Скрыть
И останутся у него, как бывает при обивании маслин, две-три ягоды на самой вершине, или четыре-пять на плодоносных ветвях, говорит Господь, Бог Израилев.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 6-8 И останется во Израили, что не добрано было во время погибели Дамаска. В той день уповая будет человек на Сотворшаго и, то есть Израильтяне, вразумленные наказанием, будут уже уповать на Бога. И не будут уповающе на требища, на высоты и на идолов, поставленных в Вефиле и Дане.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 5-6 И будет, якоже аще кто собирает жатву стоящую, и семя класов пожинает: и будет, якоже аще кто собирает класы в дебри тверде. И останется в ней стеблие, или аки зерна маслична две или три на версе высоце, или четыре или пять на ветвии ея останут

Смотри, что говорит пророк. Положив славу в своей местности, они считали город свободным, и пренебрегали предпринимать что-либо внутри стен. Но для нас свобода обеспечена не местностью, а помощью Господа. Это пророк говорит для того, чтобы придать пророчеству веру, чтобы иудеи не боялись. Смотри, как велик был страх их! Он поразил иноплеменных не только затем, чтобы они научились силе Его, но также затем, чтобы они сами стали трезвыми и полезными для себя.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 5-6 И он будет как собирающий оставшееся на жниве, и рука его будет собирать колосья, и будет как ищущий колосьев в долине Рафаимской. И останется у него как бы виноградная кисть и как бы две или три маслины на вершине ствола при отрясывании оливковаго дерева, или четыре, или пять плодов его на верхушках его, говорит Господь Бог Израилев

Те, кои настоящее опустошение Дамаска относят к царству Римскому, утверждают, что это сказано об апостолах,—что как на поле или на деревьях обыкновенно остается немного колосьев и маслин, так и остаток Израиля спасется, особенно поелику далее следует: в день тот восклонится человек к Творцу своему и глаза его обратятся к Святому Израилеву, т. е. ко Христу. Две маслины, и три, четыре и пять, они толкуют в смысле четырнадцати апостолов, т.е. двенадцати, которые были избраны, тринадцатого Иакова, который называется братом Господним, и апостола Павла, сосуда избранного (Деян. 7). Те же, кои думают, что сказанное исполнилось во времена Ассириян, хотят разуметь то, что при Ассирийском плене Дамаск не был совершенно уничтожен, но по переселении некоторых в Кирену, другая часть земледельцев оставлена в самой стране, часть, которая так же в последствии, при опустошении Вавилонском, была истреблена, пока при царях Македонских и Птоломеях Дамаск не был снова воcстановлен, во время пришествия Христа хотя бывший городом, но не столь могущественным как прежде. И смысл такой: в Дамаске останется людей так же мало, как обыкновенно мало остается после жатвы колосьев, по обычаю собираемых бедными на обширнейшей и плодороднейшей долине Рафаимской, или как мало на оливковом дереве остается маслин не замеченных собирателем их.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая


И будет в день тот, умалится слава Иакова и тучная плоть его исхудает

Когда, говорит, Дамаск будет взят и перестанет быть городом, и увенчает его такая слава, какая увенчала Израиля, тогда вся сила, тучнейшая плоть, и убежище Иакова исхудает, ибо у него не будет союзников, чтобы опустошать с ними Иерусалим. Мы выше читали, что поднялся Расин царь Сирии и Факей сын Ромелии, царь Израильский на Иерусалим войною и что дому Давидову было возвещено: сговорились Сирия с Ефремом, о которых пророк говорит Ахазу: не бойся и да не страшится сердце твое двух хвостов этих дымящихся головней, — ярости гнева Расина царя Сирийскаго, и сына Ромелиина, что Сирия, Ефрем и сын Ромелии составили наихудший замысел против тебя.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 5-6 И будет, якоже аще кто собирает жатву стоящую, и семя класов пожинает: и будет, якоже аще кто собирает класы в дебри тверде. И останется в ней стеблие, или аки зерна маслична две или три на версе высоце, или четыре или пять на ветвии ея останут

Что и легко и без труда получат перевес над живущими в Самарии воюющие Ассирияне и что к тому же (с другой стороны) первые не совсем и не всецело погибнут, но что будет некоторый малый и остаток, на это ясно указало нам в сих словах пророческое слово. Ибо имеющие опытность к тому, чтобы жать колосья, искусно срезая их, собирают хлеб; но всегда оставляя позади себя стебель как бесполезный, таким образом проходят все поле посева. А имеющие обыкновение собирать зрелые плоды маслин частью палкой сбивают их, частью же руками касаясь и схватывая ветви собирают их; но наверное, три, или четыре или же пять из них остаются на верху ветвей и скрываются от глаз собирающих плоды. Подобное же нечто случится, говорит, и с живущими в Самарии: они потерпят, утверждает он, то же самое что и колос, когда он попадает в руки жнущих. Останется же и в ней как бы только стебель, то есть, не многие из незнатных, или как зерен масличных два или три утаившихся от глаза собирающих плоды, так как они скрыты были на самых высоких ветвях.

Толкование на пророка Исаию

Иоанн Дамаскин, прп. (†749)

Ст. 4-8 И будет в тот день: умалится слава Иакова, и тучное тело его сделается тощим. То же будет, что по собрании хлеба жнецом, когда рука его пожнет колосья, и когда соберут колосья в долине Рефаимской. И останутся у него, как бывает при обивании маслин, две -три ягоды на самой вершине, или четыре -пять на плодоносных ветвях, говорит Господь, Бог Израилев. В тот день обратит человек взор свой к Творцу своему, и глаза его будут устремлены к Святому Израилеву; и не взглянет на жертвенники, на дело рук своих, и не посмотрит на то, что сделали персты его, на кумиры Астарты и Ваала

Подобным образом безумствуют и верующие в идолов, ибо они сделали их своими руками и поклоняются тому, что сделали сами, говоря: «Это наши творцы». Как они могут считать своими творцами то, что само есть творение их же рук? Эти люди оберегают своих идолов, чтобы те не были похищены ворами, а между тем называют их же хранителями своего спасения. До какого безумия нужно дойти, чтобы не понимать, что те, которые не в состоянии помогать и охранять себя, тем паче не в состоянии охранять других.

Душеполезная повесть о жизни Варлаама и Иоасафа

Евсевий Кесарийский (†339)

Ст. 4-8 И будет в тот день: умалится слава Иакова, и тучное тело его сделается тощим. То же будет, что по собрании хлеба жнецом, когда рука его пожнет колосья, и когда соберут колосья в долине Рефаимской. И останутся у него, как бывает при обивании маслин, две-три ягоды на самой вершине, или четыре-пять на плодоносных ветвях, говорит Господь, Бог Израилев. В тот день обратит человек взор свой к Творцу своему, и глаза его будут устремлены к Святому Израилеву; и не взглянет на жертвенники, на дело рук своих, и не посмотрит на то, что сделали персты его, на кумиры Астарты и Ваала

Посредством этого ясно предсказывается, что слава Израиля и вся его тучность отнимется; только немногие, которых, как ягоды на маслине, будет легко пересчитать, будут оставлены. Это будут те из них, которые в Господа нашего уверуют. Соответственно, после сказанного о них, пророчествуется об обращении всего человеческого рода от идольской прелести и о признании Бога Израиля.

Доказательство в пользу Евангелия

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-6 То же будет, что по собрании хлеба жнецом, когда рука его пожнет колосья, и когда соберут колосья в долине Рефаимской. И останутся у него, как бывает при обивании маслин, две-три ягоды на самой вершине, или четыре-пять на плодоносных ветвях, говорит Господь, Бог Израилев

Жнец должен был, по закону Моисея (Лев. 19:9), не сжинать все колосья, дочиста, а оставлять немного колосьев на ниве, которые могли бы быть после собраны бедняками.

Долина Рефаимская находилась к юго-западу от Иерусалима (Нав. 15:7) и была очень плодородна. Что касается рефаимов, по имени которых названа эта долина, то под ними вероятнее всего разуметь древних обитателей Палестины - аммореев, так как оба еврейских названия - амморей и рефаим - обозначают собою людей высокого роста.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

5–6. То же будет, что по собрании хлеба жнецом, когда рука его пожнет колосья, и когда соберут колосья в долине Рефаимской. И останутся у него, как бывает при обивании маслин, две-три ягоды на самой вершине, или четыре-пять на плодоносных ветвях, говорит Господь, Бог Израилев.

 
Царство – что нива. На ниве, после пожатия серпом и собрания хлеба жнецом, остается немного колосьев, да и те или собираются бедными, не имеющими своей жатвы, или выклевываются птицами, или тлеют в осенние ливни. Так это происходило в долине Рефаимов (т.е. исполинов), где обыкновенно богатая жатва снималась особенно тщательно. Подобно тому бывает и в царстве, после опустошительного нашествия неприятельского войска, когда одна часть населения истребляется мечом и копьем врагов, другая забирается, связывается и отводится в плен, остальная – слабейшая и худшая – погибает среди всякого рода бедствий и лишений в опустошенном отечестве. То же будет с Дамаском и Сирией, с царством Израильским и Самарией. И такая жатва меча и копья будет особенно богата на пространстве этих гордых и могущественных царств. Масличное дерево, одно из плодоноснейших, весьма распространенное в земле Израильской, обыкновенно, давало большой сбор плодов; когда своевременно и тщательно хозяин обивал маслины, тогда оставались на дереве два или три плода из них и те – разве потому только, что их нельзя было достать и сбить или потому, что они были еще зелены и негодны. Подобно тому, и при опустошении союзных царств, Израильского и Сирийского, их страны обезлюдеют: могучая рука завоевателя потрясет все твердыни этих царств, выбьет войска из всех крепостей, выведет народ из всех городов и не коснется разве только тех, кто, спасаясь бегством, скроется на вершинах недоступных скал, или, оставаясь в городе, окажется незначительным и ненужным для целей победителя (ср.гл.28:4).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible