в Офир и привозили оттуда золото, серебро, слоновую кость, павлинов и обезьян. В царствования Озии и Иоафама, когда Элаф был возвращён Иудее, его гаванью – Эцион-Гавером пользовались, вероятно, для тех же целей, что и при Соломоне: предметы привоза, вероятно, не изменились.

Толкование на книгу св. пророка Исаии (главы 1–12). Часть 1

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-16 и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские, и на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы, и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену, и на все корабли Фарсисские, и на все вожделенные украшения их

Кедры на горах Ливана росли прежде в изобилии. Их вечно зеленый наряд и ветви, распространяющиеся зонтообразно, представляются очень красивыми и величественными.

Дубы в Васане (заиорданская область) отличались своей крепостью.

Башни строили для наблюдения за приближением вражеских войск цари Озия и Иоафам; они же возводили стены Иерусалима (2Пар 26:9; 27:3).

Корабли Фарсисские — это большие морские суда, на которых можно было ездить в Фарсис (финикийская колония в Испании) и в другие отдаленные страны (3Цар. 9:26-28).

Украшение кораблей — дорогие вещи, которые доставлялись на кораблях в Палестину (3Цар. 10:22). Озия, как известно (4Цар. 14:22), завладел эланитской гаванью Чермного моря, которая потом при Ахазе опять была утрачена иудеями (4Цар. 16:6).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.12-16   Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, – и оно будет унижено, – и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские, и на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы, и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену, и на все корабли Фарсисские, и на все вожделенные украшения их.

     Высочайшие кедры на склонах гор Ливанских, крепчайшие дубы в заиорданской области – Васане; горы, холмы, крепостные башни и стены, тяжело нагруженные корабли из Фарсиса, все эти предметы наглядно и картинно представляют высоту, славу, силу, гордость, крепость, отвагу, защиту и богатство – царей, князей, судей, военачальников, старейшин, вельмож и купцов.
Но все это величие людское ничтожно перед Господом Саваофом, Которому совершенно подчинены все силы природы. По воле Божией, кедр, высокий сам по себе, недосягаемо возвышающийся над окружающим царством растений, и крепкий дуб, едва поддающийся тяжкому удару острой секиры, легко ломаются и падают от порывистых ударов урагана (Пс.28:5-6). Горы, возвышающиеся до облаков, и широкие холмы, легко выдерживающие на своей поверхности обширные города и мощные крепости, расседаются, разрушаются, понижаются и совсем проваливаются от неотразимых ударов землетрясения (Иов.9:4-6). Сами крепостные башни и стены, непробиваемые сильнейшими ударами неприятельских стенобитных машин, падают при звуке священных труб пред святым Ковчегом завета и погребают под развалинами своих защитников и защищаемых (Nav.1.6:1-4,15,19). Корабли, тяжело нагруженные вожделенными сокровищами, несутся на парусах в открытое море; но паруса не выдерживают порывистых ударов бури и рвутся, а корабли, неуправляемые среди ярых волн, опрокидываются и тонут в морской пучине (Пс.47:8). Так все покорно Господу Вседержителю; кто же из людей, живущих на горах или в крепостях, и кто из идолов, стоящих в дубравах или на холмах, может противостать силе Его гнева?

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible