Скрыть
Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает , народ Мой не разумеет.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Позна вол стяжавшаго и, и осел я́сли господина своего: Израиль же Мене не позна, и людие Мои не разумеша

Вол изображает Израильтян, осел – Иудеев, потому что Иудеи гораздо безрассуднее были Израильтян; им Бог являл более Своего благоволения, но они не познали Его, и тем исполнили сказанное: «растли всяка плоть путь свой» (Быт.6:12).

Василий Великий, свт. (†379)

Позна вол стяжавшаго и, и осел ясли господина своего; Израиль же Мене не позна, и людие Мои не разумеша

С волом и ослом сравнивается отринувший Бога, потому что в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им (Пс. 48, 13). А таковы живущие не по разуму, но по страсти и по неразумию увлекаемые в жизнь скотоподобную. Пророк взял для подобия животных домашних и известных, чтобы пристыдить нас, которые и их несмысленнее и к Создателю своему не оказываем даже такого благорасположения, какое сами видим от бессловесных. Ибо вол, данный нам в сотрудники при земледелии, различает голос питающего и знает того, кто обыкновенно приносит ему пищу. Осел же сам собой находит дорогу к привычным местам отдыха. Посему если у бессловесных такая привычка к имеющим о них попечение, то в какой мере требует любви к Богу разумная природа? Заметь еще, что волу приписывается большая смышленость, нежели ослу. Ибо один позна самого стяжавшаго, а другой – только ясли. А сим показывает слово, что осел – животное прожорливое, знает только место удовольствия, вол же имеет некоторое сведение даже о добром и полезном. Посему, так как сии животные не сходны между собой, во Второзаконии запрещено орать юнцем и ослятем вкупе (ср.: Втор. 22,10), то есть рьяного и трудолюбивого в душе не должен ты сопрягать со сластолюбивым и страстным. Ибо не о волех радит Бог, нас же ради всяко написася (ср.: 1Кор. 9,9–10). Но в другом месте вол и осел опять сопряжены. Ибо блажен сеющий при всяцей воде, идеже вол и осел попирает (ср.: Ис. 32, 20), то есть блажен, кто поучительным словом возбуждает в душе трудолюбие и врачует ее сластолюбие. Ибо как осел есть животное вьючное, так и вожделевательная сила души обременяется тяжестью греха.

Позна вол стяжавшаго и; Израиль же Мене не позна, Творца своего. И осел распознал ясли господина своего, Израиль же не уразумел Меня. Яслей много, однако же осел не ошибается в яслях господина своего. Но Бог один, и неблагодарный народ блуждает вслед богов, которые не существуют. Мене не разумеша – Меня, возвещаемого небом, указываемого землей и морем, открываемого солнцем, луной, звездами и всей тварью. Собственно же под образом вола представляется Израиль, а под образом осла – простой народ. Ибо какая разность между волом и ослом, такое же различие между Израилем, что в переводе значит видящий Бога, и так называемым простым народом.

Толкование на книгу пророка Исаии


Если находим, что и у бессловесных взаимное между ними согласие так хорошо поддерживает их покорность вождю, что скажем мы, находящиеся в таком раздоре между собою и в таком несогласии с заповедями Господа? Как не подумаем, что все это ныне предлагается всеблагим Богом в наше научение и назидание, а в великий и страшный день суда обращено будет в посрамление и осуждение непокорных Тому, Кто сказал уже и всегда говорит: Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет?

О суде Божием


Если в рожденных есть природная любовь к родившим - и это показывает и привязанность бессловесных, и в людях с детства открывающаяся расположенность к матерям, - то недостатком любви к Сотворившему нас и отчуждением от Него да не выкажем себя неразумнее младенцев и свирепее зверей. Если бы и не знали, каков Он по благости, по одному тому, что от Него получили бытие, должны мы безмерно любить Его со всею нежностью и непрестанно прилепляться к памятованию о Нем, как дети к матерям… Ибо и о псе и многих других подобных животных нужно ли говорить, какую привязанность они оказывают к тем, кто кормит их?

Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах (Большой Аскетикон)

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего. Сравнения усиливают обличение, особенно когда они заимствуются от предметов неравных, как и Христос говорит: «ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят» его; и еще: «царица Южная восстанет на суд с родом сиим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой» (Мф. 12:41–42). И Иеремия также говорит: «пойдите на острова Хиттимские и посмотрите, и пошлите в Кидар и разведайте прилежно, и рассмотрите: переменил ли какой народ богов своих,… а Мой народ променял славу свою на то, что не помогает» (Иер. 2:10-11). Пророк показывает нетрудность постановлений закона, так что та мера, какая требуется от людей, легко исполняется и бессловесными животными, и даже бессмысленнейшими из бессловесных. Но, скажет кто-нибудь, животные от природы имеют это знание. А мы совершаемое ими от природы можем исполнять по воле.

Вол знает владетеля своего. Обличает их не только преимуществом дара, но и чрезмерностью их нечестия усиливает обличение. Как выше он призывал стихии к их обличению, так теперь сравнивает их не с людьми, но с бессловесными животными, и притом с бессмысленнейшими, и показывает, что они хуже этих животных.

Так поступает и Иеремия, указывающий на горлицу и ласточку (Иер. 8:7), и Соломон, отсылающий проводящего ленивую жизнь то к муравью, то к пчеле (Прит. 6:6; Сир. 11:3).

Израиль же мене не позна. Крайнее нечестие, когда даже те, которые были приближены и удостоены стольких почестей, все вдруг уклонились к нечестию. Не сказал: Иаков, но: Израиль, чтобы добродетелью предка яснее показать неблагодарность потомков. Тот добродетелью души приобрел благословение, выраженное этим названием, а они нечестием своим изменили ему.

И людие Мои Мене не разумеша; Мене, говорит, сияющего светлее солнца.

Толкование на пророка Исайю


До креста даже и иудеи не знали Его: Израиль, - ведь говорит, - не знает Меня, народ Мой не разумеет. А после Креста притекла вся вселенная.

Беседы на Евангелие от Иоанна

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет

И положила Его [Мария] в ясли, потому что не было им места в гостинице. И положила Его Матерь. Иосиф же, который знал, что не от него Сын, не решался прикоснуться: дивился, радовался Рожденному. И положила Его в ясли. Почему в ясли? Чтобы исполнилось пророчество Исаии пророка: Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего.

Гомилия на Рождество Господа


Вместо этого одни только Семьдесят перевели: Израиль же Меня не познал и народ Меня не уразумел. Как по прочим, так и по еврейскому: Израиль не познал Владетеля своего и народ не уразумел яслей Господина своего. Смысл ясен: Я усыновил вас, как детей, сделал особенным народом своим, частию Своею, уделом наследия Своего и назвал первенцами; они же не сделали даже и того, что делают неразумные животные, чтобы тронуться благодеяниями и уразуметь пастыря и питателя своего. И сравнил их не со псами, потому что это самый умный род животных и за небольшое количество пищи охраняет дома хозяева но с более глупыми волом и ослом, из которых один возит повозки и переворачивает плугом твердейшие глыбы земли, а другой перевозит тяжести и облегчает людям труд хождения, почему они и называются рабочим скотом, так как помогают людям.

Можно это место понимать и о Боге Отце; но оно более относится к Сыну, потому что народ Израильский не познал и не принял Его, день Которого видел Авраам и возрадовался и к пришествию Которого обращены были чаяния всех пророков. Он и в Евангелии говорит к Иерусалиму: «сколько раз я хотел собрать сыновей твоих, как курица собирает птенцов под крылья свои, и ты не захотел» (Мф. 23:37). Спрашиваем: где мы еще читали о воле и осле? Во Второзаконии написано: да не ореши юнцем и ослятем вкупе (Втор. 22:10), и в том же самом Исаии: «блажен, кто сеет при всякой воде, где вол попирает и осел» (Ис. 32:2). Вместе на воле и осле пашет Евион, достойный своего имени по низменности, по бедности своего разумения, так принимающий Евангелие, что не оставляет суеверных обрядов Иудейских, предшествовавших в тени и образе.

Но блажен тот, кто сеет на изречениях Писаний как Ветхого, так Нового Завета, и попирает воды убивающей буквы, чтобы пожинать плод духа животворящего. Вол в иносказательном смысле относится к Израилю, который нес ярмо закона и есть животное чистое; а осел, обремененный тяжестью грехов, означает народ из язычников, к которому Господь говорил: приидите ко Мне еси труждающиися и обремененныи и Аз упокою вы (Мф. 11:28). Таким образом, тогда как фарисеи и книжники, имевшие ключ и ведение закона и справедливо называвшиеся Израилем, то есть умом видящим Бога не уверовали, часть народа Иудейского уверовала, так что в один день разом уверовали три тысячи, а в другой день пять тысяч.

И тогда как и мудрые века не приняли креста Христова, невежественная толпа народов приняла его. И поэтому апостол говорил: видите званее ваше, братее, то не мнози премудри по плоти, не мнози сильны, не мнози благородна: но буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит, и немощная мира избра Бог, да посрамит, крепкая (1Кор. 1:26-27). Ибо это толкование натянутое; истинное же толкование то, которое приведено выше.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая

Августин Аврелий, блж. (†430)

Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет

Итак, Иисус, найдя молодого осла, сел на него (Ин 12:14). Под сыном ослицы, на котором никто не сидел, - упоминание о нем можно найти у других евангелистов, - мы понимаем народ язычников, не получивших закона Господня. А под ослицей (ведь оба этих животных были приведены Господу) мы понимаем Его людей, происходивших из народа израильского; а народ этот, разумеется, не был диким и необъезженным, но познал ясли Господина своего.

Трактат на Евангелие от Иоанна


Тот, Кто наполняет Собою мир, не нашел места в гостинице; положенный в яслях, Он сделался нашей пищей. Пусть подойдут к яслям двое животных, - два народа, ибо вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего. Взгляни на ясли - и не постыдись стать вьючным животным для Господа. Ты будешь нести на себе Христа и не заблудишься, идя по пути, - ибо на тебе восседает Путь. Вы помните про того молодого осла, которого привели к Господу? Никто да не смущается, ибо это - мы. Пусть воссядет на нас Господь, пусть влечет нас, куда угодно Ему. Мы - Его вьючное животное, и идем мы в Иерусалим. Хотя Он восседает на нас, мы не отягощаемся, а возвышаемся; под Его водительством мы не заблудимся; к Нему идем мы, с Его помощью идем, - не погибнем.

Возвещается пастухам Владыка и Пастух пастухов, и в яслях возлежит Он, как пища для верующих вьючных животных. Потому и воссел Он на молодого осла, когда входил в Иерусалим, сопровождаемый хвалением множества народа, встречающего Его и следующего за Ним. И мы да познаем Господина своего, да приступим к яслям, да вкусим пищи, да понесем на себе нашего Господа и Руководителя, чтобы под водительством Его достичь нам Небесного Иерусалима.

В лице пастухов и волхвов начал вол познавать владетеля своего, и осел - ясли господина своего. От лица иудеев - животное рогатое, ибо они готовили Христу рога креста. От лица язычников - животное длинноухое, ибо предсказано было: Народ, которого я не знал, послужил мне, по слуху уха повиновался мне (Пс 17:44- 45). Ведь Сам Владетель вола и Господин осла возлег в яслях, и обоим предоставил общую пищу.

Вол - это об иудеях, осел - о язычниках; те и другие пришли к одним яслям и обрели там корм Слова.

Проповеди и поучения


Несомненно, были и среди того народа те, кто разумели, поскольку имели они веру, которая открылась позднее как относящаяся не к букве закона, но к благодати Духа. Ведь не без этой самой веры были те, кто смогли предузнать и предвозвестить ее будущее откровение во Христе; поскольку те ветхие таинства были прообразами грядущих таинств.

Толкования на Псалмы

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 2-3 Слыши небо, и внуши земле, яко Господь возглагола: сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене. Позна вол стяжавшаго и, и осел ясли господина своего: Израиль же мене не позна, и людие мои неразумеша

Необходимо обратить тщательное внимание на то, что это за речь и что хочет сказать этим пророк. Ибо блаженный пророк как бы призывает во свидетели небо и землю, и делая это, он поступает не без внушения божественного и говорит, что это не его слова, но слова Божии. Пророк этим указывает на то, что предсказания его некогда исполнятся вполне и во всех отношениях, и слушателей поражает страхом пред грядущими на них бедствиями. Ибо невозможно, чтоб Бог говорил неправду. Вместе с тем, пророк, как я думаю, возбуждает в слушателях внимание к этому. Так как он намерен был произнести пророчество на Иудею и Иерусалим и возвестить о страданиях, превышающих всякое слово, и ужасных бедствиях; то ему не безизвестно было, что те, к которым обращено его слово, воспылают гневом против него. Поэтому он говорит, что это глаголет против них Сам Господь, весьма искусно отклоняя тем ярость нечестивых и как бы укрощая неправедный гнев. Ибо если употребляется посредник и слуга, и передает слова свыше и от Бога, то кто может по справедливости гневаться на него? Тем более не было ли бы нечестивой дерзостью – гневаться на Бога, когда Он говорил? Поэтому пророк весьма уместно призывает во свидетели небо и землю, так как он имел произнести жалобы на Израиля и хочет потому, чтоб как ангелы небесные, так и вся земля знали нечестивые нравы сего народа, дабы никто не подумал, что Бог прогневался напрасно, или народ возлюбленный, избранный Им Себе в наследие и некогда мышцею высокою освобожденный от жестокого рабства Египетского, теперь отвергает за малые ничего незначащие проступки. Ибо Он умилосердился над ним, когда его мучили вопреки справедливости и вопреки благородству, свойственному как его предкам, так и ему самому, умилосердился над ними, когда их угнетали тяжелой работой. Но так как поработившие их противились, то жестоко были наказаны, потому что Бог ниспослал на них всякого рода наказания. И как в высшей степени славно было избрание Израильтян, так желает он, чтоб не был неизвестен и способ отвержения его. А если бы кому хотелось думать, что голосом пророка призываются (во свидетели) и самые стихии, тот не погрешил бы против смысла сюда относящегося слова, понимая это таким образом. Ибо, как я сказал, Израиль избавлен был от нечестия Египтян Моисеем. А когда Фараон, сопротивляясь повелениям Божиим, сказал: не вем Господа, и Израиля не отпущу (Исх. 5:2), то тварь вместе со своим Господом вооружилась против непокорных. Ибо совершились многие и славные знамения как свыше и с неба, так и на самой земле совершились не меньшие (по числу) и не менее удивительные знамения: небо ниспослало град, а земля произвела жаб, как написано; вода превратилась в кровь, а в то время, как печной пепел распространялся в воздухе и помрачал его, у всех на телах появились раны и воспалительные чирьи. Итак, как бы и самые стихии не напрасно потрудились в пользу тех, которые освобождены были. Слыши небо, и внуши земле, яко Господь возлагола. Но мы можем понимать смысл объясняемого места и иначе. Ибо пренебрегши руководством закона и презревши спасительные наставления и оставивши единого истинного Бога, Израильтяне воздавали почтение нечистым демонам на горах и холмах, и на богатых деревьями долинах совершали курения и поклонялась делам рук своих. И негодовал на них, и вполне справедливо, Бог всяческих и сказал одному из святых пророков: востани, судися с горами, и да слышат холми глас твой. Слышите горы суд Господень, и дебри основания земли: яко суд Господень к людем его, и со Израилем претися имать (Мих. 6:1-2). Впрочем, мы не говорим, что суд Господа по гласу пророка был против гор и холмов, напротив, он призывал на суд нечестие Израиля, делаемое им на горах и холмах и долинах. Ибо обличаем был тот, кто безмерно нечествовал и устроил там нечистым демонам возвышения и жертвенники. Итак, поелику Израильтяне, отвергши благоговение к Богу, поклонялись воинству небесному, солнцу, говорю, и луне, и взявши материал из земли, т.е. деревья и камни, делали себе идолов каждый по своему усмотрению; то Он весьма мудро указывает на их нечестие во всем этом и в обличение и доказательство этого как бы призывает на суд небо и землю, говоря: слыши, небо, и внуши, земле, яко Господь возглагола. Можно объяснять это и иным способом: мы говорим, существуют многие отцы на небе, то есть духовные, а также многие отцы и на земле как телесные, так и духовные. Но всем этим отцам, как вышним, так и нижним, воздаются почести детьми, находящимися в них под властью. И почитаемые очень радуются этому, и нет ни одного из них, который не считал бы слишком тяжким терпеть неблагодарность со стороны детей. И Бог всяческих, испытавший (такую неблагодарность), призывает во свидетели отцов, сущих как на небе, так и на земле, говоря: слыши небо, и внуши земле, яко Господь возглагола: сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене. Ибо Израиль, воспринятый чрез благодать и удостоенный сострадания, питаемого к детям, называется рожденным от Бога, пока не совершилось еще в нас истинное и духовное возрождение, именно чрез веру во Христа. Ибо мы возрождены от воды и Духа, древним же дан дух рабства, хотя (Израиль) был первородным и назван народом; а нам Бог даровал имя и Духа усыновления. Понеже есте, говорит, сынове, посла Бог Духа Сына своего в сердца ваша вопиюща: Авва Отче (Гал. 4:6). Посему говорит: я родил сынов, и не только родил, но и возвысил, то есть вырастил. Так объясняют это и другие толкователи: ибо освобожденный Израиль после этого не был оставлен без помощи и не лишен был любви Божией, но подобно сыну был воспитан по истине чадолюбивым и самым нежным отцом: хлеб небесный, говорит Писание, даде им: хлеб ангельский яде человек (Псал. 77:24-25). Он был воспитываем и иначе -для духовного укрепления – посредством мудрости закона и пророческих наставлений, искусно приводящих к познанию истины, то есть Христа. Посему Павел пишет, что закон пестун нам бысть во Христа (Гал. 3:24). Но Израиль отверг Родившего его. И в чем состоял способ отвержения? Он удобопреклонно стал воздавать божеские почести тем, которые не боги по природе, страдал и иными болезнями, – великою невоздержностью и тем, что постыднее этого – он не подражал привязанности бессловесных животных, которую эти имеют к хозяевам (своим). Поэтому-то и говорит: позна вол стяжавшаго и, и осел ясли господина своего, Израиль же мене не позна, и людие мои неразумеша. Ибо если человек купил вола, то он будет употреблять на всякие работы это весьма полезное для земледелия животное: или, если захочет, будет пахать на нем землю, или молотить на гумне, и отделять плевелы от зерна. Если же кто купит осла: то и он, по естественному побуждению, призывается к повиновению и, как бы в отплату за то, что кладется ему в ясли, оказывает повиновение (хозяину). Ибо он охотно перевозит тяжести, разделяет труд (своего) господина. Вот как бывает у животных. Но мудрый Израиль, руководимый законом к познанию того, что полезно, и посредством многих и удивительных знамений познавший славу Божию, идет позади вола и осла, и, уступая бессловесным в добронравии, не познал Господа. Очень хорошо сказал: не познал, не уразумел. Ибо хотя он, как я сказал, познал славу Божию; но вследствие сильной наклонности к необузданному развращению уподобился тому, кто не познал Бога. Ибо если бы это не было справедливо, то он не сказал бы дереву: «бог мой еси ты» и камню: «ты родил меня». Посему и говорит: ужасеся небо о сем и вострепеша по премногу зело, глаголет Господь. Два бо зла сотвориша людие Мои: Мене оставиша источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушеныя, иже невозмогут воды содержати (Иер. 2:12-3). И сам Христос мог сказать о них, что Израиль не познал меня, народ не уразумел меня; потому что и в древности освобождение (Израиля) совершилось чрез Него. И закон был дан только до времени исправления, как написано. Но так как тень никак не могла оправдать нас, то явилось нам во плоти Единородное Слово Божие, дабы оправдать приходящих к Нему верою и освободить от смерти и греха. Но Израиль не познал Его, хотя Он и ясно говорил: аминь аминь глаголю вам, яко слушаяй словесе Моего и веруяй пославшему Мя имать живот вечный: и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот (Иоан. 5:24).

Толкование на пророка Исаию

Петр Хрисолог, свт. (†450)

Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет

Ты, человек, признай Его, если не сразу - среди ангелов, то, пусть с запозданием, среди скотов; чтобы не был ты поставлен, когда замешкаешься, ниже самих скотов, с которыми прежде тебя сравнивали. И ты изнуряешь себя спорами с иудеями, которые отказали в своих постоялых дворах Господу своему, Которого признали их вьючные животные в хлеву.

Почему Царь Иудейский лежит в яслях, а не возлежит в храме? Почему не блистает в пурпуре, но пребывает оборванным в обносках? Почему скрывается в пещере, а не провозглашается в святилище? Приняли вьючные животные в яслях Того, Кого отвергли вы принять в доме своем… но ты, Израиль, Господина твоего не узнал.

Проповеди

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет

Если земля, во всей полноте ее, принадлежит Господу, то мы в равной степени являемся Его рабами и землепашцами, и я не понимаю, как могло оказаться, что не все мы признаем нашего Владетеля.

Проповеди

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет

Через вола он обозначает иудейский народ, который привык носить ярмо закона и привык пережевывать его слова, а через осла он изображает народ язычников, который всегда пребывал нечистым в сквернах идолопоклонства, и из каждого народа очень многие, обратившись к благодати Евангелия, и познали своего Хозяина, которым были сотворены, и взыскали небесной пищи, чтобы расти для вечного спасения.

Гомилии на Евангелия

Валериан Цемельский (†460)

Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет

Часто прихожу я в удивление от поведения людей. Люди наделены умом и благоразумием, но они с легкостью отвергают предписания дисциплины. Насколько от этого отличается поведение животных! Они избегают зла, исполняют приказы, подчиняются власти и научаются совершенному послушанию. Как следствие, когда возникает необходимость, они бегут навстречу вооруженным легионам и встречают в атаке стрелы врагов… Тот же, кто не знает своих обязанностей, следующих из того, что он - творение Божие, просто не знает Бога.

Гомилии

Якимов Иван Степанович, профессор (†1885)

3. Вол знает владетеля своего, и оселясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет.
3. Позна вол стяжавшаго и, и осел ясли господина своего: Израиль же Мене не позна, и людие Мои не разумеша.

Вол и осёл, домашние животные, не уходят от яслей их хозяина, держатся своего стойла, будучи всегда готовы служить своему господину. Они знают, кому они принадлежат и должны работать. Израиль стал ниже этих животных, потому что не знает, забывает, не имеет привязанности к Тому, кто называет его Своим народом (ср. толков. ст. предыд.). "Израиль же Мене не позна": местоимение здесь читается согласно с Ват., Комплют. и Альд. греч. и с лат. вульг., но отсутствует в евр. и сир.

Толкование на книгу св. пророка Исаии (главы 1–12). Часть 1

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего: а Израиль не знает (Меня), народ Мой не разумеет

Животные, даже наиболее глупые (вол и осел), чувствуют благодарность к своему хозяину, который кормит их, Израиль же относится к Господу как будто к совершенно чужому, незнакомому существу.

Пророк таким образом первой причиной всех, далее изображаемых несчастий Израиля, признает его неверность Всевышнему.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.3 Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет.

Отступить от Бога столько же преступно, сколько и неразумно. Вол и осел отличаются упорством и глупостью, однако и они знают, кому принадлежат, кто и в каких яслях их питает; и, не смотря на грубое обращение с ними, сносят побои хозяина, возвращаются к нему с пастбища и оказывают ему надлежащие услуги. Так, не только рабы, а и рабочие животные бывают преданы своему хозяину, особенно если они родились и жили у него. А «сыны Божии» – люди, богоподобные по своей природе (Быт.6:2), потомки святого патриарха, столь верного и преданного Богу Авраама, избавленные от гибельной «работы Египетской», получавшие не только обыкновенные средства к жизни, но и «хлеб небесный» – манну, водворенные и благоустроенные на плодоноснейшей земле, столь облагодетельствованные иудеи, наконец, совершенно не желают работать Господу и приносить добрых плодов в Его храм (Ис.5:2,7), и, просвещенные законом Божиим, делаются неразумными настолько, что уже не могут понимать всецелой своей зависимости от воли Божией, не помнят многочисленных благодеяний Божиих, не различают добра от зла, не предвидят неминуемых бедствий... «Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Господь исцелил их» (Ис.6:10). Это – крайняя неблагодарность, бесподобное безумие и вместе глубочайшее нравственное падение народа иудейского! Такое состояние народа Божия достойно строжайшего суда Божия, а ужасная участь его в будущем невольно вызывает сердечное сокрушение о нем в душе пророка, непоколебимо уверенного в исполнении будущих судеб Божиих.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible