Скрыть
и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела.

Святые отцы

Прочие

Иустин Философ, мч. (†165)

Ст. 2-3 и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела

Эти исчисленные дары Духа Святого сошли на Него не потому, что Он нуждался в них, но потому, что они должны были почить на Нем, то есть достичь предела в Нем так, что впоследствии в вашем народе не должны были, как прежде, являться пророки.

Разговор с Трифоном Иудеем

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Не по виду очей судити имать, потому что Он Бог, и тайное наше видимо Ему, как явное.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)

Ст. 2-3 и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела

Пророк показывает, что хотя Святой Дух един и неразделим, но действия Его различны.

Огласительные слова для просвещаемых

Григорий Богослов, свт. (†389)

Ст. 2-3 и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела

Я думаю, что Исаия любит называть действования Святого Духа - «духами».

На Пятидесятницу

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Ст. 2-3 и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела

Апостольская проповедь утверждается на страхе мудрых, словно столп на золотом основании. Итак, страх праведника, воздвигнутый на золотом основании благоразумия, - седалище для речений Христа и апостольских слов; в речах же святых мужей обнаруживается благой образ, некое отражение истины. Взгляни, ведь и страх их - словно золотое основание. Читай Исаию, смотри, сколько он присоединил к страху, чтобы сделать его безупречным и благим: Дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия, дух святого страха. Сколько пророк присоединил к страху, чтобы обладать тем, что следует за страхом! Воспитывается премудростью, обучается разумом, направляется советом, поддерживается крепостью, руководится ведением, украшается благочестием. Прими страх Господень. Таким образом получается, что существует еще страх неразумный, глупый, один из тех: Отвне - нападения, внутри - страхи (2Кор. 7:5), которыми был бы огорчаем и Павел, если бы он был лишен Господа-Утешителя.

Толкование на 12 псалмов Давида

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 2-3 и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела

«И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума». Да устыдятся еретики, желающие толковать Писание по-иудейски. «Дух, – говорит, – совета и крепости, дух ведения и благочестия». А другие прибавляют также: «страха», т.е. «исполнит Его дух страха Господня». Акила: «над ним будет благовоние страха Божия». Симмах и Феодотион: «Он Сам будет благоухать страхом Божиим». Почему Он, Бог, исполнится Духа? Если Он боится Отца, как вы богохульствуете, то почему Он имел нужду в Духе, Которого вы считаете ниже Его? Далее, для нас Он, в духе и теле Своем, принимает Духа премудрости и разума, ведения и благочестия, представляя нам пример в Себе Самом, что мы нуждаемся в таких дарах Духа Божия. Будучи Господом, Он не нуждается в этом приятии Духа, но Дух является в Нем, чтобы благодеяния Его открылись нам. Он воплотился и вочеловечился не по какой-либо свой нужде, но только для того, чтобы людей сделать сынами Божиими. Точно также Он принял Духа не по какой-либо скудости, но только для того, чтобы даровать Духа в обилии – нуждающимся. Так как, если что принадлежит Отцу, принадлежит и Ему (Сыну), как сказано в Евангелии: «И все Мое Твое, и Твое Мое» (Ин.17:10), то ясно, что Дух, сосущественный Отцу, сосуществен и Ему, и как Себя Самого Он положил за стадо, так даровал сосущественного Себе Духа, с соизволения Отца и Св. Духа, чтобы оживотворить мир, который был мертвым. Пророк утверждает, что Он принял Духа не в меру, но весь был исполнен Духа Божия. Ничто не сродно Отцу, кроме одного лица Сына, и ничто Сыну, кроме лона Отчего, также ничто не исполнено Св. Духа, кроме сосущественного Ему Сына. «Дух, – говорит, – премудрости и разума, дух совета и крепости, ведения и благочестия и страха Господня», потому что где находится страх Господень, там есть все. Показывающей в себе Духа со всеми дарами Его показывает ради того, чтобы нас привести к страху благочестия, и потому не говорит о Себе Самом: «Я убоялся Тебя», но: «Я возлюбил Тебя» (ср. Ин.14:31). Сыну возможно было любить, не бояться. Те, которые толкуют сказанное о другом человеке, исполнившемся Св. Духа, пусть укажут того, кто был способен к приятию всего Духа. Ты думаешь о Езекии или Зоровавеле? Не приводи других, об них я поговорю в своем месте, а теперь скажу об этих двух, т.е. о Езекии и Зоровавеле. Который из них мог получить полноту Духа? Если будешь настойчиво утверждать, что они были способны к этому, то почему ты не признаешь того же относительно Христа? Что мог Езекия? Хотя своей молитвой он сохранил город невредимым, но все это он сделал при помощи силы Божией; а какие силы явил Христос? Выслушай говорящего пророка: «владычество на раменах Его» (Ис.9:6). Этого недостаточно, – я обличу бесстыдных следующими словами: «и будет судить не по взгляду очей Своих». Видишь ли признак Его божественности? Акила: «не по видению очей будет судить, и не по речам будет обличать». Другие: «не по слуху ушей будет обличать». Таковые дела – не по человеческому образу, а по Богу, как сказано: «Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему» (Втор.29:29), «человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1Цар.16:7). Одному Богу свойственно судить не по подозрению, а нам свойственно – часто отступать от справедливости. Видишь ли? Все, что пророки повсюду приписывают божественной силе, тоже этот пророк (Исаия) приписывает Ему, – Он не говорит: то по подозрению, а то не по подозрению Он будет судить, но: никогда не будет судить по подозрению. Если бы Он был только пророком, то и Он мог бы заблуждаться, подобно Самуилу и Елисею, которые многого не знали наперед, и узнавали тогда, когда желала благодать Св. Духа. Опять, показывая строгий суд, пророк прибавляет: «и не по слуху ушей Своих решать дела». Видишь ли, какого призывает Судию, – который не только обличит по словам, но объявит и сердечные тайны, и таким образом совершит суд. Земные судьи судят только явное, и, вследствие незнания, часто поступают против права; но Бог исследует и сердечные тайны, пред Ним все открыто, по сказанному: «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12): оно не только отделяет дух от тела, но и душу, т.е. благодать Духа, от души, и не нуждается в речах и письмах, как сказано: «отверзутся книги живых и воздастся суд» (ср. Дан.7:10).

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 3-5 Не по взгляду очей будет судить, и не по слуху ушей будет обличать, но будет судит бедных в правде и в правосудии будет обличать за кротких земли, и поразит землю жезлом уст Своих, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет правда поясом чресл Его, и вера преподанием утробы Его

Мы относим это к первому пришествию Спасителя, а Иудеи утверждают, что это исполнится в конце мира. Далее, LXX перевели: не по славе будет судить и не по словам будет обличать, но будет судить смиренному по правде, и обличит по справедливости смиренных земли. Ибо на суде ни на чье лицо Он не обращает внимания, но книжникам и фарисеям и князьям говорит: горе вам лицемеры и: отимется от вас царствие Божие и дастся языку творящему плоды Его (Мф. 23:21-41) и не по словам и слуху ушей Своих обличал их. Ибо когда они говорили: учителю, вемы яко истинен еси, и пути Божию во истину учиши и не ридиши ни о ком же: не зриши бо на лице человеком (Мф. 22:16), Он, зная злой умысел их, отвечал: что мя искушаете, лицемеры и проч. сему подобное. Судил же в правде нищих духом, коих есть царствие Божие, и обличал в справедливости кротких и смиренных земли, говоря апостолу: еще ли не чувствуете ниже разумеете и в частности к Петру: маловере, почто усомнился еси (Мк. 8:17; Мф. 14:31)? Или из-за смиренных и кротких обличал других, которые старались угнетать их. И поразил все земныя дела жезлом, или, как перевели LXX, словом уст Своих, говоря в Евангелии: не мните яко приидох воврещи мир, на землю: не приидох воврещи мир, но меч (Мф. 10:34). И духом уст Своих убьет нечестиваго, — о котором в девятом Псалме читаем: запретил еси языком, и погибе нечестивый: имя его потребил еси в век и в век века (Пс. 9:6). И апостол Павел пишет: явится беззаконник, егоже Господь Иисус убиет духом уст своих (2Фес. 2:8). По убиении же нечестивого, Господь препоясывается правдою, истиною и верою; ибо Он бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление; Он и в Евангелии говорит: Аз есмь свет, и живот, и истина (Ин. 8 и Ин. 14); и в Псалмах говорится: истина от земли возсия, и правда с небеси приниче (Пс. 84:2); поэтому и апостол увещевает Ефесян: станите убо препоясани чресла ваша истиною, и оболкшеся в броня правды (Еф. 6:14). Если же вместо истины читается вера, то следует сказать, что препоясание Господне, которым опоясан был Иеремия (гл.13), есть вера верующих.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четвертая

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 2-3 и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела

Как не имел бы человек ни премудрости, ни разума, ни совета, ни крепости, ни ведения, ни благочестия, ни страха Божия, если бы не получил в соответствии с пророческим изречением духа премудрости и разума, совета и крепости, ведения, благочестия и страха Божия, как не имел бы он силы, любви и целомудрия, если не получил бы Духа, о Котором говорит Апостол; Ибо вы приняли Духа не боязни, но силы, любви и целомудрия (2Тим. 1:7), так точно и веры не имел бы он, если бы не получил Духа веры, о котором тот же Апостол говорит: Имея тот же Дух веры, как написано: «Я веровал и потому говорил», и мы веруем и потому говорим (2Кор. 4:13; Пс. 115:10). И то, что получают этот Дух не по заслугам, но по милосердию Того, Кто милует, кого хочет (Рим. 9:18), сам Апостол вполне ясно утверждает, когда говорит о себе самом: Я получил милосердие, чтобы быть верным (1Кор. 7:25).

Если мы скажем, что вера предшествовала благодати, и в ней заключалась заслуга, способствующая получению благодати, то какую же заслугу имел человек до веры, чтобы получить саму эту веру? Что он имеет, чего бы не получил? А если получил, что хвалится, как будто не получил? Ибо как не имел бы человек ни премудрости, ни разума, ни совета, ни крепости, ни ведения, ни благочестия, ни страха Божия, если бы не получил в соответствии с пророческим изречением духа премудрости и разума, совета и крепости, ведения, благочестия и страха Божия, как не имел бы он силы, любви и целомудрия, если не получил бы Духа, о Котором говорит апостол: Ибо вы приняли Духа не боязни, но силы, любви и целомудрия (2Тим. 1:7), так точно и веры не имел бы он, если бы не получил Духа веры, о Котором тот же апостол говорит: Имея тот же Дух веры, как написано: «Я веровал и потому говорил», и мы веруем и потому говорим (2Кор. 4:13; Пс. 115:10). И то, что получают этот Дух не по заслугам, но по милосердию Того, Кто милует, кого хочет (Рим. 9:18), сам апостол вполне ясно утверждает, когда говорит о себе самом: Я получил милосердие, чтобы быть верным (1Кор. 7:25).

Послания

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 1–3 И изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет: и почиет на Нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия: исполнит Его Дух страха Божия

Чрез озарение свыше предузнав будущее, пророк делает ясное предречение. В предшествующие времена сказано было блаженному Давиду от властвующего над всеми Бога: от плода чресл твоих посажду на престоле твоем (Пс. 131:11). Поелику же влагавшим в святых пророков предвидение будущего был Всеведущий, то предвозвещено было от них и сие, дабы отовсюду засвидетельствовано было таинство и удостоверено было в своем исполнении. Итак, жезл из корене Иессеова изыдет, сказано, взыдет же и цвет. И не после того, как славные смятены будут с крепостию, смирены же будут высоцыи, а вместе с ними и Ливан падется (Ис. 10:33-34), – не после сего и жезл из корене Иессеова вырастет, сказано, но, во-первых, во главе всего выясняется сила всего дела. Ибо что имело случиться с Израильтянами, нечестиво безумствовавшими против Господа нашего Иисуса Христа, об этом мы узнали в кратком слове: теперь же изъяснение наше возвращается к самому как бы высшему началу дела, разумею вочеловечение Единородного и имевшее быть, по домостроительству, рождение от Жены во плоти. Таким образом, жезлом от корене Иессеова наименовал он Христа по плоти; а кроме того еще и цветом. И чрез жезл, как это понятно, Он косвенно знаменуется как имеющий царское достоинство; потому что жезл есть знамение царства. Так и Божественный Давид говорит в одном месте самому Сыну: престол Твой, Боже, в век века: жезл правости жезл царствия Твоего (Пс. 44:7). Но Он есть жезл и в ином отношении, как обладающий всем и содержащий в благосостоянии, восстановляющий немощное или естество человеческое, едва не потрясаемое и не потопляемое от страстей. Так блаженный Давид поет от лица всех вообще людей: жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста (Пс. 22:4); потому что утверждает праведныя Господь, согласно написанному (Пс. 36:17). Наименован Он устами пророков также и палицею славною, жезлы величия (Иер. 48:17). И в ином смысле Он есть жезл, поелику есть пастырь добрый, душу свою полагающий за овцы (Ин. 10:11). Так и сказано Ему чрез одного из святых пророков: паси люди твоя жезлом, племя твое, овцы наследия твоего (Мих. 7:14). Но если кому кажется, что поелику Он есть Судия и воздаст каждому по делам его, поэтому, и весьма справедливо, именуется жезлом, то он будет разуметь также прекрасно. Ибо сказано было Ему, когда Израиль безумствовал против Него и неудержимо склонился к непослушанию: упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я (Пс. 2:9). Так нам назнаменает Его и закон премудрого Моисея; потому что в прообраз Христа принимается и жезл Ааронов прозябший и внесенный во Святая святых, так как он процвел и произвел орехи (Чис. 17:8; ср. Евр. 9:4)). Теперь необходимо сказать, в чем состоит смысл изображаемого в тенях. Некоторые, занимающиеся естествословием (естественными науками), утверждают, что ореховый жезл, если его приложить к голове чьей-нибудь, способен по своему естеству произвести бессонницу. Итак, поелику Христос имел благодатию Божиею, как говорит блаженный Павел, за всех вкусить смерти (Евр. 2:9) и, как бы немного воздремав, опять восстать от сна и воскреснуть боголепно, поправ смерть: то посему Он и уподобляется ореховому жезлу. Посредством этого-то Божественного и мысленного жезла совершал чудеса Моисей, избавляя Израиля от рабства Египетского. Поэтому он и наименовал его жезлом Божиим (Исх. 17:9; ср. Исх. 4:20), так как он был для него как жезл силы, согласно написанному (Пс. 109:2). Таким образом, когда пророк, прикровенно указуя на таинство Христово, говорит, что нам явился жезл из корене Иессеова, тогда, подлинно тогда, созерцая очами ума самого Единородного – Слово Божие, – Того, чрез Которого все и в Котором все (Кол. 1:16; ср. Рим. 11:36; Ин. 1:3-10), воплощенного и вочеловечившегося, низведшего Себя до добровольного истощения (Фил. 2:7) и ради нас претерпевшего, по домостроительству, рождение по плоти, говорю, и от жены, вместе с (другим) пророком говорит: Господи услышах слух Твой и убояхся: разумех дела Твоя, и ужасохся (Авм. 3:1-2). Итак, жезлом наименован Он по причинам, сейчас указанным. А Он есть еще цвет потому, что естество человеческое в Нем процвело к нетлению, к жизни и к обновлению жития евангельского. Но и в ином смысле Он есть цвет, именно по причине мысленного благоухания; потому что Аз, говорит Он, цвет польний, и крин удольний (Песн. 2:1). Соделался же Он и для вас как бы некоторою вонею познания Бога и Отца. Так и Божественный Павел пишет в послании и говорит: Богу благодарение всегда победители нас творящему о Христе, и воню разума Его являющу нами во всяком месте. Яко Христово благоухание есмы Богови в спасаемых и в погибающих: овем убо воня смертная в смерть, овем же воня животная в живот (2Кор. 2:14-16). На этом-то жезле, говорит, или на цвете, имевшем произойти от корня Иессеева, по времени почиет Дух Божий, имеющий многие действия; ибо именует Его Духом совета и разума, ведения и премудрости, благочестия и страха Божия. Говорим же, что проповедь пророческого благоискусства изображает нам Иисуса не как простого человека, потом соделавшегося духоносным и по свойственному нам порядку ставшего причастным дарованиям от Бога, но, напротив, показывает нам Его, как вочеловечившееся Слово Божие, исполненное всякого блага, насколько это принадлежит естеству Его, и усвояющему Себе, вместе с принадлежностями человечества, и принадлежности этого естества. Ибо человечеству свойственно в себе самом и как бы от собственного естества не иметь ничего из дарований свыше, так как что имаши, егоже неси приял? сказано ему, (1Кор. 4:7), но напротив обогащаться извне, очевидно чрез привнесение от Бога, тем, что выше его собственного естества. Итак, должно было, чтобы низведшее Себя до истощения Единородное Слово Божие не отрекалось от уничижительности этого истощения, но, будучи по естеству полно (всякого блага), приняло ее ради человечества, не для Себя самого, конечно, но для нас, имеющих недостаток во всяком благе. Таким образом, если и могло быть сказано, что Он некогда приимет Духа, хотя и Сам есть податель Святого Духа и не в меру дающий, но как бы от собственной полноты разделяющий Его достойным (ср. Ин. 3:34): то сие принятие должно быть понимаемо о состоянии истощения; потому что так мы будем идти прямым путем истины. Но только то заметь, что почиет на Нем, сказано, Дух Божий: ибо в начале Он дан был начатку рода нашего, то есть, Адаму: но он был небрежен в соблюдении данной ему заповеди, нерадел о повеленном, дошел до греха, и потому Дух не нашел покоя в людях, так как вси уклонишася, вкупе непотребни быша: несть творяй благостыню, несть даже до единаго (Рим. 3:12, ср. Пс. 13:3). Потом Единородное Слово Божие соделалось человеком, не перестав быть Богом; но поелику Оно, хотя и соделалось подобно нам, однако не обличено было в грехе, то на человеческом естестве Его почил Дух Святый, на Нем как первом и как бы втором начатке рода, дабы потом и на нас почить и, с любовью обитая, пребыть в душах верующих. Так и Божественный Иоанн говорит, что видел Духа сходящаго с небесе на Христа (Ин. 1:32). И как мы соделались сонаследниками случившихся с первозданным зол, так будем причастниками совершившегося по домостроительству и с вторым начатком рода нашего, то есть Христом. А что не частичную (частную) благодать дал Он Ему, как в святых, говорится, почивает Дух, но что в Его собственной плоти, как бы в собственном Его храме, при том не бездушном, а напротив одушевленном душою разумною, обитало исполнение Божества (Кол. 2:9), это уяснит пророк, говоря: исполнит Его Дух страха Божия. Единому же Духу приписывает многообразную деятельность; потому что не так, чтобы один был Дух премудрости, другой - разума, или совета и крепости и прочего, но как едино есть от Бога Отца Слово, по деятельности же именуется многообразно, так как есть живот и свет и сила (Ин. 11:25, 12:46, 1Кор. 1:24), так понимай и о Святом Духе; ибо, будучи един, Он мыслится многообразно и действует так же. Посему и премудрый Павел, исчисляя виды различных, подаваемых нам дарований, говорит: вся сия действует един и тойжде Дух и разделяет властию коемуждо якоже хощет (1Кор. 12:11).

Толкование на пророка Исаию

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

Ст. 2-3 и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела

Семь у нас сыновей рождаются, когда через зачатие благой мысли в нас возникают семь добродетелей Святого Духа. Ведь это внутреннее потомство, когда Дух оплодотворяет ум, перечисляет пророк, говоря: И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и наполнит его дух страха Господня.

Книга нравственных поучений, или Толкования на книгу Иова

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Ст. 2-3 и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела

Семь светильников - семь даров Духа Святаго, которые всегда пребудут все в Господе и Искупителе нашем, и по воле Его распределены в членах Его, то есть во всех избранных. Итак, семь светильников ставятся на свечник, ибо на Искупителе нашем, перворожденном от корня Иессеева, почил дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится (Ис. 11:2). И как Он Сам говорит через того же пророка: Дух Господень на Мне, сего ради помазал Меня Господь (Ис. 61:1).

О скинии

Примасий, еп. (†560)

Дух благой - это дух премудрости, которому противостоит злой дух безумия. Последний хуже, потому что имитирует мудрость. Дух благой - это дух разума, а злой - дух неразумия. Последний хуже, потому что имитирует дисциплину ума. Дух благой - это дух совета, а злой - неблагоразумия. После­дний хуже, потому что имитирует прозорливость. Дух благой - это дух стойкости, которому противостоит злой дух явной трусости. Последний хуже, потому что его бессилие обманывает видимостью силы. Дух благой - это дух знания, которому противоположен злой дух незнания, злейший из-за воровства знания. Дух благой - это дух благочес­тия, а злой - нечестия. Последний хуже, потому что скрывается под личиной ложного благочестия. Дух благой - это дух страха Божьего, которому противо­положен злой дух легкомыслия. После­дний хуже, потому что использует уловки лживой религиозности.

Комментарий на Откровение

Магн Аврелий Кассиодор (†580)

Ст. 2-3 и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела

У Исаии написано, как мы сказали выше, о семиобразном Духе, виды которого легко перечислить и постичь по их воздействию. Но нам следует рассматривать Святого Духа как одного и тождественного Самому Себе, Которому, по свидетельству Исаии, принадлежат семь этих названных нами сил, то есть дух мудрости, дух разумения, дух совета, дух крепости, дух ведения, дух благочестия, дух страха Господня. Он (Святой Дух) уделяет их каждому в соответствии со Своей волей. И да не смущает нас то, что пророк называет речения Святого Духа гласом. Ибо известно, что это слово применяется по отношению ко всей Троице. Ведь мы читаем о гласе Отца, когда Он глаголет: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3:17). Мы читаем так же и о гласе Сына, говорящего: Савл, Савл, что ты гонишь Меня (Деян. 9:4)? Подобным образом в Деяниях апостолов говорится и о Святом Духе: Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, для которого Я призвал их (Деян. 13:2).

Изъяснения Псалмов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела

И страхом Господним исполнятся. Русский синодальный перевод, как и славянский, представляют здесь повторение последних слов 2-го стиха, но еврейский текст должен быть передан так: «и благоволение Его (Мессии) к тем, кто имеет страх Божий». Таким образом, этими словами пророк начинает изображать деятельность Мессии. В этом отношении пророку прежде всего и бросается в глаза отличие будущего царя - Мессии от царей еврейских, которые благоволение свое проявляли не к людям благочестивым, а к нечестивым кощунникам (Ос. 7:5).

Судить - было первою обязанностью царя (1Цар. 8:5). Суд Царя-Мессии будет совершаться не на основании только того, что доступно простому наблюдению или на основании слухов о человеке, которые могут быть неверны, а на проникновении в самое существо дела.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 11:1

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится.


Как для жизни, роста, развития и плодоношения виноградной лозы необходима влага, обыкновенно приносимая ветром с моря (в Палестине), так и для «Отрасли от корня Иессея» необходимо благотворное начало жизни – воздействие Духа Божия. И, по особенному благоволению Господа-Иеговы к роду Иессея, отца Давида, действительно Дух Божий не только снизойдет к его благословенной Отрасли, но и почиет на Нем, т.е. будет пребывать постоянно. Влияние постоянного присутствия Духа Божия на Потомке Иессея или его сына Давида неизмеримо благотворно для Него. Полнота семи даров Духа Божия откроется в совершенстве дарований личного духа обетованного Потомка Давида, в полноте сил и в совершенстве Его способностей. Непосредственное и постоянное влияние Духа Божия на природу этого Лица раскроет в Нем все силы и способности духа в совершеннейшей правильности и в возможной для них полноте. Это будет природа духа, развитая без всякого недостатка, в высокосовершенной полноте: всякое проявление её будет целесообразно, законно, благотворно; это будет Существо вообще благое, благодетельное и блаженное (ср.; Ис.42,1;4,6;7;61:1;3). Совершенство духовной природы этого Существа определяется семью дарами Святого Духа. Дух премудрости, как свойство духовной природы человека и вместе как дар Божий, состоит в возвышенном настроении всех сил души, в нераздельном «и неуклонном стремлении и направлении их к высшей цели жизни и в возможно полном понимании оной; под непременным и непосредственным руководством самой воли Божией, не только выраженной в священной книге Закона Божия, но и сверхъестественно открытой уму и сердцу избранника Божия. Дух разума обнаруживается в знании предметов со стороны их истинности, иначе – это есть способность понимать предметы в самой их природе и существенных свойствах, по предопределенному им назначению и в надлежащих взаимных отношениях. Если же высшая цель жизни есть блаженство в небесном царстве славы Божией, то стремление ко благу блаженства, усвоение его и постепенное совершенствование себя для того необходимо обусловливаются и бывают возможны только при точном знании сущности и свойств предметов и явлений природы и жизни, при правильном и глубоком понимании сердца людей, их намерений и действий. При этом необходимо также вернейшее различение истины и лжи, добра и зла. Для сего-то Потомок Иессея и получит от Духа Божия чрезвычайный дар разума. Обладающий полнотой сил и умением существенно различать доброе от злого, по характеру людей и по природе предметов, должен иметь способность и право определять и устанавливать определенный образ жизни не только своей, но и общественной. Таким будет и Потомок Иессея: в Нем пребудет Дух совета – уменье и на нем основанное право созидать план и устанавливать ход личной или общественной жизни, переменять её строй и характер, давать ей иное направление к достижению высшей цели, указывать и сообщать силы и средства к исправлению уклонений оной от определенного ей назначения. Вместе с этим Он будет восполнять недостатки, различать качества, оценивать степень достоинств и определять судьбу людей, как все это имеет и делает, до некоторой степени подобным же образом, обыкновенный повелитель народа, управляющий его жизнью. На Повелителе из рода Иессея почиет Дух крепости. Кто знает природу добра, умеет безошибочно определять его виды и степени, хранить самую глубокую любовь к нему, тот обладает твердым убеждением и сильным характером, всегда приобретает неотразимое влияние на людей и непоколебимую власть над их умами и сердцами. В этом и обнаруживается дух крепости. В высшей мере такой дух крепости будет иметь Потомок Иессея. Силою своих духовных дарований Он препобедит всякого рода враждебные противления своей деятельности, подчинит все стремления людей одной высшей цели и направит их усилия к достижению высшего блаженства. Для сей цели, Он готов будет совершить геройский подвиг самоотверженной любви к людям – пожертвовать своей жизнью, и совершить этот подвиг (ср.;Ис.9:6-7,42:10,16,52:13,15), (cp.;Ис.53:1,8-9,11-12,63:1,7,9) Чрезвычайный Владыка и Зиждитель человеческой жизни будет одарен Духом ведения. Тот еще несовершенно знает благо, кто воспринимает его только мыслью, представляет в предмете и стремится к нему, хотя даже искренно; но в совершенстве знает оное тот, кто живо чувствует и переживает оное сердцем, благие стремления осуществляет на деле в течение своей жизни, черты добродетелей олицетворяет в своем характере, и таким совершеннейшим опытом познаёт природу блага и предвкушает небесное блаженство (ср.;1Иоан.2:3;6). С даром такого совершенного ведения на Потомке Иессея почиет и Дух благочестия. Всестороннее и глубокое знание блага убеждает в существенной необходимости его для жизни, и желающий жить должен стремиться к самому источнику блага человеческой жизни. Но источник всякого добра и полнота совершеннейшего блага содержатся в Боге, Который есть Творец и Хранитель самой жизни человека. Посему стремление к Богу, как высочайшему Благу, есть проявление духа благочестия. И этот дар Духа Божия откроется в деятельности Потомка Иессея в высочайшей степени полноты и совершенства. Наконец, благословенный Богом Потомок Иессея будет исполнен Духом страха Божия. Признавая начало жизни в зависимости от Бога и полагая в Нем источник высшего блага, человек должен благоговейно признавать всецелую зависимость свою от Него, опасаясь нарушить с Ним единение и прекратить общение. Это сознание и поселяет в сердце человека чувство страха перед Богом: он должен всецело проникнуться этим чувством, которое охраняет любовь к Богу, как источнику жизни и её высшего блага, пробуждает совесть к исполнению нравственного долга и напоминает о строгой ответственности за всякое нарушение воли Божией. Такое чувство, по дару Духа Божия, преисполнит дух Потомка от корня Иессея.

Книга пророка Исайи


И будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого.


Преисполненный дарами Духа Божия, Потомок Иессея будет подобен Самому Богу в отношении к людям. Он будет их судить – признавать их достоинства соответственно требованиям правды Божией и определять возмездие за них совершенно беспристрастно; Его взор не смутит то, что составляет славу людей: красота лица, пышность одежды, богатство, знатность рода и пр.; Его слух не поддастся лести, клевете и угрозе. Известно, что неблагоразумные советники слабохарактерного иудейского царя Ахаза решали дела по доверию к молве народной, под влиянием страха от угрозы внешних врагов; судьи его «постановляли несправедливые законы, писали жестокие решения, чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа»... (ср.; Ис.10:1-2). А Потомок от Иессея будет ко всем и во всем строго справедлив. Бедные, при всей их бедности, не потерпят притеснений от судей, любящих дары; «страдальцы земли» – с тяжким, изнурительным трудом возделывающие землю и собственной силой добывающие кусок насущного хлеба, не потерпят от богатых насилия, нередко склонных отнять долю участка земли у своего бедного соседа. Решение обид и споров о наследстве будет беспристрастно и по закону. А если явится на суд «нечестивый», бессовестно отрицающий свою виновность или нагло оспаривающий право честного, то будущий Судья-Помазанник, наделенный дарами мудрости и разума, словом Своих уст, как бы жезлом, поразит всякого нечестивого на земле, обличит его, устыдит силой Своего богомудрого слова, опровергнет всякую его защиту и силой своей крепкой власти накажет всякого своего противника. Таким благим и правдивым судом побеждая нечестие людей, Он, вместе с тем, низложит и столь сильную над ними власть самого отца лжи и зла – дьявола.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible