Скрыть
в то самое время Господь сказал Исаии, сыну Амосову, так: пойди и сними вретище с чресл твоих и сбрось сандалии твои с ног твоих. Он так и сделал: ходил нагой и босой.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

в то самое время Господь сказал Исаии, сыну Амосову, так: пойди и сними вретище с чресл твоих и сбрось сандалии твои с ног твоих. Он так и сделал: ходил нагой и босой

И рече Господь ко Исаии сыну Амосову, глаголя… сверзи вретище со чресл своих, то есть вретище, в которое облекся ты, когда скорбел и плакал о царе Озии. И сандалия твоя иззуй с ног твоих… ходя наг и бос. Нагота твоя будет для Египтян и Ефиоплян знамением, что и их так же обнажит рука пленивших.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Ст. 1-6 В год, когда Тартан пришел к Азоту, быв послан от Саргона, царя Ассирийского, и воевал против Азота, и взял его, в то самое время Господь сказал Исаии, сыну Амосову, так: пойди и сними вретище с чресл твоих и сбрось сандалии твои с ног твоих. Он так и сделал: ходил нагой и босой. И сказал Господь: как раб Мой Исаия ходил нагой и босой три года, в указание и предзнаменование о Египте и Ефиопии, так поведет царь Ассирийский пленников из Египта и переселенцев из Ефиопии, молодых и старых, нагими и босыми и с обнаженными чреслами, в посрамление Египту. Тогда ужаснутся и устыдятся из-за Ефиопии, надежды своей, и из-за Египта, которым хвалились. И скажут в тот день жители этой страны: вот каковы те, на которых мы надеялись и к которым прибегали за помощью, чтобы спастись от царя Ассирийского! и как спаслись бы мы

Но, возможно, кто-нибудь скажет: «Разве не позорно было мужу ходить перед народом совершенно нагим, несмотря на то, что ему могли повстречаться и мужчины и женщины? Неужели сам вид не оскорблял глаз всех и, особенно, женщин? Разве мы сами не избегаем, как правило, смотреть на обнаженных? По этой причине люди и покрывают одеждой свой срам, чтобы не оскорблять безобразным зрелищем взгляд и взор смотрящих на них очей. Пусть так, но посмотри, в чем смысл этого действа и чем может быть оправдан такой вид. Тем, что обнаженными подобным образом пойдут в плен дети иудеев и девы. Как раб, - говорит Бог, - Мой Исаия ходил нагой и босой. Хотя он мог это выразить и словами, но предпочел воспользоваться неприятным примером, поскольку сам вид поражал более, чем слово, и люди стали опасаться для самих себя того, что в теле пророка заставляло их отворачиваться. Итак, что же более пугает позором: тело ли пророка или грех вероломных?

Пусть всем будет ясно, что не на себя и не на то, что находится под ногами взирают пророки, но на небесное. Стефан, когда его побивали камнями, видел небеса отверстыми и Иисуса, стоящего одесную Бога (Деян. 7:55); поэтому он не чувствовал удары камней, не замечал ран на теле, но, устремив взгляд на Христа, крепко держался за Него. Поэтому и Исаия не замечал своей наготы, но стал орудием Божьего гласа, дабы возвещать то, что в нем говорил Бог.

Страх Божий и стыд человеческий. Право, я скорблю, что столь велико почтение ко лжи и пренебрежение к истине, что очень многие стыдятся казаться приверженцами священной религии, не обращая внимание на голос Господа, говорящего: Кто постыдится Меня пред людьми, того постыжусь и Я пред Отцем Моим Небесным. Но не постыдился Моисей, который, хотя и был принят в царский дом, поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели египетские сокровища (Евр. 11:26). Не постыдился и Давид, который плясал перед ковчегом завета в присутствии всего народа. Не постыдился и Исаия, который нагим и босым ходил среди народов, возглашая небесные пророчества…

Но то, что оказывается позорным с телесной точки зрения, достойно почитания с точки зрения священной религии, дабы те, которые всё это порицают, сами увлекли свои души в силки порицания. Вот и Мелхола порицает пляшущего Давида и говорит ему: Как отличился сегодня царь Израилев, обнажившись сегодня пред глазами рабынь рабов своих? И сказал Давид Мелхоле: Пред Господом, Который предпочел меня отцу твоему и всему дому его, утвердив меня вождем народа Господня, Израиля, (2Цар. 6:20-21).

Послания

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 1-2 В год, когда Тартан пришел к Азоту, быв послан от Саргона, царя Ассирийского, и воевал против Азота, и взял его, в то самое время Господь сказал Исаии, сыну Амосову, так: пойди и сними вретище с чресл твоих и сбрось сандалии твои с ног твоих. Он так и сделал: ходил нагой и босой

«В год, когда Тартан пришел к Азоту». Другие говорят: «Фаран». «Быв послан от Саргона, царя Ассирийского». Акила и Симмах говорят: «от Саркуна». «И воевал против Азота, и взял его, в то самое время Господь сказал Исаии, сыну Амосову, так: пойди и сними вретище с чресл твоих и сбрось сандалии твои с ног твоих. Он так и сделал: ходил нагой и босой». Зачем пророк называет даже время, когда показывает осаду города? Затем, чтобы научить иудеев относительно времени осады города, так как они не верили одним словам, а также – научить словами и египтян, – убедить их, что им не дается более времени. Так как они, будучи неверующими, не имели никакой веры в минувшие события, то пророк приводит, как ясный признак, поражение города. Если ты, египтянин и пустословец, считаешь одно заслуживающим презрения, то веруй другому, и признай совершившееся. Они должны были скоро верить наставлению, хотя бы и малейшему, слыша таковое, тем более – теперь, когда он присоединяет исполнение, т.е. разоблачение пророка. Если бы произнесенные слова не исполнились, то напрасно и тщетно возлюбленный покрылся бы срамом. Что удивительного, если пророк, говоря неверующим и иноплеменным, показал такого рода действие, когда этим самым он подтверждал свои слова, возвещая единоплеменникам не только о том, когда был послан, но и – когда победил (Тартан)? Видишь ли, какова польза от времени? Мы не напрасно и не тщетно читаем Писание, и не тщетно здесь всегда упоминается время, но для научения чрез времена большему. «Пойди и сними вретище с чресл твоих и сбрось сандалии твои с ног твоих». Такую одежду и такое одеяние употреблял пророк. Почему же он получил повеление сбросить таковую одежду, облекши в которую свои члены, он оплакивал наступающие бедствия, и – показаться нагим? Подобно тому, как Даниил постилал пепел, как постель (Дан.9:3), так и этот пророк, видя их неизлечимый порок, облачался в такой траур. Не видишь ли ты женщин, как они, видя своих мужей при смерти, покрывают голову и ноги черными одеждами и, если возможно, готовы употреблять все черные одеяния? Так и этот пророк, сознавая, что не будет никакой пользы от пророчества, услышав от Врача душ, что государство прекратит свое существование, и для него нет никакой помощи или лекарства, видел евреев бесчувственными, наподобие больного, не воспринимающего боли, и потому плакал. Одинаковый с этим плач обнаруживал и Иеремия. Но смотри: хотя Исаия и был удручен сетованием, но он не проявлял его, когда это было ненужно, так как это делалось не по тщеславию, а по причине великой заботливости, чтобы грядущие на них вскоре (бедствия) не обнаружились неожиданно. Обрати также внимание на то, какое пророк показывает повиновение. Этот постоянный муж, сетующий таким образом, лишь только получил повеление сложить одежду сетования и печали, тотчас послушался сказанного. А зачем одевался в верблюжью кожу Иоанн? Не затем, чтобы показать людям сетование, но – причину многих даров, именно, пришествие Проповеданного; кроме того, мне кажется, он оплакивал Иерусалим, который имел не принять Христа, о чем плакал и Господь, также и затем, чтобы подтвердить слова образно. Вы знаете, что, когда больной не воспринимает болей и каждый из близ стоящих может понять близкий конец жизни, врачи приказывают, чтобы они, движимые любовью, не плакали и не смущали души больного, чтобы тем не увеличивать все более печали. Что ты, скажут, врач, говоришь? Ужели я слезами убью? Конечно, скажет тот, слезы показывают ему близкую смерть. Итак, пророк увещевал будущих (слушателей) не только слезами, но и образами. Тоже делал и Давид, но – вследствие своих грехов. Другие делают тоже теперь, оплакивая впрочем, не завоевание города в скором времени, как – тогда пророк, и не предугаданный плен, но злые времена. Ныне, когда возмущена вселенная, подобно Иерусалиму того времени, они постоянно и везде видят смятение, оплакивают погибших, не сознающих своей погибели, вследствие чего, оставив города, они, не так как Иона, но иным образом убегают в пустыни.

«И сбрось сандалии твои с ног твоих. Он так и сделал: ходил нагой и босой»: это служит признаком великого повиновения. Пророк не сказал: что Ты, Господи, говоришь? Ты повелеваешь шутить, осмеивать, презирать, глумиться, насмехаться? Будут говорить, что я – безумный и глупый. В законе определяется, что даже в банях родителям неприлично быть нагими пред сыновьями и сыновьям – пред отцами, а Ты повелеваешь мне быть нагим? Мы будем бесчестными пред женщинами и постыдными пред отроками. Однако пророк не осмеливается не только говорить, а даже помышлять таковое, так как позор и бесчестие является только тогда, когда человек делает то, что запрещает Бог. А то, что Бог повелевает, не позорно, и – при послушании – служит людям даже на пользу. Что ты говоришь, человек? Сам Господь не счел недостойным для себя воспринять недостойный образ (человеческий), принять то, что неприличествовало Ему, чтобы освободить тебя от бесчестия. Ты же, напротив, отвергаешь его, и тебе неприятно терпеть его ради твоих соработников. Он, неизреченный и непостижимый умом, сердцем и помышлениями, – говорится, – сидит на облаках, и, что особенно важно, Ему приписывается гнев, хотя Он менее всего подвержен этой страсти, – часто говорится: прогневался Господь; а ты ради своих соработников отвергаешь и медлишь? Обрати внимание на то, от чего произошло бесчестие наготы? – От грехов. Бесчестие есть грех, оно было причиной наготы, вследствие которой все подвергаются презрению. Но если кто показывается нагим по повелению Божию, то это – не есть бесчестие. Не видел ли ты борцов нагими и готовыми к бою? Здесь для видящих это не бывает никакого вреда, напротив – прибыль и великая польза.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

В год, когда Тартан пришел к Азоту, быв послан от Саргона, царя Ассирийского, и воевал против Азота, и взял его

Исаия не стыдится ходить нагим, прообразуя будущее пленение Израиля.

Послания


В год, когда Тартан пришел к Азоту, быв послан от Саргона, царя Ассирийского, и воевал против Азота, и взял его

Исаия не стыдится ходить нагим, прообразуя будущее пленение Израиля.

Послания


В год, когда Тартан пришел к Азоту, быв послан от Саргона, царя Ассирийского, и воевал против Азота, и взял его

Исаия не стыдится ходить нагим, прообразуя будущее пленение Израиля.

Послания

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 1–4 В лето, в неже вниде Танафан во Азот, егда послан бысть от Арны, царя Ассирийскаго, и воева на Азот и взя его, тогда рече Господь ко Исаии сыну Амосову, глаголя: иди и сверзи вретище со чресл своих, и сандалия твоя иззуй с ног твоих, и сотвори сице, ходя наг и бос. И рече Господь: якоже ходил раб мой Исаия наг и бос, три лета будут знамения и чудеса Египтяном и Ефиопляном: яко такожде отведет царь Ассирийск плен Египетский и Ефиопский, юноши и старцы, наги и босы, откровены во стыдение Египту

Прекрасно закончивши речь о Египтянах и предвозвестивши о том, как они будут призваны к познанию истины, он опять заботится о том, что полезно и необходимо Израильтянам. А в чем заключалось это, об этом скажу кратко. Ибо отвергши истинное почтение к закону Моисееву и принебрегши любовью к Богу, они самым безрассудным образом стали предаваться многобожному заблуждению и служить делам своих рук, а для тех, которые раз впали в такое заблуждение, уже не было зла, которому бы они не предавались. Посему Бог всяческих часто наказывал их войнами и поражениями отчасти со стороны соседних народов, отчасти со стороны Персов и Мидян, которые, опустошивши прежде страны других народов, напали на Иудею и привели Израильтян в великий и нестерпимый ужас. И хотя им следовало умилостивить Бога всяческих, отказаться от нечестивых дел и обратится к совершению того, что угодно Ему, оправдаться пред Оскорбленным ими чрез обращение от постыдных дел к добрым, и таким образом у Него одного искать спасения и верной и несомненной поддержки; но они, несчастные, не сделали этого, а искали помощи у людей, призывали на помощь то некоторых из соседей, то пограничных Египтян, прилагая беззаконие к беззаконию своему, как написано, и этим самым вызывая на гнев всемогущего Бога. Посему чрез одного из святых пророков и говорит: и бяше Ефрем яко голубь безумный, не имый сердца: Египта моляше, и во Ассирианы отъидоша (Ос. 7:11). И чрез того же самого Пророка Исаию (говорит): горе сходящим во Египет помощи ради, уповающим на кони и на колесницы: суть бо многа, и конническое множество много зело, и не беша уповающе на Святаго Израилева, и Бога не взыскаша. Тойже премудре наведе на них злая, и слово его не отринется (Ис. 31:1-2). Итак, когда Танафан, военачальник царя Ассирийского, осадил Азот и взял его (он был в соседстве с страной Ассирийской); то Израильтяне ожидали, что и они в скором времени и без особенного труда подвергнутся тому же самому. Поэтому, нанявши Египетское войско для помощи себе, хотели воспротивится войскам ассирийским. Но Бог делает надежду их напрасною и ясно предсказывает, что и они сделаются добычею ассирийского могущества, по прошествии некоторого времени будут покорены и сделаются военнопленными. Говорят, что и Египет по прошествии некоторого времени был под властью царя ассирийского, который, окончивши войну с ним в продолжении трех лет, овладел им всем и, сопровождаемый большим числом пленных, возвратился в свою страну. Посему Бог повелевает пророку, чтоб он имел наружный вид, свойственный и обычный пленникам, то есть, чтоб ходил без одежды и обуви, ибо победители не слишком уважают пленников. Те, которые подвергаются такому бедствию, будут ли они благородного, или простого происхождения, испытывают одинаковое страдание; не берут одежды, или иного чего, необходимого им для украшения или удобства, но вынуждены бывают идти, совершенно не заботясь обо всем этом, предоставленные на произвол пленивших их. Итак, пророк, как я сказал, получает повеление снять вретище с чресл твоих и иззут сандалия и ходить по улицам Иерусалима нагим и босым. Он и исполнил это, нисколько не заботясь о благоприличии и ничего не прибавив (от себя) к распоряжению Божию, хотя в нем заключалось нечто тягостное и позорное. Но может быть кто-нибудь скажет: почему он не предвозвестил Израильтянам (только словами) о том, что со временем случится с Египтянами, но славный пророк еще ходил совершенно нагой и босой, пренебрегши подобающим ему благоприличием? На это мы отвечаем, что (Израильтяне) не внимали речам пророков, и даже высказывали укоризны тем, которые хотели предрекать им будущее, говоря: иное говорите нам и возвещайте нам иное заблуждение. Посему-то муж, несомненно отличавшийся благоприличием и скромностью, исполненный всякой добродетели, увенчанный благодатью пророчества и отличавшийся воздержанием, снимает с себя самое вретище, не изысканное, но грубое и самое дешевое облачение, снимает также с ног своих сандалии и в этом виде ходит (по городу), дабы видящие его и удивленные его поведением спросили о причине его поведения и, спеша узнать, почему он это делал, получили полное убеждение в том, что суетна надежда на людей, что им напротив надлежало ожидать содействия свыше и стараться приобрести любовь помощника, всегда спасавшего – Бога. Итак когда блаженный пророк ходил по Иудее нагой и босой и когда в видящих его пробуждался немалый страх, то Господь говорит: яко же ходил раб мой Исаия наг и бос, три лета будут знамения и чудеса Египтяном и Ефиопляном. Ибо, как я сказал выше, царь Ассирийский, в продолжении трех лет опустошивший землю Египетскую и Ефиоплян, живущих близ нее и соседних с землею Фиванцев, увел большое число пленных и радовался бедствиям Египтян. И потом в славе опять возвращается домой.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

в то самое время Господь сказал Исаии, сыну Амосову, так: пойди и сними вретище с чресл твоих и сбрось сандалии твои с ног твоих. Он так и сделал: ходил нагой и босой

Теперь-то и необходимо было предупредить царя иудейского Езекию м. б. об опасности, какую представлял в то время для Иудеи проектируемый Езекией союз с Египтом. Исаия, по откровению, знал, что ассирийский царь не удовлетворится взятием Азота, а постарается смирить и Египет, который, как известно было ассирийскому царю, смущал палестинские государства, платившие дань ассирийскому царю. Поэтому пророк, по указанию Божию, совершает символическое действие, которым показывает, что египтяне будут покорены ассирийцами и что на союз с Египтом, следовательно, полагаться нечего.

Вретище см. Ис. 3:23. Здесь это слово, кажется, обозначает обычное пророческое одеяние - грубый волосяной плащ, вроде того, который носил пророк Илия (4Цар. 1:8).

Нагой, т. е. без верхней одежды, в одном хитоне (ср. 2. Цар. 6:14, 20 и Ин 21:7; Мк. 14:52).

См. также Толкование на Ис. 20:1

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

2. В то самое время Господь сказал Исаии, сыну Амосову, так: пойди и сними вретище с чресл твоих и сбрось сандалии твои с ног твоих. Он так и сделал: ходил нагой и босой.

 
Пророк, покорный воле Божией, нарушает обыкновение и в течении трех лет ходит «нагим и босым» (ср.ст.3). Не могло быть странным, что Господь дал такое повеление пророку: необычайный поступок пророка не оскорблял чувство стыда его современников. Вообще говоря, ходить в одной сорочке считалось неприличным, постыдным, но, по необходимости, в разных обстоятельствах, евреи иногда ходили без верхней одежды (Исх.12:34). И пророк Исаия не был совершенно обнаженным, он снял только «вретище с чресл своих». Со времен Самуила, пророки имели обыкновение, вместо верхней одежды, покрывать себя еще «вретищем». Это был широкий плащ из жесткой, иногда власяной, ткани, так называемая милоть. В этой одежде пророки являлись к народу, но дома оставались и без неё. Так о царе Сауле говорится, что он пророчествовал «нагой», т.е. без царской мантии (1Цар.19:24). О царе и пророке Давиде также говорится, что он, при перенесении ковчега завета на Сион, скакал и играл «нагим», но не в полном значении этого слова: он «был одет в виссонную одежду, на нем был еще и льняной эфод» (2Цар.6:201Пар.15:27). Так и относительно пророка Исаии надо понимать, что он, вопреки пророческому обыкновению, ходил только в одном нижнем платье – хитоне, без верхнего – без мантии или милоти. Притом пророк ходил и босым – без «сандалий» (обыкновенная кожаная обувь, состоящая из одних подошв, прикрепляемых ремнями к голени ноги). И этого было вполне достаточно для цели – предызобразить народу предстоящую судьбу Египтян и Эфиопов.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible