Скрыть
Naquele dia chamarei a meu servo Eliaquim, filho de Hilquias,

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 15-25 Так говорит Господь Бог воинств: ступай, войди к тому, который живет в скинии, к Совне, начальнику храма, и скажи ему: чего ты здесь? или неужели есть кто нибудь здесь, что ты высек себе здесь гробницу? Ты высек на возвышенности памятник, тщательно (высек) в скале жилище себе. Вот Господь перебросит тебя, как перебрасывается петух, и как легкую одежду, так приподнимет тебя. Венчая увенчает тебя бедою, как мяч бросит тебя в землю обширную и пространную; там умрешь ты и там будут колесницы славы твоей поношением для дома Господа твоего. И изгоню тебя с места твоего, и с служения твоего свергну тебя. И будет в день тот, призову раба Моего Елиакима, сына Хелкиина. И одену его в одежду твою, и поясом твоим укреплю его, и власть твою дам в руку его; и будет он отцем для жителей Иерусалима и для дома Иудина. И возложу ключ дома Давидова на рамо его, и отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит. И укреплю его, как гвоздь в месте твердом, и будет он престолом славы для дома отца своего. И повесят на нем всю славу дома отца его, различные роды утвари: всякий сосуд маленький от сосудов для питья до всякаго музыкальнаго орудия. В день тот, говорит Господь воинств, сокрушится гвоздь утвержденный в месте твердом, и сломится и упадет и погибнет что висело на нем, ибо Господь Бог сказал

Выше мы сказали, что Совна был первосвященник, предавший город Ассириянам. Но так как это — еврейское предание, Писание же не говорит об этом: то будем признавать его гордым, надменным, сластолюбивым и презирающим народ; и так как он сделал все изображаемое пророком, то священство его было перенесено на Елиакима, сына Хелкиина, чтобы по его низложении был новый первосвященник. Из сего разумеем, что со всею тщательностию должно устранять гордость, которая оскорбляет Бога и не может быть безопасна даже и под покровом первосвященства. Это тот Совна (как некоторые думают) и тот Елиаким, о которых тот же пророк говорил: «Послал царь Ассирийский из Лахиса в Иерусалим Рабсака с большим войском; и он остановился у водопровода верхняго пруда, на дороге поля белильничьяго. И вышел к нему Елиаким, сын Хелкиин, начальник дворца, и Совна писец, и Иоах,— сын Асафов, дееписатель» (Ис. 36:2-3). Итак пророку повелевается войти к первосвященнику, который жил, по LXX, в притворе храма, по Акиле в скинии, вместо чего Феодотион, следуя еврейскому тексту, поставил: войди к Соцену тому, что можно перевести к справедливому и праведному (чтобы, т.е., по противоположению мы разумели несправедливого и порочного), — войди к первосвященнику храма и скажи ему: ты живешь в доме Божием, а о беззакониях твоих кричит весь город: зачем же ты беспечен в злодеяниях своих и как будто не боишься плена? зачем ты высек себе в скале гробницу и устроил ее так роскошно, чтобы честолюбие сопровождало тебя и по смерти? Слушай что определил тебе Господь: как легко поднимается на руку петух и как незаметно каждый носит на плечах верхнюю одежду, так легко будет перебросить тебя в плен. Не золотая корона будет у тебя, не венец освящения Господня, но венец горести и скорби. Ибо как шар, если бросается по покатости, то не может удержаться на месте, но быстро катится, так и ты будешь отведен в землю обширнейшую, под которою мы должны разуметь или Египет, или поля Вавилонии. И ты умрешь там, и там будут колесницы славы твоей, все почести и богатства, какими ты теперь гордишься. Там почувствуешь ты поругание дома Господа твоего, ибо ты потерпишь это за злодеяния твои и за поругание храма Бога твоего. Низложу тебя с высокого сана твоего и низрину с должности первосвященства, и вместо тебя облеку в одежды твои Елиакима раба Моего, сына Хелкиина, и украшу его твоим препоясанием, как Елеазар облечен был в одежды Аарона, отца своего. Ему И дам власть над храмом, ему, которому народ не подчинен как раб, но который любит его как сын. Он получит ключ от дома Моего и будет носить его на раменах своих и будет иметь власть совершать все обряды и как на гвозде, вбитом в стену храма и утвержденном в самом крепком месте висит вся утварь священников и левитов, все необходимое для жертвоприношений и музыкальные орудия всякого рода, так весь народ будет зависеть от власти раба Моего Елиакима.

Слова же: в тот день сокрушится гвоздь утвержденный в месте твердом, и сломится, и упадет, и погибнет, что висело на нем, ибо Господь Бог сказал, многие относят к Совне, что когда будет вбит гвоздь — Елиаким, то прежде вбитый гвоздь падет. Но так как далее следует: и погибнет что висело на нем, чего по низложении Совны не произошло: то по нашему разумению здесь говорится то, что по низложении Совны получил первосвященство Елиаким, священническое достоинство коего пресеклось с окончательным пленом. Понимающие все в смысле таинственном думают что в первосвященстве Совны падает священство Иудейское, а в преемстве Елиакима, что значит: Бог воскресающий, указываются тайны богослужения Евангельского, так что слова: в день тот, говорит Господь воинств, сокрушится гвоздь, утвержденный в месте твердом, и сломится и упадет, относятся к падению народа первого. Но никто не сомневается что в смысле и историческом и аллегорическом, так как сказал о гвозде, то продолжается метафора касательно вешания на нем сосудов различного рода,—что с сокрушением одних будут повешены на нем другие.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая


Ст. 15-25 Так говорит Господь Бог воинств: ступай, войди к тому, который живет в скинии, к Совне, начальнику храма, и скажи ему: чего ты здесь? или неужели есть кто нибудь здесь, что ты высек себе здесь гробницу? Ты высек на возвышенности памятник, тщательно (высек) в скале жилище себе. Вот Господь перебросит тебя, как перебрасывается петух, и как легкую одежду, так приподнимет тебя. Венчая увенчает тебя бедою, как мяч бросит тебя в землю обширную и пространную; там умрешь ты и там будут колесницы славы твоей поношением для дома Господа твоего. И изгоню тебя с места твоего, и с служения твоего свергну тебя. И будет в день тот, призову раба Моего Елиакима, сына Хелкиина. И одену его в одежду твою, и поясом твоим укреплю его, и власть твою дам в руку его; и будет он отцем для жителей Иерусалима и для дома Иудина. И возложу ключ дома Давидова на рамо его, и отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит. И укреплю его, как гвоздь в месте твердом, и будет он престолом славы для дома отца своего. И повесят на нем всю славу дома отца его, различные роды утвари: всякий сосуд маленький от сосудов для питья до всякаго музыкальнаго орудия. В день тот, говорит Господь воинств, сокрушится гвоздь утвержденный в месте твердом, и сломится и упадет и погибнет что висело на нем, ибо Господь Бог сказал

Выше мы сказали, что Совна был первосвященник, предавший город Ассириянам. Но так как это — еврейское предание, Писание же не говорит об этом: то будем признавать его гордым, надменным, сластолюбивым и презирающим народ; и так как он сделал все изображаемое пророком, то священство его было перенесено на Елиакима, сына Хелкиина, чтобы по его низложении был новый первосвященник. Из сего разумеем, что со всею тщательностию должно устранять гордость, которая оскорбляет Бога и не может быть безопасна даже и под покровом первосвященства. Это тот Совна (как некоторые думают) и тот Елиаким, о которых тот же пророк говорил: «Послал царь Ассирийский из Лахиса в Иерусалим Рабсака с большим войском; и он остановился у водопровода верхняго пруда, на дороге поля белильничьяго. И вышел к нему Елиаким, сын Хелкиин, начальник дворца, и Совна писец, и Иоах,— сын Асафов, дееписатель» (Ис. 36:2-3). Итак пророку повелевается войти к первосвященнику, который жил, по LXX, в притворе храма, по Акиле в скинии, вместо чего Феодотион, следуя еврейскому тексту, поставил: войди к Соцену тому, что можно перевести к справедливому и праведному (чтобы, т.е., по противоположению мы разумели несправедливого и порочного), — войди к первосвященнику храма и скажи ему: ты живешь в доме Божием, а о беззакониях твоих кричит весь город: зачем же ты беспечен в злодеяниях своих и как будто не боишься плена? зачем ты высек себе в скале гробницу и устроил ее так роскошно, чтобы честолюбие сопровождало тебя и по смерти? Слушай что определил тебе Господь: как легко поднимается на руку петух и как незаметно каждый носит на плечах верхнюю одежду, так легко будет перебросить тебя в плен. Не золотая корона будет у тебя, не венец освящения Господня, но венец горести и скорби. Ибо как шар, если бросается по покатости, то не может удержаться на месте, но быстро катится, так и ты будешь отведен в землю обширнейшую, под которою мы должны разуметь или Египет, или поля Вавилонии. И ты умрешь там, и там будут колесницы славы твоей, все почести и богатства, какими ты теперь гордишься. Там почувствуешь ты поругание дома Господа твоего, ибо ты потерпишь это за злодеяния твои и за поругание храма Бога твоего. Низложу тебя с высокого сана твоего и низрину с должности первосвященства, и вместо тебя облеку в одежды твои Елиакима раба Моего, сына Хелкиина, и украшу его твоим препоясанием, как Елеазар облечен был в одежды Аарона, отца своего. Ему И дам власть над храмом, ему, которому народ не подчинен как раб, но который любит его как сын. Он получит ключ от дома Моего и будет носить его на раменах своих и будет иметь власть совершать все обряды и как на гвозде, вбитом в стену храма и утвержденном в самом крепком месте висит вся утварь священников и левитов, все необходимое для жертвоприношений и музыкальные орудия всякого рода, так весь народ будет зависеть от власти раба Моего Елиакима.

Слова же: в тот день сокрушится гвоздь утвержденный в месте твердом, и сломится, и упадет, и погибнет, что висело на нем, ибо Господь Бог сказал, многие относят к Совне, что когда будет вбит гвоздь — Елиаким, то прежде вбитый гвоздь падет. Но так как далее следует: и погибнет что висело на нем, чего по низложении Совны не произошло: то по нашему разумению здесь говорится то, что по низложении Совны получил первосвященство Елиаким, священническое достоинство коего пресеклось с окончательным пленом. Понимающие все в смысле таинственном думают что в первосвященстве Совны падает священство Иудейское, а в преемстве Елиакима, что значит: Бог воскресающий, указываются тайны богослужения Евангельского, так что слова: в день тот, говорит Господь воинств, сокрушится гвоздь, утвержденный в месте твердом, и сломится и упадет, относятся к падению народа первого. Но никто не сомневается что в смысле и историческом и аллегорическом, так как сказал о гвозде, то продолжается метафора касательно вешания на нем сосудов различного рода,—что с сокрушением одних будут повешены на нем другие.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 20-24 И будет в тот день, призову раба Моего Елиакима, сына Хелкиина, и одену его в одежду твою, и поясом твоим опояшу его, и власть твою передам в руки его; и будет он отцом для жителей Иерусалима и для дома Иудина. И ключ дома Давидова возложу на рамена его; отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит. И укреплю его как гвоздь в твердом месте; и будет он как седалище славы для дома отца своего. И будет висеть на нем вся слава дома отца его, детей и внуков, всей домашней утвари до последних музыкальных орудий

Но когда говорит: Призову Елиакима (имя которого толкуется воскресение Бога)… тогда говорит: будет висеть на нем вся слава дома отца его (Ис. 22:20-24). А дом Отца Христа какой иной мог быть, кроме Церкви? Но кто славен в нем, тот будет уповать на Христа, и не только один славный по суду мира, но хотя бы кто был и ничтожным по этому суду, ибо праведен и нелицемерен Бог всяческих, напротив, воздает каждому по мере возраста духовного, так как в духовном отношении одни суть отцы, другие же еще дети, отроки, юноши.

Толкование на пророка Исаию


Ст. 20–24 И будет в той день, и призову раба Моего Елиакима сына Хелкиева и облеку его во утварь твою, и венец твой дам ему и державу твою, и строительство твое дам в руце его: и будет яко отец живущим во Иерусалиме, и живущим во Иудеи. И дам ему славу Давидову, и обвладеет, и не будет противоглаголющаго и дам ему ключ дому Давидова на рамо его, и отверзет, и не будет затворяющаго, и затворит, и не будет отверзающаго. И поставлю его князя на месте верне, и будет на престоле славы дому отца своего. И будет уповаяй на него всяк славный в дому отца его, от мала даже до велика: и будут зависяще на нем в той день

Это повествование не отступает от истории, ибо и оно еще направлено против Сомнана домоправителя, который получил славу священства, но так злоупотреблял им и так притеснял всякого приходившего к нему, что был невыносимым корыстолюбцем и не было ничего постыдного, чего бы он не совершил. Итак, после того, как он извержен будет, то есть, отведен будет в страну пространную и безмерную, призову, говорит, в то время раба Моего Елиакима сына Хелкиева. Называя его своим рабом, он засвидетельствовал о его послушании. А что он дарует ему славу священства, это он показывает, обещая возложить на него венец и говоря, что даст ему облачение и домостроительство и власть, то есть, силу управлять подвластным народом. И сверх того засвидетельствовал, что он будет человек благих нравов, не высокомерен подобно Сомнану, но как отец верный и добрый. Поэтому он будет утвержден на месте верне, то есть на крепко охраняемом для него и прочном, так что и всякий знатный и славный будет желать на него возлагать надежду, не как на Бога, потому что ему многого недостает для этого, но как на любвеобильного отца. И будет, говорит, охранять и защищать малого и великого, и так будет возлюблен, что подвластный ему народ будет как бы виснуть на нем. И это, как я сказал, представляет нам историческое повествование. Однако думаем, что более глубоким смыслом (речи) опять указывается нам на таинство Христа. Ибо книжники и фарисеи, увенчанные священством по закону, были не послушны, жестоки и горды, пристрастны к богатству, почитатели богатых людей и творили все ненавистное Богу. И сам пророк Исаия в начале книги говорит: како бысть блудница град верный, Сион полн суда, в немже правда почиваше, ныне же в нем убийцы: сребро ваше неискушено, корчемницы твои мешают вино с водою. Князи твои не покаряются, общницы татем, любяще дары, гоняще воздаяние, сирым не судящии и суду вдовиц не внимающии (Ис. 1:21-23). Обвиняет их и сам Спаситель, говоря так: Горе вам книжницы и фарисее, лицемери, яко одесятствуете мятву, и копр, и кумин, и остависте вящщая закона, суд и милость и веру (Мф. 23:23) и что еще нечестивее сделались и богоубийцами. По сей причине они лишены были почестей священства и устранены были от власти над народом и удалены были от вверенного им домостроительства по закону и лишились священных венцов и подобающего священникам одеяния. После них призван был Господь наш Иисус Христос, наш великий архиерей: ибо, как пишет блаженный Павел, никтоже сам себе приемлет честь, но званный от Бога, якоже и Христос не себе прослави быти первосвященника, но глаголавый к нему: Ты еси священник во век, по чину Мелхиседекову (Евр. 5:4-6). Будучи по естеству Богом и Господом всяческих и принимая от всех служение, когда сделался человеком, Он стал и нашим первосвященником, и говорится о Нем, что Он, получил славу Давида, то есть начальство и царство над Израилем. Израилем же мы называем вовсе не Израиля по плоти, но духовного и мысленного: не вси бо сущии от Израиля, сии Израиль: ни зане суть семя Авраамле, вси чада (Рим. 9:6-7), но оправданные верою, последующие стопам отца Авраама, – они-то и суть чада Авраама и называются сынами обетования и Израилем. Когда же явлен был общий наш архиерей Христос, тогда, говорит, не будет противоглаголющаго: ибо ничтоже успеет, враг на него и сын беззакония не приложит озлобити его (Пс. 88:23). А также (можно понимать) и иным образом. Израиль воспротивился ему, а язычники с радостью подчинились его владычеству. Посему и находим, что Он говорит устами Давида об Израиле: избавиши мя от пререкания людий, о язычниках же: поставиши мя во главу языков, людие, ихже не ведех, работаша ми: в слух уха послушаша мя: сынове чуждии солгаша ми: сынове чуждии обетшаша, и охромоша от стезь своих (Пс. 17:44-46): обетшаша и стали близки к погибели и имели как бы пораженный ум, сыновья сделались чужими, то есть, Израильтяне, – древле они были первенцем (между народами), – но когда солгали Христу, сделались чужими для Него; ибо они напоследок названы были чадами погибели, сынами геенны. Но когда говорит: поставлю Елиакима (имя которого толкуется воскресение Бога, ибо восстал на помощь нам Бог Слово, древле говоривший: от скорби бедных и стенания нищих ныне избавлю, глаголет Господь), тогда, говорит, будет уповаяй всяк славный в дому отца его. А дом Отца Христова какой бы иной мог быть кроме церкви? но кто славен в ней, тот будет уповать на Христа и не только один славный по суду мира, но хотя бы кто был и ничтожным (по этому суду); ибо праведен и не лицеприятен Бог всяческих, напротив воздает каждому по мере возраста духовного, так как и духовном отношении одни суть отцы, другие же еще дети, отроки и юноши.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 20-24 И будет в тот день, призову раба Моего Елиакима, сына Хелкиина, и одену его в одежду твою, и поясом твоим опояшу его, и власть твою передам в руки его; и будет он отцом для жителей Иерусалима и для дома Иудина. И ключ дома Давидова возложу на рамена его; отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит. И укреплю его как гвоздь в твердом месте; и будет он как седалище славы для дома отца своего. И будет висеть на нем вся слава дома отца его, детей и внуков, всей домашней утвари до последних музыкальных орудий

Елиаким (ср. Ис. 36:3; 37:2). Из того, что пророк называет Елиакима рабом Божиим, видно, что это был человек богобоязненный и, вероятно, друг пророка.

Одежда и пояс - знаки его высокого служения.

Будет отцом - будет заботиться об истинном благе народа, тогда как Севна более заботился о себе (изрытие гробницы).

Ключи - символ власти, в силу которой он один имея право допускать к царю просителей (слова эти послужили основанием для образа, встречающегося и в Новом Завете (ср. Мф. 16:19 и Откр. 3:7).

Как гвоздь. Это выражение объяснено в 24 ст.

Седалище славы, т, е. он прославит всю свою фамилию и откроет ей доступ к важным должностям.

Всей домашней утвари - в переводе с евр. : всех малых сосудов, начиная с кубков и кончая широкими чашами.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 22:15

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

20. И будет в тот день, призову раба Моего Елиакима, сына Хелкиина. 
 

На место недостойного и потому низверженного избранника царского, Севны, будет поставлен Божий избранник и слуга Елиаким, который в самом имени своем имеет предзнаменование своего назначения: по-еврейски Ели-яким значит «Бог восставил», как и в имени отца его Хелкии содержится знамение милости Божией к народу: по-еврейски Хелк-ия значит «вспомнил Иегова». Между тем недостойный предшественник Елиакима носил сирийское имя Сомнан, по-еврейски Севна, что значит «юный» и что соответствовало его легкомыслию. Не зная хорошо духа веры Израильской, Сомнан, как сириец и тонкий государственный советник, постоянно предлагал царю меры обеспечения иудейского государства только чисто военные: войско, колесницы и т.п., что ослабляло и даже устраняло надежду на Иегову, Царя небесного, истинного царя Израиля, который был народом обетований, а следовательно веры и надежды.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible