Скрыть
свернув тебя в сверток, бросит тебя, как меч, в землю обширную; там ты умрешь, и там великолепные колесницы твои будут поношением для дома господина твоего.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Бросит тебя, как клубок, потому что Он - владыка царств, по Своему произволению и суду управляет царствами и раздает их. По этому-то праведному суду низложен Сомнан, сын Соханов, и избран Елиаким (Иоаким), правитель верных, которые не были отведены в чуждые страны. Сомнана пророк сравнивает с клубком, потому что как дети бросают клубок с одного места на другое, так и его будут изгонять и как бы бросать с одного места на другое.

Ст. 18-19 Там будешь уничижен ты, извержишися от степене твоего, тамо умреши, будешь свержен с колесницы славы своей, и поясом твоим опояшу его, то есть власть твою передам Елиакиму, сыну Иосиину.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 15-25 Так говорит Господь Бог воинств: ступай, войди к тому, который живет в скинии, к Совне, начальнику храма, и скажи ему: чего ты здесь? или неужели есть кто нибудь здесь, что ты высек себе здесь гробницу? Ты высек на возвышенности памятник, тщательно (высек) в скале жилище себе. Вот Господь перебросит тебя, как перебрасывается петух, и как легкую одежду, так приподнимет тебя. Венчая увенчает тебя бедою, как мяч бросит тебя в землю обширную и пространную; там умрешь ты и там будут колесницы славы твоей поношением для дома Господа твоего. И изгоню тебя с места твоего, и с служения твоего свергну тебя. И будет в день тот, призову раба Моего Елиакима, сына Хелкиина. И одену его в одежду твою, и поясом твоим укреплю его, и власть твою дам в руку его; и будет он отцем для жителей Иерусалима и для дома Иудина. И возложу ключ дома Давидова на рамо его, и отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит. И укреплю его, как гвоздь в месте твердом, и будет он престолом славы для дома отца своего. И повесят на нем всю славу дома отца его, различные роды утвари: всякий сосуд маленький от сосудов для питья до всякаго музыкальнаго орудия. В день тот, говорит Господь воинств, сокрушится гвоздь утвержденный в месте твердом, и сломится и упадет и погибнет что висело на нем, ибо Господь Бог сказал

Выше мы сказали, что Совна был первосвященник, предавший город Ассириянам. Но так как это — еврейское предание, Писание же не говорит об этом: то будем признавать его гордым, надменным, сластолюбивым и презирающим народ; и так как он сделал все изображаемое пророком, то священство его было перенесено на Елиакима, сына Хелкиина, чтобы по его низложении был новый первосвященник. Из сего разумеем, что со всею тщательностию должно устранять гордость, которая оскорбляет Бога и не может быть безопасна даже и под покровом первосвященства. Это тот Совна (как некоторые думают) и тот Елиаким, о которых тот же пророк говорил: «Послал царь Ассирийский из Лахиса в Иерусалим Рабсака с большим войском; и он остановился у водопровода верхняго пруда, на дороге поля белильничьяго. И вышел к нему Елиаким, сын Хелкиин, начальник дворца, и Совна писец, и Иоах,— сын Асафов, дееписатель» (Ис. 36:2-3). Итак пророку повелевается войти к первосвященнику, который жил, по LXX, в притворе храма, по Акиле в скинии, вместо чего Феодотион, следуя еврейскому тексту, поставил: войди к Соцену тому, что можно перевести к справедливому и праведному (чтобы, т.е., по противоположению мы разумели несправедливого и порочного), — войди к первосвященнику храма и скажи ему: ты живешь в доме Божием, а о беззакониях твоих кричит весь город: зачем же ты беспечен в злодеяниях своих и как будто не боишься плена? зачем ты высек себе в скале гробницу и устроил ее так роскошно, чтобы честолюбие сопровождало тебя и по смерти? Слушай что определил тебе Господь: как легко поднимается на руку петух и как незаметно каждый носит на плечах верхнюю одежду, так легко будет перебросить тебя в плен. Не золотая корона будет у тебя, не венец освящения Господня, но венец горести и скорби. Ибо как шар, если бросается по покатости, то не может удержаться на месте, но быстро катится, так и ты будешь отведен в землю обширнейшую, под которою мы должны разуметь или Египет, или поля Вавилонии. И ты умрешь там, и там будут колесницы славы твоей, все почести и богатства, какими ты теперь гордишься. Там почувствуешь ты поругание дома Господа твоего, ибо ты потерпишь это за злодеяния твои и за поругание храма Бога твоего. Низложу тебя с высокого сана твоего и низрину с должности первосвященства, и вместо тебя облеку в одежды твои Елиакима раба Моего, сына Хелкиина, и украшу его твоим препоясанием, как Елеазар облечен был в одежды Аарона, отца своего. Ему И дам власть над храмом, ему, которому народ не подчинен как раб, но который любит его как сын. Он получит ключ от дома Моего и будет носить его на раменах своих и будет иметь власть совершать все обряды и как на гвозде, вбитом в стену храма и утвержденном в самом крепком месте висит вся утварь священников и левитов, все необходимое для жертвоприношений и музыкальные орудия всякого рода, так весь народ будет зависеть от власти раба Моего Елиакима.

Слова же: в тот день сокрушится гвоздь утвержденный в месте твердом, и сломится, и упадет, и погибнет, что висело на нем, ибо Господь Бог сказал, многие относят к Совне, что когда будет вбит гвоздь — Елиаким, то прежде вбитый гвоздь падет. Но так как далее следует: и погибнет что висело на нем, чего по низложении Совны не произошло: то по нашему разумению здесь говорится то, что по низложении Совны получил первосвященство Елиаким, священническое достоинство коего пресеклось с окончательным пленом. Понимающие все в смысле таинственном думают что в первосвященстве Совны падает священство Иудейское, а в преемстве Елиакима, что значит: Бог воскресающий, указываются тайны богослужения Евангельского, так что слова: в день тот, говорит Господь воинств, сокрушится гвоздь, утвержденный в месте твердом, и сломится и упадет, относятся к падению народа первого. Но никто не сомневается что в смысле и историческом и аллегорическом, так как сказал о гвозде, то продолжается метафора касательно вешания на нем сосудов различного рода,—что с сокрушением одних будут повешены на нем другие.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая


Ст. 15-25 Так говорит Господь Бог воинств: ступай, войди к тому, который живет в скинии, к Совне, начальнику храма, и скажи ему: чего ты здесь? или неужели есть кто нибудь здесь, что ты высек себе здесь гробницу? Ты высек на возвышенности памятник, тщательно (высек) в скале жилище себе. Вот Господь перебросит тебя, как перебрасывается петух, и как легкую одежду, так приподнимет тебя. Венчая увенчает тебя бедою, как мяч бросит тебя в землю обширную и пространную; там умрешь ты и там будут колесницы славы твоей поношением для дома Господа твоего. И изгоню тебя с места твоего, и с служения твоего свергну тебя. И будет в день тот, призову раба Моего Елиакима, сына Хелкиина. И одену его в одежду твою, и поясом твоим укреплю его, и власть твою дам в руку его; и будет он отцем для жителей Иерусалима и для дома Иудина. И возложу ключ дома Давидова на рамо его, и отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит. И укреплю его, как гвоздь в месте твердом, и будет он престолом славы для дома отца своего. И повесят на нем всю славу дома отца его, различные роды утвари: всякий сосуд маленький от сосудов для питья до всякаго музыкальнаго орудия. В день тот, говорит Господь воинств, сокрушится гвоздь утвержденный в месте твердом, и сломится и упадет и погибнет что висело на нем, ибо Господь Бог сказал

Выше мы сказали, что Совна был первосвященник, предавший город Ассириянам. Но так как это — еврейское предание, Писание же не говорит об этом: то будем признавать его гордым, надменным, сластолюбивым и презирающим народ; и так как он сделал все изображаемое пророком, то священство его было перенесено на Елиакима, сына Хелкиина, чтобы по его низложении был новый первосвященник. Из сего разумеем, что со всею тщательностию должно устранять гордость, которая оскорбляет Бога и не может быть безопасна даже и под покровом первосвященства. Это тот Совна (как некоторые думают) и тот Елиаким, о которых тот же пророк говорил: «Послал царь Ассирийский из Лахиса в Иерусалим Рабсака с большим войском; и он остановился у водопровода верхняго пруда, на дороге поля белильничьяго. И вышел к нему Елиаким, сын Хелкиин, начальник дворца, и Совна писец, и Иоах,— сын Асафов, дееписатель» (Ис. 36:2-3). Итак пророку повелевается войти к первосвященнику, который жил, по LXX, в притворе храма, по Акиле в скинии, вместо чего Феодотион, следуя еврейскому тексту, поставил: войди к Соцену тому, что можно перевести к справедливому и праведному (чтобы, т.е., по противоположению мы разумели несправедливого и порочного), — войди к первосвященнику храма и скажи ему: ты живешь в доме Божием, а о беззакониях твоих кричит весь город: зачем же ты беспечен в злодеяниях своих и как будто не боишься плена? зачем ты высек себе в скале гробницу и устроил ее так роскошно, чтобы честолюбие сопровождало тебя и по смерти? Слушай что определил тебе Господь: как легко поднимается на руку петух и как незаметно каждый носит на плечах верхнюю одежду, так легко будет перебросить тебя в плен. Не золотая корона будет у тебя, не венец освящения Господня, но венец горести и скорби. Ибо как шар, если бросается по покатости, то не может удержаться на месте, но быстро катится, так и ты будешь отведен в землю обширнейшую, под которою мы должны разуметь или Египет, или поля Вавилонии. И ты умрешь там, и там будут колесницы славы твоей, все почести и богатства, какими ты теперь гордишься. Там почувствуешь ты поругание дома Господа твоего, ибо ты потерпишь это за злодеяния твои и за поругание храма Бога твоего. Низложу тебя с высокого сана твоего и низрину с должности первосвященства, и вместо тебя облеку в одежды твои Елиакима раба Моего, сына Хелкиина, и украшу его твоим препоясанием, как Елеазар облечен был в одежды Аарона, отца своего. Ему И дам власть над храмом, ему, которому народ не подчинен как раб, но который любит его как сын. Он получит ключ от дома Моего и будет носить его на раменах своих и будет иметь власть совершать все обряды и как на гвозде, вбитом в стену храма и утвержденном в самом крепком месте висит вся утварь священников и левитов, все необходимое для жертвоприношений и музыкальные орудия всякого рода, так весь народ будет зависеть от власти раба Моего Елиакима.

Слова же: в тот день сокрушится гвоздь утвержденный в месте твердом, и сломится, и упадет, и погибнет, что висело на нем, ибо Господь Бог сказал, многие относят к Совне, что когда будет вбит гвоздь — Елиаким, то прежде вбитый гвоздь падет. Но так как далее следует: и погибнет что висело на нем, чего по низложении Совны не произошло: то по нашему разумению здесь говорится то, что по низложении Совны получил первосвященство Елиаким, священническое достоинство коего пресеклось с окончательным пленом. Понимающие все в смысле таинственном думают что в первосвященстве Совны падает священство Иудейское, а в преемстве Елиакима, что значит: Бог воскресающий, указываются тайны богослужения Евангельского, так что слова: в день тот, говорит Господь воинств, сокрушится гвоздь, утвержденный в месте твердом, и сломится и упадет, относятся к падению народа первого. Но никто не сомневается что в смысле и историческом и аллегорическом, так как сказал о гвозде, то продолжается метафора касательно вешания на нем сосудов различного рода,—что с сокрушением одних будут повешены на нем другие.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 15–19 Сице глаголет Господь Саваоф: иди в кущу к Сомнану строителю дому и рцы ему: что ты зде? и что тебе зде? яко истесал еси себе зде гроб и сотворил еси себе на высоце гроб, и написал еси себе на камени кущу? Се, ныне Господь Саваоф извержет и сотрет мужа, и отимет утварь твою и венец твой славный, и повержет тя во страну велику и безмерну, и тамо умреши: и положит колесницу твою добрую в безчестие и дом князя твоего в попрание. И извержешися от строителства твоего, и от степене твоего

Сомнан был распорядитель сокровищ, но не ясно каких – священных ли, оделенных на храм, или царских: кажется, на нем более лежала обязанность заботиться о собирании священных сокровищ и производить, когда требовалось, необходимые и обязательные расходы на исправление священных сосудов. Говорят, он происходил из колена Левиина и отличен был преимуществами архиерейства. Он быль очень надменен и горд, жесток в отношении к тем, которые оскорбляли его, предан корыстолюбию, раб постыдных прибытков, любитель самохвальства и всегда искал людских почестей. От того по всей справедливости он был ненавистен Богу. Итак, в то время как едва не была опустошена Иудея, едва не взят был самый Иерусалим, когда Вавилоняне, одержавшие победу, отвели в плен к себе Израиля, Сомнан сооружал себе славный (надгробный) памятник и ставил над ним великолепнейшее здание. Посему было к нему нарочитое слово от Бога. Ибо что говорит пророку? Иди в кущу (это было место в самом храме), к Сомнану строителю дому и рцы ему: что ты зде? и что тебе зде? то есть, какое наследие ты имеешь здесь? или зачем остаешься здесь? зачем истесал себе памятник и начертал на камне кущу? что же будет? и что угрожает тебе? или и каких бедствиях, говорит, ты будешь находиться? Се Господь Саваоф извержет и сотрет мужа; ибо, как я сказал, ушли пленниками вместе с простыми людьми и самые могущественные и имеющие совершенно особое преимущество пред другими. Но поелику и сам он отведен был в плен и лишен был венца своего архиерейства и как бесполезный сосуд брошен был в землю безмерну (огромную), то он умрет там без всякого (от кого-нибудь) сожаления; и не будет, как прежде, восходить на пышные колесницы, напротив будет ниспровергнут и совсем лишен, вверенного ему управления и положения, то есть предстоятельства при служении Богу.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 17-19 Вот, Господь перебросит тебя, как бросает сильный человек, и сожмет тебя в ком; свернув тебя в сверток, бросит тебя, как меч, в землю обширную; там ты умрешь, и там великолепные колесницы твои будут поношением для дома господина твоего. И столкну тебя с места твоего, и свергну тебя со степени твоей

Как бросает сильный человек - в переводе с евр. «без жалости, о сильный человек!…» Здесь ирония по отношению к Севне, который считал себя особенно сильным и прочным на своем важном месте.

Как меч - правильнее читать: «как мяч».

Земля обширная - вероятно, Месопотамия.

Колесницы. После упоминания о смерти странно как-то упоминание об имуществе Севны. Поэтому очень вероятно предположение Condamin'a, что здесь в евр. тексте первоначально было поставлено слово chever - гроб (в настоящем же тексте стоит слово rechev - колесница). В таком случае вторую половину 18-го стиха можно перевести так: «там ты умрешь, там будет твоя великолепная (ирония!) гробница, о стыд дома твоего господина!»

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 22:15

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

18. Свернув тебя в сверток, бросит тебя, как меч, в землю обширную; там ты умрешь, и там великолепные колесницы твои будут поношением для дома господина твоего
 

Не в каменной палатке, строго размеренной и красиво убранной, и не с почетным торжеством положат прах Севны, как он мечтал, нет – Господь бросит его в страну великую, несравненно большую, нежели Иудея, т.е. в Ассирию-Вавилонию: брошенный с высот Иудеи, он там укатится далеко-далеко от Иерусалима, ибо страна та безмерна... А «колесница», которая составляла отличительную принадлежность этого царедворца и, может быть, дана была ему в награду (Быт.41:43; ср. Есф.6:7-10), уже обесчестится тем, что все граждане Иерусалима, указывая на эту колесницу, будут припоминать только недостойного её всадника и плевать на нее. Даже и тот дом, где жил князь, через которого так или иначе действовал Сомнан ко вреду народа иудейского, будет разрушен в прах, сравнен с землей...

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible