Скрыть
Сторож отвечает: приближается утро, но еще ночь. Если вы настоятельно спрашиваете, то обратитесь и приходите.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Сторож отвечает: приближается утро, но еще ночь. Если вы настоятельно спрашиваете, то обратитесь и приходите

И сказал: приходит утро. Наступающим утром называется здесь вести об избавлении Израильтян, посылаемые через пророка. И приходит ночь, то есть время, в которое придет к ним пророчество об избавлении. Или ночью называется здесь самое избавление. Сюда можно отнести сказанное пророком прежде: и… приложит Господь показати руку Свою, еже возревновати по останку прочему людий Своих, иже аще встанет от Ассириов и от Египта, а также и от Сеира, откуда Бог взывает к пророку. В видении на Идумею заключается главным образом пророчество о самой Идумее, но весьма многое относится в нем к останку Израильтян, бывших в рабстве в Сеире. А щи ищеши, ищи. Ищи же помощи у Того, Кто хранит Израиля, чтобы Он исхитил вас из плена. И тогда приидешь, то есть опять получишь землю наследия своего.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 11-12 Бремя Думы, Кричит мне из Сеира: сторож! сколько ночи? сторож! сколько ночи? И сказал сторож: приближается утро, но еще ночь; если спрашиваете, то спрашивайте, обратитесь, приходите

Вместо Думы LXX ставят Идумею. Дума же есть не вся область Идумея, а некоторая часть ее, лежащая к югу, и от Палестинского города, называемого ныне Елевферополем, она отстоит на двадцать тысяч (шагов); около этого города находятся горы Сеир, получившие имя от основателя его, ибо Сеир значит косматый и мохнатый, каким был Исав. Об этом народе подробнее мы говорили в книге пророка Авдия, где необходимо было раскрыть древнюю историю и представить в свидетельство такие же видения Иезекииля и Иеремии и в особенности пророчество против горы Сеир (Иез. 25 и Иез. 35; Иер. 49), и оное из Псалмов: на Идумею простру сапог Мой и в другом месте: селения Идумеска и Исмаилите, Моав и Агаряне, Гевал и Аммон и Амалию (Пс. 59:10; Пс. 82:7-8). И Амос говорит: за три нечестия Идумейска, и за четыри не отвращуся их, понеже прогнаша брата своего мечем,— «и оскорбил милосердие свое» (Ам. 1:11), или, как перевел Симмах, внутренности свои, — что осмелился воевать и враждебно действовать против родственных народов. Область же Исава была в стране Думе, т.е. в горах Сеир. Думаем, что, сообразно с контекстом прежних видений, область эта, как главная, была завоевана Ассириянами, или Навуходоносором, и что она, помня свое первоначальное происхождение, что она получила начало от рода Авраама и Исаака, просила помощи Божией и вынужденная тяжкими обстоятельствами умоляла о милости Божией. Итак теперь Господь повествует: тот кто находится в осаде в Сеире и окружен неприятелями, просит Моей помощи и говорит: о страж Израиля, Ты, Который охраняешь народ Твой постоянною стражею и как бы бодрствуешь ночью когда спят они, чтобы не ворвался враг, — от чего и нас происходящих от его семени Ты не защищаешь? Я, охранитель и страж, о котором написано: не воздремлет ниже уснет храняй Израиля (Пс. 120:4), отвечаю им: приближается утро для народа Моего, а для народа Идумейского —ночь; им Я дам свет, а вас оставлю во тьме. Или так: по прошествии ночи появляется свет. Если вы взываете о помощи Моей и происходите от племени раба Моего Авраама, то не в трудных обстоятельствах только прибегайте ко Мне, а обратитесь ко Мне всею душою; придите и Я прииму кающихся. Это пусть будет высказано в смысле историческом. Между прочим, некоторые из Евреев, вследствие сходства букв, так как реш и далет не многим отличаются между собою, вместо Duma читают Roma и хотят пророчество это направлять против Римской Империи в том ложном убеждении, по которому думают, что под именем Идумеи всегда обозначаются Римляне. Дума же значит молчание.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая


Ст. 11-12 Бремя Думы, Кричит мне из Сеира: сторож! сколько ночи? сторож! сколько ночи? И сказал сторож: приближается утро, но еще ночь; если спрашиваете, то спрашивайте, обратитесь, приходите

Вместо Думы LXX ставят Идумею. Дума же есть не вся область Идумея, а некоторая часть ее, лежащая к югу, и от Палестинского города, называемого ныне Елевферополем, она отстоит на двадцать тысяч (шагов); около этого города находятся горы Сеир, получившие имя от основателя его, ибо Сеир значит косматый и мохнатый, каким был Исав. Об этом народе подробнее мы говорили в книге пророка Авдия, где необходимо было раскрыть древнюю историю и представить в свидетельство такие же видения Иезекииля и Иеремии и в особенности пророчество против горы Сеир (Иез. 25 и Иез. 35; Иер. 49), и оное из Псалмов: на Идумею простру сапог Мой и в другом месте: селения Идумеска и Исмаилите, Моав и Агаряне, Гевал и Аммон и Амалию (Пс. 59:10; Пс. 82:7-8). И Амос говорит: за три нечестия Идумейска, и за четыри не отвращуся их, понеже прогнаша брата своего мечем,— «и оскорбил милосердие свое» (Ам. 1:11), или, как перевел Симмах, внутренности свои, — что осмелился воевать и враждебно действовать против родственных народов. Область же Исава была в стране Думе, т.е. в горах Сеир. Думаем, что, сообразно с контекстом прежних видений, область эта, как главная, была завоевана Ассириянами, или Навуходоносором, и что она, помня свое первоначальное происхождение, что она получила начало от рода Авраама и Исаака, просила помощи Божией и вынужденная тяжкими обстоятельствами умоляла о милости Божией. Итак теперь Господь повествует: тот кто находится в осаде в Сеире и окружен неприятелями, просит Моей помощи и говорит: о страж Израиля, Ты, Который охраняешь народ Твой постоянною стражею и как бы бодрствуешь ночью когда спят они, чтобы не ворвался враг, — от чего и нас происходящих от его семени Ты не защищаешь? Я, охранитель и страж, о котором написано: не воздремлет ниже уснет храняй Израиля (Пс. 120:4), отвечаю им: приближается утро для народа Моего, а для народа Идумейского —ночь; им Я дам свет, а вас оставлю во тьме. Или так: по прошествии ночи появляется свет. Если вы взываете о помощи Моей и происходите от племени раба Моего Авраама, то не в трудных обстоятельствах только прибегайте ко Мне, а обратитесь ко Мне всею душою; придите и Я прииму кающихся. Это пусть будет высказано в смысле историческом. Между прочим, некоторые из Евреев, вследствие сходства букв, так как реш и далет не многим отличаются между собою, вместо Duma читают Roma и хотят пророчество это направлять против Римской Империи в том ложном убеждении, по которому думают, что под именем Идумеи всегда обозначаются Римляне. Дума же значит молчание.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ко мне зови от Сиира

Это голос всемогущего Бога, говорящего пророку, что как только война разразится над страною Идумеев – все жители ее обратятся в бегство. Сиир есть огромная гора Идумеи, на которой, говорят, был знаменитый у них город. Так как обитатели горы Сиира, или Идумеи как бы намереваются, но не обратились еще в бегство, то говорит: ко мне зови от Сиира, то есть пусть идут оттуда бегущие в Идумею. Ибо как они издевались над бегущими к ним Израильтянами, так говорит, и они будут предметом посмеяния и получат равное возмездию, когда будут побеждены рукою Вавилонян.

Ст. 11-12 Стрегите забрала. Стрегу заутра и нощию

Это слова, обращенные как бы к Идумеям; потому что Бог как бы укоряет их за то, что они употребляют напрасные усилия, чтоб избавиться от врагов и нисколько не ищут у него спасения и защиты. Ибо когда угрожало им нападение Ассириян, они, затворивши входы в города, стерегли укрепления; но это было совершенно бесполезно для них. Ибо у них взяты были города, и совершенно никто не спасся. Посему слово Божие к ним было приспособлено к их обычаю: подлинно, говорит, замышляйте правильное и приличное, стерегите укрепления; потом как бы от них получает ответ: стрегу за утра и нощию. Но аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий (Пс. 126:1); напротив надобно было искать помощи свыше и от Бога, а не полагаться на камни; ибо, говорят, стены их городов были так разрушены, что не оказалось лежащего камня на камне.

Толкование на пророка Исаию

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

Ст. 11-12 Пророчество о Думе. - Кричат мне с Сеира: сторож! сколько ночи? сторож! сколько ночи? Сторож отвечает: приближается утро, но еще ночь. Если вы настоятельно спрашиваете, то обратитесь и приходите

Сторож ведь приходит из ночи, потому что и Защитник рода человеческого, став заметным, во плоти явился, и, однако, Иудея, задавленная мраком своего неверия, вовсе Его не признала. Поэтому голосом стража верно добавляется: Приближается утро, но еще ночь, потому что через Его присутствие воссиял новый свет миру, и, однако, в сердце неверных осталась древняя слепота. Верно же говорится: И в полдень ходят ощупью, как ночью (Иов. 5:14). Конечно, мы ищем ощупью, потому что не видим глазами. Иудеи же видели открытые им чудеса, но искали Его до сих пор как будто ощупью, когда говорили: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо (см. Ин. 10:24). Вот свет чудес перед глазами был, и, однако, прегрешая во мраке своего сердца, до сих пор ищут, идя ощупью.

Книга нравственных поучений, или Толкования на книгу Иова

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Сторож отвечает: приближается утро, но еще ночь. Если вы настоятельно спрашиваете, то обратитесь и приходите

Пророк говорит, что утро освобождения для Едома приближается, но пока еще идет ночь, т. е. едомлянам еще придется немало потерпеть от ассириян. Едомляне действительно могли обратиться с вопросом о своей будущей судьбе к иудейскому пророку, потому что видели в Господе, Которому служил Исаия, национальное Божество евреев, которому известны были тайны будущего (ср. 4Цар. 5:1 и сл. 8:7 и сл.). К этому мог побуждать их и пример ниневитян, поверивших проповеди Ионы.

Обратитесь и приходите - точнее с евр. : «вы опять придете!» Пророк в этих заключительных словах указывает на то, что если идумеи и получат облегчение своего тяжелого положения после падения Ниневии, то это облегчение будет временным и им снова придется с нетерпением допытываться, когда они освободятся от нового, их ожидающего ига (халдейского).

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 21:11

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

12. Сторож отвечает: приближается утро, но еще ночь. Если вы настоятельно спрашиваете, то обратитесь и приходите. 

 

Призванный к созерцанию судеб Божиих, пророк не оставляет своей стражбы ни днем, ни ночью... «Ночь», это время язычества и идолопоклонства, со всеми их глубочайшими заблуждениями; это время неограниченного господства, насильственного преобладания, рабства и соединенного с ним всяческого зла. В такую ночь была погружена и Идумея. Но тот тяжелый гнет, который она испытывала, и еще более должна была испытать со времени Ассирийского завоевания, понуждал и ее искать выхода из своего столь тяжелого положения, стремиться к свету и спасению. И вот в ответ на это искание света или стремление ко спасению страж царства Божия, пророк оглашает Идумею благовестием: «если ты ищешь, то ищи и обитай у меня!» Пророк говорит кратко, но твердо и решительно, потому что говорит с полнейшей уверенностью в том, что никто ни где не найдет себе спасения, как только там, где он сам пророк, в царстве Божием. Пророк знал и проповедовал, что Ассирийское могущество, столь гибельное для всех соседних народов и для Идумеи, уничтожено будет в царстве потомка Давидова, Еммануила, под стенами Иерусалима, и что затем настанет время мира и свободы, и радости, но еще не в совершенной полноте. Пророк знал и проповедовал, что наступит время высшего просвещения и совершенного спасения как для народа Божия, так и для других народов. Вот почему он приветствовал Иерусалим: «Восстань, светись, Иерусалим; ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак – народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари к восходящему над тобою сиянию... И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем, ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов, и приводимы были цари их. Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, погибнут, и такие народы совершенно истребятся... Я сделаю тебя величием навеки, радостью в роды родов... и поставлю правителями твоими мир и надзирателями твоими правду. Не слышно будет более насилия в земле твоей, опустошения и разорения в пределах твоих; и будешь называть стены твои спасением и ворота твои славою... Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой – славою твоею...» (Is.60:1-3, Is.11-12, Is.15, Is.17-19; ср.Is.2:2-4). И вот почему решительно и настоятельно пророк побуждает обитателей Идумеи обратиться к Иерусалиму со всей искренностью и только здесь искать себе спасения временного и вечного.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible