Скрыть
Тогда ужаснутся и устыдятся из-за Ефиопии, надежды своей, и из-за Египта, которым хвалились.

Святые отцы

Прочие

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Ст. 1-6 В год, когда Тартан пришел к Азоту, быв послан от Саргона, царя Ассирийского, и воевал против Азота, и взял его, в то самое время Господь сказал Исаии, сыну Амосову, так: пойди и сними вретище с чресл твоих и сбрось сандалии твои с ног твоих. Он так и сделал: ходил нагой и босой. И сказал Господь: как раб Мой Исаия ходил нагой и босой три года, в указание и предзнаменование о Египте и Ефиопии, так поведет царь Ассирийский пленников из Египта и переселенцев из Ефиопии, молодых и старых, нагими и босыми и с обнаженными чреслами, в посрамление Египту. Тогда ужаснутся и устыдятся из-за Ефиопии, надежды своей, и из-за Египта, которым хвалились. И скажут в тот день жители этой страны: вот каковы те, на которых мы надеялись и к которым прибегали за помощью, чтобы спастись от царя Ассирийского! и как спаслись бы мы

Но, возможно, кто-нибудь скажет: «Разве не позорно было мужу ходить перед народом совершенно нагим, несмотря на то, что ему могли повстречаться и мужчины и женщины? Неужели сам вид не оскорблял глаз всех и, особенно, женщин? Разве мы сами не избегаем, как правило, смотреть на обнаженных? По этой причине люди и покрывают одеждой свой срам, чтобы не оскорблять безобразным зрелищем взгляд и взор смотрящих на них очей. Пусть так, но посмотри, в чем смысл этого действа и чем может быть оправдан такой вид. Тем, что обнаженными подобным образом пойдут в плен дети иудеев и девы. Как раб, - говорит Бог, - Мой Исаия ходил нагой и босой. Хотя он мог это выразить и словами, но предпочел воспользоваться неприятным примером, поскольку сам вид поражал более, чем слово, и люди стали опасаться для самих себя того, что в теле пророка заставляло их отворачиваться. Итак, что же более пугает позором: тело ли пророка или грех вероломных?

Пусть всем будет ясно, что не на себя и не на то, что находится под ногами взирают пророки, но на небесное. Стефан, когда его побивали камнями, видел небеса отверстыми и Иисуса, стоящего одесную Бога (Деян. 7:55); поэтому он не чувствовал удары камней, не замечал ран на теле, но, устремив взгляд на Христа, крепко держался за Него. Поэтому и Исаия не замечал своей наготы, но стал орудием Божьего гласа, дабы возвещать то, что в нем говорил Бог.

Страх Божий и стыд человеческий. Право, я скорблю, что столь велико почтение ко лжи и пренебрежение к истине, что очень многие стыдятся казаться приверженцами священной религии, не обращая внимание на голос Господа, говорящего: Кто постыдится Меня пред людьми, того постыжусь и Я пред Отцем Моим Небесным. Но не постыдился Моисей, который, хотя и был принят в царский дом, поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели египетские сокровища (Евр. 11:26). Не постыдился и Давид, который плясал перед ковчегом завета в присутствии всего народа. Не постыдился и Исаия, который нагим и босым ходил среди народов, возглашая небесные пророчества…

Но то, что оказывается позорным с телесной точки зрения, достойно почитания с точки зрения священной религии, дабы те, которые всё это порицают, сами увлекли свои души в силки порицания. Вот и Мелхола порицает пляшущего Давида и говорит ему: Как отличился сегодня царь Израилев, обнажившись сегодня пред глазами рабынь рабов своих? И сказал Давид Мелхоле: Пред Господом, Который предпочел меня отцу твоему и всему дому его, утвердив меня вождем народа Господня, Израиля, (2Цар. 6:20-21).

Послания

Иероним Стридонский, блж. (†420)

В год, когда Тартан пришел к Азоту, быв послан от Саргона, царя Ассирийского, и воевал против Азота, и взял его

Исаия не стыдится ходить нагим, прообразуя будущее пленение Израиля.

Послания

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 5-6 И постыдятся побеждени Египтяне о Ефиоплянех, на нихже уповаху Египтяне, бяху бо им слава. И рекут живущии на острове сем в день оный: се, мы бехом уповающе бежати к ним на помощь, иже не могоша спастися от царя Ассирийска, и како мы спасемся

Живущие в соседстве с Фивской страной суть варварские народы Блеммийцы, которые также называются Эфиопами. Они обладали большим искусством в метании стрел. Намазавши их весьма сильным ядом, они метают их в тех, которые сражаются с ними. Если они коснутся (тела), то раненный ими непременно умрет, и как бы укушенный змеею тотчас упадет. Итак, Египтяне, когда угрожала им война и битва, обыкновенно нанимали отряды Эфиопов и возлагали на них большие надежды. Но они, будучи побеждены мужеством Ассириян, вместе с Египтянами отведены были в плен: и постыдятся, говорит, Египтяне о Ефиоплянех, на нихже уповаху. Ибо когда они будут побеждены и взяты в плен, тогда рекут живущии на острове сем: се мы бехом уповающе бежати к ним на помощь, иже не могоша спастися от цари Ассирийска, и како мы спасемся? Островом же называет Египет, потому что он со всех сторон окружен реками и опоясан озерами. Он жителей его представляет говорящими, что они осуждают себя за надежду, возлагаемую на Ефиоплян; ибо если эти были взяты в плен, то как могут спастись уповающие на них? Итак, благо есть уповати на Господа, нежели уповати на человека (Пс. 117:9) и как говорит пророк Иеремия: проклят человек, иже надеется на человека, и утвердит плоть мышцы своея на нем… И благословен человек, иже надеется на Господа, и будет Господь упование его (Иер. 17:5-7). Пророческое же слово всегда приносит нам пользу и хотя исторические события, может быть, не могут иметь духовного толкования, но при всем том и из них может быть извлечена не малая польза. Ибо Павел говорит, что сия вся образы прилучахуся древним, писано же быша в научение наше (1Кор. 10:11).

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-6 Тогда ужаснутся и устыдятся из-за Ефиопии, надежды своей, и из-за Египта, которым хвалились. И скажут в тот день жители этой страны: вот каковы те, на которых мы надеялись и к которым прибегали за помощью, чтобы спастись от царя Ассирийского! и как спаслись бы мы

Очевидно, победы фараона Тиргаки многих из царей Палестины побудили мечтать о союзе с Египтом, но поражения, какие потерпят фараоны от ассирийцев, заставят все эти государства изменить свое мнение о Египте.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

5–6. Тогда ужаснутся и устыдятся из-за Ефиопии, надежды своей, и из-за Египта, которым хвалились. И скажут в тот день жители этой страны: вот каковы те, на которых мы надеялись и к которым прибегали за помощью, чтобы спастись от царя Ассирийского! и как спаслись бы мы? 

 
Когда поведет царь Ассирийский пленников из Египта и переселенцев из Эфиопии, тогда с ужасом и стыдом жители «острова» или приморской страны (именно Египта) увидят, каковы Эфиопы, на которых они надеялись, как на сильнейших защитников от непобедимого войска царя Ассирийского. А так как и Иудеи возлагали надежды на Египтян и Эфиопов, то и они увидят, что эти мнимые защитники еще скорее самих Иудеев попали в постыдное рабство. Это вразумит Иудеев относительно ничтожного могущества союзников-царей и обратит их взор к Богу – единому защитнику и Спасителю благословенной земли, с которым народ так легкомысленно расторгает древний священный союз.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible