Скрыть
Рыдайте, ибо день Господа близок, идет как разрушительная сила от Всемогущего.

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 6-7 Рыдайте, ибо день Господа близок, идет как разрушительная сила от Всемогущего. От того руки у всех опустились, и сердце у каждого человека растаяло

Рыдайте, близ бо день Господень, и сокрушение от Бога приидет. Сего ради всяка рука разслабеет, и всяка душа человеча убоится. Поскольку угрожает опасность, что Господь Сам с оружеборцами Его приидет растлити всю вселенную, то посему предписаны рыдание и плач, чтобы сим преклонен был Господь отвратить насылаемый гнев. Ибо то и другое делает человеколюбец Господь: и угрожает странным, и не наводит на кающихся тех зол, какими угрожал. Посему рыдай и плачь каждый о собственных своих грехах, чтобы со временем не потерпеть возвещенного. Если бы Бог не хотел покаяния от грешника, то для чего бы проповедана была Ниневии погибель через три дня? Но поскольку Милосердый увидел сокрушение ниневитян, то отвратил гнев и рассеял, как облако. Посему сокрушение приидет от Самого Господа, на пользу сокрушающего достойное истребления, как сокрушает Он сатану под ноги праведника или как сокрушает брани. Ибо Господь сокрушаяй брани, Господь имя Ему (Исх. 15:3). И стрыет Господь кедры Ливанския (Пс. 28:5), а кедрами Ливанскими называет Пророк высоковыйных, кичливых, превозносящихся над истиной. Итак, поскольку от Господа приходит сокрушение, то должно предварительно сокрушить высокомудрое сердце свое, чтобы смирение его соделалось жертвой Богу. Посему расслабеет всякая рука, самая деятельная и сильная в отношении к Богу и делам Его, почему Пророк говорит: Укрепитеся, руце ослабленыя и колена разслабленая (Ис. 35:3). Никто не полагайся на свои силы, намереваясь отомстить находящим оружеборцам, никто не надейся на скорость ног в чаянии, что может избежать того дня сокрушения, в который придут растлити всю вселенную.

Ибо всяка душа человеча убоится. Прекрасно прибавлено человеча, ибо страху не подлежит душа Ангельская, потому что она выше сей страсти; душа бессловесных, потому что страх не касается бессловесных, как страсть разумного существа и недостаток мужественной решительности. Ибо бессловесные подвержены только ужасу, а существа разумные, когда поражает их что-нибудь и недостойное страха, по оскудению в них разума, который бы произвел в душе бодрость к перенесению несчастий, бывают объяты страстью страха.

Но много уже тому времени, как говорится о приближении дня Господня, потому что все Пророки свидетельствуют о близости его, чтобы никто не расслабевал от замедления его и не был застигнут неготовым. Об этом свидетельствует и Софония, говоря: Убойтеся от лица Господа Бога, зане близ день Господень. И немного после: близ день Господень великий, близ и скор зело, глас дне Господня горек и жесток. День той, день скорби и нужды, день безгодия и изчезновения, день тмы и мрака, день облака и мглы, день трубы и вопля (ср. Соф. 1:7, 14-16). Но хотя бы и далек был день скончания всего мира, однако же близок собственный день исхода для каждого из нас, то есть скончание одного человека; и сей-то день имея пред очами, должно соблюдать сказанное у Исаии: Рыдайте, близ бо день Господень, и верьте Говорящему: Блажени плачущии (Мф. 5:4; Лк. 6:21).

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 4-8 Большой шум на горах, как бы от многолюдного народа, мятежный шум царств и народов, собравшихся вместе: Господь Саваоф обозревает боевое войско. Идут из отдаленной страны, от края неба, Господь и орудия гнева Его, чтобы сокрушить всю землю. Рыдайте, ибо день Господа близок, идет как разрушительная сила от Всемогущего. От того руки у всех опустились, и сердце у каждого человека растаяло. Ужаснулись, судороги и боли схватили их; мучатся, как рождающая, с изумлением смотрят друг на друга, лица у них разгорелись

«Большой шум на горах, как бы от многолюдного народа, мятежный шум царств и народов, собравшихся вместе»: это означает присутствие многих воинов, с большою и огромною подмогою. «Господь Саваоф обозревает боевое войско. Идут из отдаленной страны, от края неба», т.е. из Мидии и Парфии. «Рыдайте, ибо день Господа близок». Весьма хорошо понимать это о будущем (веке). Если мы трудимся в этом мире для приобретения добродетелей, то таковые способствуют спасению, иначе нас, по переселении из этого мира, одолеет сила мучений, которым никогда не будет конца. Потому Он называет день «неисцельным», чтобы кто-либо не обретался неисцельным в этом мире, подобно тому, как господа, намереваясь бить рабов и в то же время имея намерение простить их вину, однако часто клянутся пред друзьями: если я поймаю его, то не оставлю в живых. Если желаешь знать, каким образом этот день – неисцелен, то пойдем вместе к тому богачу, у которого было много рабов, было изобилие чаш и домашней утвари в этом веке, и ничто из этого не оживотворило его в ином веке, но он до того мучился, что просил Лазаря освежить его иссохшие уста. И ты не краснеешь? Каким образом ты не приходишь в смятение, ища себе врача от язв, которыми томишься, в том, кого ты видел ежедневно и жестоко оставлял, не жалел его, хотя имел такую же природу? Но жестокое мучение заставляет забывать чувство стыдливости. Кто не сжалился бы над этим невыносимым мучением, хотя бы он и сам терпел зло от испытывающего таковое? И вот, он просит не великого чего-либо, не того, чтобы освободиться из горящего пламени и выйти из ада, но – только сколько-нибудь освежить небольшую часть тела. Однако и этого ему никто не дозволил. «И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть» (Лк.16:26). Пусть он не думает, что вследствие того, что он был жесток к Лазарю, отец Авраам не дозволил последнему освежить горевшие жаждою уста. Для других это служило бы доказательством лености, и они рассуждали бы так: Лазарь не оказал богатому добра потому, что, во время своей жизни, получал от него зло; но мой отец или брат могут заступиться, так как отец не может смотреть на такие казни, чтобы не сжалиться, он умилосердится и извлечет из мук. Христос, чтобы отстранить все эти пустые утешения и убедить каждого надеяться на свои добродетели, и весьма мало на других, выставляет Авраама, который говорит: «и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк.16:26). А прежнее показывает справедливое правосудие: «ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое» (Лк.16:25). Я, говорит, признаю и утверждаю, что я не столь бесстыден, чтобы быть несправедливым даже в мучениях. Не ради справедливости я желаю облегчения, но только требую сострадания. «Между нами и вами утверждена великая пропасть», потому что неисцельный день исполнен гнева и ярости. Хорошо сказал пророк: «исполнен», так как (тогда) нет места для покаяния, но все исполнено гнева, нет места для сожаления и милости, так как Бог дал врачество покаяния на время жизни, а тот день сделал неисцельным. Но, может быть, скажут: ужели Он не примет во внимание человеческой природы? Ужели мы не из грязи, – не прах и пепел? Однако не теперь время таких слов; эти прекрасные слова следовало помнить тогда, когда вы совершали грехи, хвастались, горделиво превозносились, предавались изнеженности и срамному пьянству. Патриарх Авраам говорил во время мучений, когда гнев Божий уже пришел, был уже при дверех (Мф.24:33), но решение суда еще не было дано и не передано мучителям. Возможно ли изменение закона после судебного решения? Не слышишь ли ты, как сам Авраам молил Бога, пока стоял в качестве судьи и говорил с Ним; но когда низвел число праведников до десяти и лишь сказал: «неужели Ты погубишь праведного с нечестивым» (Быт.18:23), то замолчал? Точно также должно говорить и там: после произнесения определения должно молчать, – теперь ты стараешься напрасно. Если ты не поспешал во время поспешения, то что пользы поспешать теперь? Сам Христос молит, и ты не внемлешь. И Павел также настойчиво говорит о молитве Христа: «как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2Кор.5:20). Ты должен примириться, говорит, с Моим Сыном, который ни против кого не грешил, но даже понес грехи многих. Если ты примиришься с Ним, то примиришься и со Мною; а если не слушаешь Его молений, то напрасно будешь просить Меня о чем-либо.

Хотя ты не примиришься с Спасителем и Искупителем, однако Я жду и терплю, прошу и не желаю отступить и презреть молитву. Каким образом ты можешь просить Меня, когда Я подвергну тебя наказанию и казни? Ты просишь и умоляешь Меня теперь, но тебе должно было слушать и повиноваться тогда, когда Я звал тебя, и Я бы дал тебе прощение и милосердие, и примирился бы с тобою, а (теперь) ты примирение сделал своим обвинением.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Вопите, ибо близок день Господень: он придет как опустошительная сила от Господа

Делается обращение к народу Еврейскому, чтобы он с воплем оплакивал грядущее бедствие и не сомневался в падении города, когда опустошителем приходит Господь.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая


Ст. 6-7 Так как придут воители Господни, чтобы погубить всю землю, то вопите и приносите покаяние те, кого поразит наказание. Ибо близок день Господень или день погибели всего мира и суда или кончины жизни каждого. Ибо от Господа приходит разорение, которое мы назвали опустошением, чтобы удержать метафору, так как выше он говорил о воителях. Когда придет день суда или успения, то ослабеют руки всех тех, которым в другом месте говорится: «укрепляйтесь руки расслабленные». Руки же ослабеют потому, что не окажется никакого дела достойного правды Божией: «и не оправдается пред Ним всякий живущий» (Пс. 142:2). Поэтому пророк говорит в Псалмах: аще беззакония назриши Господи, кто постоит? (Пс. 129:3). И всякое сердце или душа человека истает и ужаснется от сознания греха своего. Это тот страшный и ужасный день, о котором и Софония говорит: убойтеся от лица Господа, зане близ день Господень (Соф. 1:7), и еще: близ день Господень великий, близ и скор зело (Соф. 1:14). И Амос говорит: увы желающим дне Господня! вскую вам сей день Господень? сей бо есть тьма, а не свет (Ам. 5:18). А что по LXX прибавлено: встревожатся послы и боли схватят их, то мы можем разуметь тех послов, которых граждане послали в противодействие отправившемуся в землю отдаленную, чтобы искать себе царства. Поэтому Сам говорит в Евангелии: обаче враги Моя они, иже не восхотеша Мене, да царь бых был над ними, приведите семо, и изсеците предо Мною (Лк. 19:27).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 6-8 Рыдайте: близ бо день Господень, и сокрушение от Бога приидет: сего ради всяка рука разслабеет, и всяка душа человеча убоится,и смятутся послы, и болезни приимут я яко жены раждающия: и поскорбят друг ко другу, и ужаснутся, и лице свое яко пламень изменят

Как бы уже потеряна всякая надежда, как бы уже ничего не оставалось Вавилонянам, кроме оплакивания (своей участи); рыдайте, говорит. Приказал же как бы отложить и надежду и не предпринимать бесполезных мер и не заботиться о сопротивлении, Поелику возопил против них гнев Божественный и по высшему приговору нанесен удар. Это дело совершенно неисполнимое. Ибо руку высокую кто отвратит? (Ис. 14:27) по написанному. И опять: и аще затворит от человека, кто отверзет? (Ис. 22:22). Ибо какая сила может воспротивиться Богу? Сего ради, говорит, всяка душа разслабеет и всяка душа человеча убоится. Ибо когда всемогущий Бог повергает в страх души людей, кто может вдохнуть мужество, или кто окажется храбрым и имеющим достаточно силы для сопротивления? Смятутся, говорит, послы, и болезни приимут я, яко жены раждающия: и поскорбят друг ко другу, и ужаснутся, и лице свое яко пламень изменят. Послами же, думаю, называет жрецов идольских, весьма знаменитых у Вавилонян искусством волшебства, служителей демонов, которые по всей вероятности, в то время, как замышляемо, было нашествие и когда ожидаемо было приближение Мидян вместе с Киром и Персами, предрекали счастливый исход войны и испрашивали у демонов помощи, совершая моление и принося установленные дары, то есть совершая службы и принося жертвы нечистые, с обещанием ходатайствовать за всю страну. Итак, говорит, эти служители и почитатели демонов, приносящие жертвы за всех, когда увидят, что дела у них приняли неожиданный оборот, устрашатся и будут в жестоких страданиях и поскорбят друг ко другу, то есть, как бы от невыносимой скорби, будут восклицать друг ко другу: горе! и тому подобное. И как бы от пламени изменят лице свое. Ибо обыкновенно лице тех, которые теряют мужество, чернеет и кажется не чем иным, как пеплом и остатком погасшей золы.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Рыдайте, ибо день Господа близок, идет как разрушительная сила от Всемогущего

День Господень уже близок и оттого вавилоняне впали в отчаяние. Этот день для Вавилона будет страшен как день всеобщего суда Божия над миром, когда светила небесные померкнут и земля сотрясется.

Рыдайте - обращение к вавилонянам.

День Господень - см. Ис 2:12.

От Всемогущего. Разрушение, следовательно, будет полное, окончательное.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Рыдайте, ибо день Господа близок, идет как разрушительная сила от Всемогущего.


Прежде грозный Вавилон, которого страшился весь Восток, теперь будет одиноким, беспомощным, отчаянно бедственным: в виду необозримого множества врагов, их ярости и стойкости, ему останется только рыдать, а не защищаться... Неотразимое нападение союзных войск, их множество, переполняющее страну, их ярость, ничего не щадящая – таково действие разрушительной силы Всемогущего; оно как действие сильнейшего вихря или величайшего наводнения.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible