Скрыть
Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, – и оно будет унижено, –

Святые отцы

Прочие

Антоний Великий, прп. (†356)

День бо Господа Саваофа придет на всякаго досадителя горделивого, и на всякаго высокаго и величаваго, и смирятся

Итак, возлюбленные мои, не презирайте никого. Корень презрения есть гордость: она навлекла некогда гнев Божий на людей. Посему пророк Исаия сказал: день Господа Саваофа на всякаго досадителя и горделиваго, и на всякаго высокаго и величаваго.

Смотрите, возлюбленные мои, сколь великое горе ожидает гордых. Итак, мы должны плакать о себе в сокрушении сердца.

Письма к монахам

Василий Великий, свт. (†379)

Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, – и оно будет унижено

День бо Господа Саваофа на всякаго досадителя и горделиваго. Может быть, первый грех есть досаждение и гордыня, потому что диавол, сделавшись досадителем от пресыщения дарованными ему благами, отступил от Бога и отторгнул с собой сопротивные силы, говоря: выше звезд небесных поставлю престол мой, сяду на горе высоце, на горах высоких, яже к северу; взыду выше облак, буду подобен Вышнему (Ис. 14, 13–14).

Поэтому с сего же начинается и отмщение. И если кто разгордевся в суд впал диаволь (ср.: 1Тим 3, 6), то и осужден будет вместе с началовождем и как бы зиждителем гордыни, ибо Господь гордым противится (ср.: 1Пет. 5, 5). Началом гордыни бывает обыкновенно презорство. Кто презирает и считает за ничто других и одних признает бедными, других – людьми низкого происхождения, иных же – невеждами, тот вследствие такого презорства доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, благородным, богатым, сильным, и презрение служит для него началом гордыни. Ибо гордиться – значит прилагать усилие стать выше других, а чтобы достигнуть сего, человек уничижает ближнего, превозносит же себя самого. И презорство есть начало гордыни, и гордыня – злое порождение презорства. Посему и отмщение на всякаго досадителя и горделиваго, потому что сродные грехи и наказываются подобным образом. Итак, славный день Господень принесет с собой отмщение на всякаго досадителя и горделиваго.

И на всякаго высокаго и величаваго. Тем же пороком одержимы высокий и величавый (μετέωρος), отличаются же от досадителя и горделиваго только своим положением. Последний оказывает презорство и гордыню пред другими, а первый, когда и один, превозносит сам себя, величается и возвышает себя по суетности ума.

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 12-17 День бо Господа Саваофа придет на всякаго досадителя горделивого, и на всякаго высокаго и величаваго, и смирятся: и на всяк кедр Ливанский высоких и превознесенных, и на всяко древо желудя Васанска, и на всякую гору высокую, и на всякую стену высокую и на всякий столп высок, и на всякий корабль морский, и на всяко видение доброты кораблей. И падется высота человеча, и вознесется Господь един в день оный

Здесь стеною, кедром, холмом и дубом он называет сильных людей, высотою этих дерев иносказательно означая власть их; а названием корабля и видения доброты кораблей указывает на богатейших из них.

Он хочет сказать следующее: всякий человек сильный, всякий властитель, всякий военачальник, всякий обладающий богатством, всякое, так сказать, великолепие и могущество человеческое тогда уничтожится и прекратится, и ничто не поможет им избежать гнева Божьего: ни сила телесная, ни опытность в войне, ни изобилие богатства, ни покровительство власти, ни множество войска, и ничто другое подобное. О кедрах ливанских он упоминает потому, что особенно там растет это дерево, или потому, что эти предметы были близко; видением же доброты кораблей называет великолепие военачальников, окруженных богатством, оружием, копьеносцами. Впрочем, мне кажется, он намекает и на прибытие иноплеменников издалека.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, - и оно будет унижено

И это находится в связи с предшествующим. В день тот, говорит, в который возвысится один Господь, то есть в день отмщения Господня, все возносящиеся, надменные, и гордые подвергнутся плену и мечу. Μεταφορικώς (метафорически) же речь идет о вельможах и князьях: что чем более будут гордиться, тем более будут унижены, ибо Господь гордым противится, смиренным же дает благодать (1Пет. 5:5).

Понимающие это в отношении ко дню суда, думают, что гордым, возносящимся, высокомерным и надменным называется диавол. Он с гордостью говорит: «поставлю престол мой выше звезд небесных, сяду на горе высокой, на всех горах высоких к северу, взойду на облака, буду подобен Всевышнему» (Ис. 14:13-14), тогда как из уст младенцев и грудных детей совершится хвала, чтобы был низвергнут враг и мститель (Пс. 8:3).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 12–17 День бо Господа Саваофа на всякаго досадителя и горделиваго, и на всякаго высокаго и величаваго, и смирятся: и на всяк кедр Ливанский высоких и превознесенных, и на всяко древо желудя Васанска, и на всякую гору высокую, и на всякий холм высокий, и на всякий столп высок и на всякую стену высокую, и на всякий корабль морский, и на всяко видение доброты кораблей. И смирится всякий человек, и падется высота человеча, и вознесется Господь един в день оный

Время войны и исполнение над ними гнева (божественного) называет днем Господним. Ибо таков образ выражения, свойственный богодухновенному Писанию; так что и самое время пришествия нашего Спасителя Давид обозначает именем дня, говоря так: Сей день, егоже сотвори Господь: возрадуемся и возвеселимся вонь (Пс. 117:24). Посему, говорит, будет время гнева на всякого своевольного и высокомерного: а своевольными, кажется, называет тех, которые унижают славу божественную тем, что не хотят поклоняться ей, напротив, преданы тем богам, которых сами изобрели; гордыми же называет тех, которые небрегли о божественных законах и ни во что вменяли божественные постановления. И блаженный Давид говорит: гордии законопреступоваху до зела (Пс. 118:51). Поелику в Иудее и Иерусалиме было очень много таких, которые сильно величались богатством, и безмерно пристрастны были ко множеству денег, много было выдававшихся из ряда других и сильных своею властью, не умеренно величавшихся своим благородным происхождением, поднявшихся высоко, и как бы надутых; то и говорит, что их-то в особенности и постигнет гнев божественный, прикровенно указывая на положение или степень каждого; ибо уподобляет их кедрам ливанским: видех, говорит, нечестиваго превозносящася, и высящася яко кедры ливанския (Пс. 36:35), и деревьям, вырастающим из желудя Васанского, то есть дубам, растущим в стране Васанской; страна эта находится в Иудее и ныне называется Васанской, которая весьма богата растительностью и имеет толстые и весьма высокие кедры. Точно так же сравнивает их с холмами и горами и, сверх того, с башнями и стенами высокими. А что в стране были средства к умножению богатства, то и присовокупляет, говоря и на всякий корабль морской и на всяко видение доброты кораблей. Это может быть понимаемо двояко. Ибо когда уже объявлена была война и когда ожидали появления Вавилонян, Израильтяне, оставивши мысль о надежде на Бога, призвали на помощь Египтян, наняли Тир и другие соседние народы. А Тиряне все были моряки, опытные в торговых делах и великолепно устроявшие корабли. Когда же пришел Вавилонянин, то он опустошил землю Тирян, прежде чем опустошить землю Иудейскую. Вот об этом-то в сих словах и говорит нам пророческое слово; а может быть оно означает и следующее: очень многие из ларей израильских имели торговые корабли, которые привозили им (товары) из страны и земли Индийской и других стран и городов. Поэтому у них скопилось большое богатство, от чего они сделались высокими, подобно кедрам и дубам, горам и башням. А что вместе с гордыми погибнет и богатство, то есть прибыли, получаемые от торговли и мены, на это ясно указывает. Небезызвестно также и то, что Израильтяне деньгами привлекали многих на помощь себе, потому что Бог чрез другого пророка говорит: и бяше Ефрем яко голубь безумный, не имый сердца: Египта моляше, и в Ассирианы отъидоша. Якоже идут, возложу на ня мрежу Мою, якоже птицы небесныя свергу я, накажу я в слух скорбения их (Ос. 7:11-12). Итак, суд Божий против них был неизбежен. Не безумно ли, или, лучше сказать, не нечестиво ли, оставивши надежду на Него, увлекаться пустыми и неразумными помыслами, воображая, что если Он не хочет спасти их, то кто-нибудь другой избавит их, и что увеличение человеческих вспомогательных средств изменит Его определения? Ибо если, говорит, замкнет от человека, кто отопрет? Итак, благо уповати на Господа, нежели уповати на человека, по слову Псалмопевца.

Толкование на пророка Исаию

Якимов Иван Степанович, профессор (†1885)

12. Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, и оно будет унижено,
12. День бо Господа Саваофа на всякаго досадителя и горделиваго, и на всякаго высокаго и величаваго, и смирятся:

"День бо Господа Саваофа" (ср. Ис.1:9) есть день суда Его над человечеством (ср. Ис.34:8), в частности – день осуждения, кары грешников (Ис.13:6; 22:5; Иоил.10:15; 2:1 и сл., Ам.5:18 и сл.). День этот представляется не наступившим, но только имеющим наступить в близком будущем: буквально с евр. «день у Господа (готов)»

Толкование на книгу св. пророка Исаии (главы 1–12). Часть 1

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, – и оно будет унижено

День Господа Саваофа – день грозного суда Божия (ср. Иоил. 1:15; 2:1 и cл.). Об имени Господь Саваоф см. гл. 1 ст. 9.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.12-16   Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, – и оно будет унижено, – и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские, и на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы, и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену, и на все корабли Фарсисские, и на все вожделенные украшения их.

     Высочайшие кедры на склонах гор Ливанских, крепчайшие дубы в заиорданской области – Васане; горы, холмы, крепостные башни и стены, тяжело нагруженные корабли из Фарсиса, все эти предметы наглядно и картинно представляют высоту, славу, силу, гордость, крепость, отвагу, защиту и богатство – царей, князей, судей, военачальников, старейшин, вельмож и купцов.
Но все это величие людское ничтожно перед Господом Саваофом, Которому совершенно подчинены все силы природы. По воле Божией, кедр, высокий сам по себе, недосягаемо возвышающийся над окружающим царством растений, и крепкий дуб, едва поддающийся тяжкому удару острой секиры, легко ломаются и падают от порывистых ударов урагана (Пс.28:5-6). Горы, возвышающиеся до облаков, и широкие холмы, легко выдерживающие на своей поверхности обширные города и мощные крепости, расседаются, разрушаются, понижаются и совсем проваливаются от неотразимых ударов землетрясения (Иов.9:4-6). Сами крепостные башни и стены, непробиваемые сильнейшими ударами неприятельских стенобитных машин, падают при звуке священных труб пред святым Ковчегом завета и погребают под развалинами своих защитников и защищаемых (Nav.1.6:1-4,15,19). Корабли, тяжело нагруженные вожделенными сокровищами, несутся на парусах в открытое море; но паруса не выдерживают порывистых ударов бури и рвутся, а корабли, неуправляемые среди ярых волн, опрокидываются и тонут в морской пучине (Пс.47:8). Так все покорно Господу Вседержителю; кто же из людей, живущих на горах или в крепостях, и кто из идолов, стоящих в дубравах или на холмах, может противостать силе Его гнева?

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible