Скрыть
Посылайте агнцев владетелю земли из Селы в пустыне на гору дочери Сиона;

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

От камене пустыни к горе дщере Сиони. Пророк указывает на пределы земли Моавитской, простиравшейся до пределов земли Иудейской.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 1-2 Посылайте агнцев владетелю земли из Селы в пустыне на гору дочери Сиона; ибо блуждающей птице, выброшенной из гнезда, будут подобны дочери Моава у бродов Арнонских

Еще слово к дщери моавитской. Еда камень пуст есть гора дщере Сиони? Пророк обличает ее презрение, с каким отзывалась она о дщери Сионской, думая, что гора Сион есть пустой камень, потому что не замечательна по величине, не может украшаться дарами земледелия, не доставляет пропитания живущим на ней и возделывающим ее. Ты, которая так думаешь о горе Сион и уничижила ее, ты, которая надмевалась в своем кичении, превозносила сама себя в высокомерии и гордости, ты будешь подобна птенцу, который оставлен согревающей его птицей, когда она, испуганная, улетела из гнезда и питаемого ею оставила одного. Птица спасается бегством, а птенца легко возьмет всякий, кто захочет. Ибо орел или другая из больших птиц, привыкших весьма высоко подниматься над землей, не потерпит вреда от злоумышляющих; но ты будеши аки птенец, которому нужна чужая помощь для пропитания, который недавно вышел из яйца, у которого тело не покрыто еще густыми перьями, но имеет нужду в заимственном покрове, чтобы согреваться ночью и не терпеть от жара днем. Потому, когда мать обратится в бегство, ты будешь взята из гнезда, не имея сил защитить себя и будучи не в состоянии бежать. Но один и тот же и возьмет тебя из гнезда, и прогонит прикрывающую тебя матерь. Из сего видно, что души, воспитанные лукавым и непостоянным духом, когда встретят кого-нибудь, мужественно преследующего их добрыми делами и призыванием имени Христова, подвергшись доброму сиротству, бывают удобоуловимы для воспитания их во Христе, которое ведет к совершенству. Будеши, дщи Моавля, то есть оставшееся по обличении твоей немощи. Чем же ты будеши, дщи Моавля? Чем была ты прежде, то и обнаружится. Ты забыла свое худородие, забыла, что родилась от отца, который произошел от брака, устроенного татски, потому что матерь твоя употребила ночь и вино для похищения отеческого семени (см. Быт. 19:33-37).

Потом же Арнон множайше совещавай. Поскольку прежние совещания не принесли тебе пользы, Арнон, напрасно ты много любомудрствовал об учениях, составленных по всем правилам любомудрия, то составляй, если угодно, новые совещания. Кажется, что Пророк с некоторым осмеянием и иронически вызывает Арнон на безрассудные совещания, чтобы, пресытившись суетными своими замыслами и познав бесполезность их, приступил он наконец к здравому учению. Арнон же есть укрепленный город моавитский, и пророческое слово им одним обозначает нам все это место в Аравии. А имя Арнона предпочтено по значению, какое ему дается, ибо Арнон толкуется просвещение их. Итак, поскольку люди, от высокого мнения о своей мудрости сильно страждущие превозношением, всего более думают, что ум их пребывает во свете, когда в действительности они помрачени смыслом и отчуждени от Бога (ср. Еф. 4:18), то Пророк обращает слово к представляющим себя находящимися во свете ведения.

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Посылайте агнцев владетелю земли из Селы в пустыне на гору дочери Сиона

«Еда камень пуст есть гора дщере Сиони?» Т.е. лишен помощи. Нет, но во время осады языческих войск она найдет помощь.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Пошли Агнца, властелина земли, из скалы пустыни на гору дочери Сиона

Объясняемое есть не история, а пророчество; всякое же пророчество прикрывается загадками, и по отрывочности мыслей, говоря об одном, переходит к другому, чтобы пророчество не превратилось в повествование, если бы Писание соблюдало порядок. И смысл, такой: о Моав! ты, над которым будет свирепствовать лев и из которого не в состоянии будет спастись даже остаток, ты должен иметь такое утешение: выйдет из тебя Агнец непорочный, Который возьмет на себя грехи мира, Который будет властвовать во всей вселенной; выйдет Он из скалы пустыни, т. е. от Руфи, которая со смертью мужа, сделавшись вдовою, родила от Вооза Овида и от Овида Иессея, а от Иессея Давида, и от Давида Христа. Гору же дочери Сиона истолкуем или в смысле самого города Иерусалима, или, по изъяснению таинственному, Церковь, поставленную на вершине добродетелей.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая


Ст. 1-5 Переведенное нами с еврейскаго: пошли Агнца, властелина земли можно так читать: пошли Агнца властелину земли, то есть что не сам Агнец есть властелин земли, как мы перевели согласно с историческим смыслом, но что Агнец должен быть заклан властелину земли. Таким образом этот Агнец, который или сам есть властелин земли или закалается властелину земли, происходит из рода Моавитян, и из тех, которые бежали от Моава и удостоились иметь льва правителем. Означает же это Руфь, от которой родился Христос (Мф. 1:5), которую называет скалою пустыни, потому что Моавитяне и Аммонитяне, по заповеди Божией, до десятого поколения и во веки не войдут в Церковь Божию (Втор. 23). А кто бежал из пустыни Моавитской и,—обратимся к таинственному смыслу, — презревши ложь, стал на горе истины, тот будет как птица убегающая и как птенцы улетающие из гнезда, чтобы не быть поглощенным змеями Моавитскими. Так будут, говорит, все дочери, то есть души Моавитския, при переходе чрез Арнон, что означает освещение их, когда, оставив заблуждения, перейдут к познанию истины. Итак говорится самому Моаву или тому, кто бежал от Моава: ничего не делай без совета (Притч. 13), чтобы не увлекаться всяким ветром учения (Еф. 4), но следовать Тому, Кто есть Ангел великого совета. И созови совет, чтобы из скитающихся и блуждающих составить Церковь Божию. Палатку же и скинию, в которой прежде ты думал найти покой, что было признаком ночи и мрака, поставь на полдень, то есть в самом ярком свете, в котором ты должен укрыть бегущих от заблуждения и уже не выдавать прежде скитавшихся. О Моав, изгнанным Моим, которые оставили Меня и вышли из Церкви и, оставив учение Духа Святого, следовали своему разумению или которые жили у тебя, когда их начал преследовать опустошитель— диавол, дай убежище, обратив все мысли их к страху Господню, и знай, что после пришествия Агнца, который, происшедши из скалы пустыни, есть властелин всей земли и пришел на гору дочери Сиона, окончилось все могущество диавола, сравниваемое с прахом. И истреблен злополучный, делавший многих несчастными, и не стало попиравшего всю землю, то есть тех, которые были земными. По истреблении же его и приведении к ничтожеству и совершенном исчезновении уготовится престол и царство вечное, сначала в милосердии, потому что все мы под грехом (Рим. 3), и возсядет в скинии Давидовой, павшей и снова воздвигнутой, Тот, Кто будет судить милостиво и искать правды и воздавать каждому по делам его. Рассмотрим от начала бремени или речи Моава, в которой говорится: ночью опустошен Ар Моав и прочее до сего места, и мы увидим, каким образом постепенно чрез покаяние из Моавитин делаются Израильтяне, и убегают подобно птицам, и улетают как птенцы из гнезда, чтобы перейти чрез Арнон, и жить на горе дочери Сиона, и чтобы по уничтожении власти диавола или антихриста Христос царствовал над ними и поставил престол свой среди спасенных милосердием и правдою. Ибо Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну (Ин. 5:22).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 9-10 Сего ради восплачуся яко плачем Иазировым о винограде Севамани: древа твоя посече Есевон и Елиала, яко на жатву твою и на объимание вина поперу, и вся падутся. И отъимется радость и веселие от виноградов, и в виноградех твоих не возрадуются, и не изгнетут вина в точилех, престало бо есть

Пророческое слово представляет нам лице, оплакивающее несчастия Моавитян и кроме того Иазира, сверх других городов опустошенного. Так и другие, говорит, города оплакиваю, как следовало оплакивать Иазир. Виноградом же и древами именует живущих в городах; исчисляет также и разрушенные города: Севама и Есевон. А народ неприятельский говорил: на жатву твою, и на объимание вина, как сказано. Что же говорил он? – Поперу, и вся падутся. И к тому еще: отимется радость и веселие от виноградов твоих. Ибо Моавитяне были любители праздников, совершали весьма многие священные обряды в честь демонов, проводили целые ночи при жертвенниках и в жертвоприношении всегда имели повод к веселью. А теперь возрыдают и восплачутся и будут далеки от всякого удовольствия душевного; потому что не возрадуются и не изгнетут вина в точилех, престало бо есмь: не будет, говорит, плода на винограде, так как вместе с виноградом погибнет и производимое им. И относительно винограда, если бы его совсем вырубили, это слово было бы истинно. Но если бы это было и относительно нас, как бы в значении примера на человеческие дела, то и тогда опять слово это научает, что вместе с родителями погибнут и рожденные от них, так как даже и самым чревоносящим женам не будет дано никакого помилования от неприятелей. Потерпел же это, говорим, во время войны с Римлянами Иерусалим. Так и говорил Спаситель, предвозвещая имевшее случиться с ним, что он окружен будет войсками, что в те дни будет горе особенно рождающим и непраздным (Мф. 24:19).

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-5 Посылайте агнцев владетелю земли из Селы в пустыне на гору дочери Сиона; ибо блуждающей птице, выброшенной из гнезда, будут подобны дочери Моава у бродов Арнонских. Составь совет, постанови решение; осени нас среди полудня, как ночью, тенью твоею, укрой изгнанных, не выдай скитающихся. Пусть поживут у тебя мои изгнанные Моавитяне; будь им покровом от грабителя: ибо притеснителя не станет, грабеж прекратится, попирающие исчезнут с земли. И утвердится престол милостью, и воссядет на нем в истине, в шатре Давидовом, судия, ищущий правды и стремящийся к правосудию

Моавитяне, в страхе пред нашествием врагов (ассирийцев), обратятся за помощью к иудейскому царю. Они будут униженно просить его дать приют им, так как они должны будут оставить на время свою страну.

Посылайте… Это дает свой совет моавитянам пророк. Моавитяне еще при царе Меше посылали ежегодно царю израильскому по 100 т. овец и по 100 т. неостриженных баранов (4Цар. 3:4). Теперь пророк советует эту дань посылать владетелю земли, т. е. сохранившему свою власть над своею землею царю иудейскому (по Condamin'у здесь идет речь о посылке дочери (bath, а не bar = агнец) князя моавитского на Сионе, где она может найти себе убежище от оскорблений со стороны победителей).

Села - главный город Едома, иначе называвшийся Петра (греческое слово, соответствующее евр. слово sela - скала). Но так как не этот город, а Цоар служил крайним пунктом, куда стремились моавитяне (Пс. 41:7), то лучше слово Села понимать как имя существительное нарицательное в обычном его значении: камень, утес, скала (ср. Иер. 48:28) и разуметь здесь горные равнины Моавитской страны, куда от врагов спасались моавитяне вместе со своими стадами.

Гора дочери Сиона, т. е. гора, где живет народонаселение Сиона или Иерусалима. Дочери Моава, т. е. города моавитские (Иер 48:4), где, конечно, за уходом на войну мужчин оставались почти одни женщины, почему пророк и упоминает только о дочерях, не называя сыновей Моава. Мысль пророка такая: население моавитских городов будет блуждать, как птица, гнездо которой разрушено.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

1. Посылайте агнцев владетелю земли из Селы в пустыне на гору дочери Сиона.

 
 Моавитянам угрожает непреодолимое множество врагов; Господь пошлет их в неисчислимом количестве, как бы насекомых или пресмыкающихся гадов; нужно будет искать спасения от предстоящей и неизбежной погибели. Господь не без милости: через пророка, Он внушает Моавитянам искать защиты на благословенном Сионе. Обращаясь к Моавитянам, пророк спрашивает: «разве гора Сион есть голая скала?» и этим внушает, что гора Сион многолюдно населена и может оказать наилучшую помощь Моавитянам; но для этого они должны восстановить древний союз с народом иудейским. Как прежде, побежденные Давидом, они платили ему дань (4Цар.3:4–5), так и теперь должны выразить и доказать свою покорность царственному дому Давида уплатой той же дани, должны послать определенное количество агнцев (которых, обыкновенно, собирали близь города Селы или Петры, в северных пределах Идумеи, и отсюда гнали в Иерусалим). Видя такую покорность Моавитян царю Своего народа, Господь, покровительствующий дому Давида, окажет милость и его подданным, а вместе с другими и Моавитянам, которые при Давиде и Соломоне жили действительно мирно, как и все прочие подданные их, тем более, что, признавая власть иудейского царя, Моавитяне признают и власть Господа, обитающего преимущественно на Сионе.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible