Скрыть
И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови

Егда прострете рýки [вашя] ко Мне. Когда во время скорбей своих с молитвой будете воздевать ко мне руки ваши, отвращу очи Мои от вас… руки бо вашя исполнены крове обагрены кровью умерщвленных вами пророков и святых. А в этой крови, пролитой вами, предызображена тайна и той Святой Крови, которую еще прольете вы.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Василий Великий, свт. (†379)

И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови

Егда прострете руки, отвращу очи Мои от вас. Молящиеся наружно хотя простирают руки, но не получают того, чтобы очи Божии взирали на молитву их. Но опять это обычный образ молитвы святых, как узнаем от Давида, который говорит: воздех к Тебе руце мои (Пс. 87, 10) и воздеяние руку моею, жертва вечерняя (Пс. 140, 2). А Моисей, когда израильтяне по захождении солнца продолжали сражаться, держал руки распростертыми. Сюда же относится и апостольское наставление: да молитвы творят мужие на всяцем месте, воздеюще преподобныя руки (1Тим. 2, 8). Но, может быть, пророческое слово имеет какой-нибудь более глубокий смысл, именно о том, кто совершает дела великие, небесные и возвышенные, как о человеке, у которого деятельная сила как бы устремлена вверх, говорит, что он воздевает руки; но кто делает что-нибудь низкое, земное и подлежащее тлению, тот имеет руки, клонящиеся и опущенные книзу. Сие дает разуметь и повествуемое о Моисее, то есть поскольку и дела преуспевших не равны между собой, но иногда живут они лучше, а иногда впадают в расслабление и действуют с меньшей силой, то происходившее с Моисеем было символом человеческого состояния. Ибо егда воздвизаше Моисей руце, одолеваше Израиль, егда же опускаше руце, одолеваше Амалик (Исх. 17, 11). То есть когда ослабевает наша деятельная сила, тогда одолевают противоборствующие нам; но с возвышением и устремлением ее горе приходит в большую силу наша прозрительность, которая и называется Израилем. Заметь, что здесь не сказано: «Когда будете воздевать руки», но егда прострете. Ибо воздевает, кто ищет горнего, а простирает, кто просит помощи на дела телесные. Поскольку же простретие рук у младенцев к кормилицам и матерям бывает часто по привязанности к ним, то, желая показать нерасположенность молящихся, не сказал: «Егда прострете ко Мне», но просто говорит: Егда прострете руки, отвращу очи Мои и присовокупляет причину: руки бо ваша исполнены крове.

И аще умножите моление, не услышу вас Да слышат слова сии те, которые не сделали в жизни ничего доброго, но думают оправдаться продолжительностью молитвы. Ибо молитвенные слова не просто полезны, но когда произносятся с усердным расположением. И фарисей по-видимому умножал моление. Но что говорит слово? Фарисей же став, сице в себе моляшеся (Лк. 18, 11),– в себе, а не к Богу, ибо на себя обращал мысль, так как был во грехах гордыни. Посему и Спаситель говорит: Молящеся же не лишше глаголите, якоже язычницы; мнят бо, яко во многоглаголании своем услышани будут; не подобитеся убо им (Мф. 6, 7–8). И еще сказано: От многословия не избежиши греха (Притч. 10, 19). Итак, надобно просить Царствия Божия и правды его, а не чего-либо телесного и земного (см.: Мф. 6, 33). По этой причине и псалом говорит: Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни (Пс. 26, 4).

Руки бо ваша исполнены крове. Вот причина, по которой очи Божии отвращаются, когда простирают они руки. Сии самые знаки их моления служат поводом к раздражению. Если кто, убив чьего-нибудь любимого сына, окровавленные еще после убийства руки станет простирать к разгневанному отцу, прося у него правой руки в знак дружбы и умоляя о прощении, то кровь сына, видимая на руке убийцы, не к большему ли еще гневу подвигнет оскорбленного отца? Таковы ныне молитвы иудеев: когда простирают они руки, напоминают Богу и Отцу грех против Единородного Сына и при каждом воздеянии рук своих показывают, что они наполнены Кровию Христовой, ибо, оставаясь в ожесточении, пребывают наследниками убийства, сделанного отцами, по сказанному: кровь Его на нас и на чадех наших (Мф. 27, 25).

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови

И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу. Отсюда видно, что от молитвы, даже продолжительной, не бывает никакой пользы, если молящийся остается в грехах. Нет ничего равного добродетели и молению посредством дел. Ваши руки полны крови, т.е. убийственны; но не сказал: убийственны, а: полны крови, выражая, что они делали грех занятием, и всегда усиленным занятием. И это дело благости Божьей, что, угрожая, Он оправдывается, приводить причины, почему Он и не принимает их молитвы.

Толкование на пророка Исайю


Но что, скажешь, если я прежде осквернил себя? Очистись. Каким же образом? Плачь, стенай, раздавай милостыню, извинись перед обиженным и через это примирись с ним; очисти язык, чтобы более не раздражать Бога. Если бы кто измаранными в грязи руками держал тебя за ноги, умоляя о прощении, ты не только не стал бы слушать его, но и оттолкнул бы ногою. Как же ты сам дерзаешь в такой нечистоте приступать к Богу? Язык молящийся есть рука, которой мы обнимаем колена Божии.

Гомилии на Евангелие от Матфея

Иероним Стридонский, блж. (†420)

И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови

Вместо этого LXX и Акила перевели: Я устал терпеть, а Симмах: εκοπώΟην Ιλασκόμένος, то есть утомился милуя, чтобы показать, что Он уже не будет более миловать, потому что иное дело убивать рабов, посланных к ним, и иное — Сына. Эту мысль мы читаем у пророка Осии: «погибель твоя, Израиль; только во Мне помощь твоя» (Ос. 13:9). Это так понимается: погибай, Израиль; потому что не своею заслугою, а только Моею помощию ты спасаешься.

Руки ваши полны крови. Указывает причину, почему Бог отвращает от них очи Свои и не внемлет многократному молению: потому что они пролили кровь Праведного и, как лукавые работники, умертвили Наследника, посланного к ним. Поэтому и Спаситель говорит к ним: «и вы исполняете меру отцов ваших» (Мф. 23:32).

Ибо те умертвили посланных к ним пророков, а вы умерщвляете Сына Домовладыки. Должно пользоваться этим свидетельством и против тех, которые, имея в постоянных делах своих руки полные крови, проводят дни и ночи в молитве.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая

Нил Синайский, прп. (†430)

И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло

Молитвою и воздеянием рук Моисей обратил в бегство Амалика. Посему, если не помнишь зла на брата и молишься за ближнего, который оскорбляет и огорчает тебя, то явно, что руки твои воздеты горе, к небу, и, конечно, ты получишь помощь, когда искушает и начинает преодолевать тебя диавол. А если хранишь в себе гнев на ближнего, сам нападаешь на него, порицаешь, клевещешь на человека, то, без сомнений, руки твоего внутреннего человека опущены еще долу, к земле, хотя, видно, что и руки воздеваешь, и око возводишь к Богу. И молитва твоя не будет услышана. «Руки бо твои, – говорит Бог, – исполнены крове» (Ис. 1:15) братней. Ибо что убийственнее памятозлобия? Посему послушаем Того, Кто говорит: «Измыйтеся покаянием, и чисти будете от лукавств ваших» (Ис. 1:16), при помощи чистой молитвы.

Письма на разные темы. Монаху Маркеллину

Августин Аврелий, блж. (†430)

И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови

Что делаешь ты, бесстыдный и жалкий? Зачем отягощаешь себя бременем еще больших грехов? Зачем, навлекая на себя скорейший гнев Его, протягиваешь ты к Богу свои оскверненные руки как свидетельство для своего наказания? Не взирает на них Тот, Кто повелел воздвигать к Нему лишь руки святые и непорочные. Зачем молишься ты Богу теми устами, которыми незадолго до этого ты говорил злое? Хотя бы и умножилось моление этих уст, оно ненавистно Богу.

О Христианской борьбе

Исаак Сирин, прп. (†VIIIв.)

И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови

Бог ввергает в искушения ленивых и нерадивых, чтобы помышляли они об искушениях, а не о суетном. Творит же это Бог всегда с любящими Его, чтобы вразумить, умудрить и научить их воле Своей. И когда будут умолять Его, не скоро внемлет им, пока не изнемогут и пока твердо не уразумеют, что за нерадение и леность их приключилось с ними это… И хотя говорится это о других, но во всяком случае написано вообще об оставивших путь Господень.

Слова подвижнические. Слово 57

Якимов Иван Степанович, профессор (†1885)

15. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.
15. Егда прострете руки (вашя) ко Мне, отвращу очи Мои от вас: и аще умножите моление, не услышу вас: руки бо вашя исполнены крове.

«Простирать руки» и «умножать моление» – параллельные по смыслу выражения. Простертие рук служило выражением мольбы о помощи, об избавлении от несчастья (3Цар.8:22; Иер.4:31; Исх.9:29). Молитвенный вопль сыны израилевы поднимали ко Господу в случаях несчастий (Суд.3:9,15;4:3;6:7). На простираемых к Нему руках Господь видит кровь – следы и доказательство преступных, несправедливых отношений иудеев к ближним (Ис.1:23;3:15;5:23), – отношений, в которых убийства были наиболее возмутительными явлениями (Ис.1:21;4:4;5:7). Преступников заповеди о любви к ближним, беззаконников, Господь ненавидит (Пс.5:6); на них не могут быть обращены очи Господни (там же., ср. 3Цар.8:29), и потому Господь отвращает от них Свой взор = перестаёт благоволить к ним.
 

Толкование на книгу св. пророка Исаии (главы 1–12). Часть 1

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови

Простертие рук или воздеяние рук к небу служило у всех народов внешним выражением молитвенных воздыханий к Богу (3Цар. 8:22, 54; Пс. 140:2).

Полны крови Здесь по-еврейски слово кровь поставлено в числе множественном, что указывает на изобилие крови. Пророк представляет иудеев, приходящих молиться в храм, как преступников, убийц, которые не успели еще вымыть рук после соделанного ими убийства.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.15 И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.


     Дары и молитвы напрасны! Кто приносит дар Богу, прежде всего, должен выражать тем, что он любит Бога, ищет Его внимания и милости, а потому должен быть сам милостив. Кто приносит фимиам на алтарь кадильный, тот должен прежде всего обращаться мыслью и возноситься сердцем к Богу, молить Его о милости и благости, а потому должен быть сам благостным. Израиль приносил дары, воскурял фимиам, молитвенно воздевал руки к небу, но Господь видел, что эти воздетые руки «полны крови», в этих руках дары, приобретенные хищением и убийством. Молящийся долго и громко взывал к Богу, но Господь не слышал этих восклицаний, потому что вместе с тем, но еще громче – раздавались во дворах Его храма молитвенные вопли угнетенных и ограбленных сирот. И Господь презирал дары хищников и молитвы разбойников.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible