Скрыть
После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И посем взыщут Господа и Давида царя своего, то есть Зоровавеля, потомка Давидова. Но Зоровавеля взыскали многие из Иудеев. Христа же - немногие, о чем предсказали Исаия и Даниил. И на Христа указывает здесь и Осия; он, как и другие Пророки, именует Христа Давидом, от образа заимствуя имя прообразуемому.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 4–5 Ибо много дней сыны Израилевы будут сидеть без царя, и без князя, и без жертвы, и без жертвенника, и без ефода и без терафимов. И после того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут трепетать пред Господом и пред благостию Его в последние дни

Вместо ефода и терафимов LXХ перевели ίεπατείαν, то есть священство, и δήλους, то есть явления. Но нужно знать, что ефод, как мы часто говорили, означает одеяние священническое, которое в книгах Исход и Левит у LХХ называется ἐπωμὶς, то есть нарамник (superhumerale), а у Акилы ἐπένδυμα, то есть верхняя одежда. Терафимами же собственно называют μορφώ, то есть образы и изображения, которые мы в настоящем месте можем назвать херувимами и серафимами или другими какими-либо украшениями, которые повелено было сделать в храме. Но так как LХХ перевели δήλου_Σ, вместо чего Акила перевел φωτισμοὺς, и они находятся на наперснике (rationali), то мы это так понимаем, что в груди и сердце первосвященника должны быть ἀλήθεια и φωτισμοὶ, то есть истина и учение, чтобы он не только знал правую веру, но и мог устами исповедовать то, что он знает. Об этом пишет апостол Павел к Титу, уча, какой епископ должен быть поставляем: подобает бо епископу без порока быти, якоже Божию строителю: не дерзу, не гневливу, не пиянице, не бийце, не скверностяжательну, по страннолюбиву, благолюбцу, целомудренну, праведну, преподобну, воздержательну, держащемуся верного словесе по учению, да силен будет и утешати во здравем учении, и противящияся обличати (Тит. 1, 7–9). Также и в книге Судей (гл. 17 и 18) мы читаем о ефоде и серафимах, которые сделал себе Левит, отправившийся после того с шестью стами вооруженных [людей] из колена Данова. После страдания Господа Спасителя до настоящего дня исполнилось без немногого 400 лет, и сколько времени остается до дня суда, этого не знают ни ангелы, ни Сын, а не знают, говорит Он, потому, что нам беcполезно знать это. Таким образом несчастная синагога и прелюбодействующая женщина в продолжение многих дней питается ячменем и сидит печальная, потому что не может стоять со Христом. Без царя, о котором сказал Отец: Аз восставих с правдою царя (Исаии 45, 13), и Он же говорит в псалме: Аз же поставлен есмь Царь от Него над Сионом, горою святою Его (Псал. 2, 6). Без князя, – или без Самого Господа Спасителя или, может быть, без первосвященника, о котором написано: князю людей твоих да не речеши зла (Исх. 22, 28). И без жертвы, и без жертвенника. Ибо по разрушении храма и по сожжении иерусалима иудейский народ не может иметь ни жертвы, ни священства. И без ефода, и без терафимов, то есть без принадлежностей священнического облачения. Об этом царе Иаков при благословении патриарха Иуды говорит: не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, дондеже приидут отложеная ему, и той чаяние языков (Быт. 44 10). Такимь образом, когда оскудел князь от Иуды и вождь от чресл его, и власть получил иноплеменник и прозелит Ирод, то мы понимаем, что пришел Тот, для Кого отложено царство, и что Он был чаянием народов. Таково ослепление, постигшее часть Израиля, что войдет полное число язычников и тогда весь Израиль спасется (Римл: гл. 11), и после долгого времени они возвратятся и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, который родился от племени Давидова и означает сильный рукою. Ибо Он освободил народ Свой из плена и дал свободу узникам. И когда сыны Израиля увидят того, от Кого отреклись братья Его, царствующим в величии Отца и в Своем, то они будут трепетать и изумляться о Господе и о благости Его. Он благой Сын и родился от благого Отца или для благ Господа, о которых святой говорит: верую видети благая Господня на земли живых (Псал. 26, 13), ибо та, на которой мы, грешники, живем, есть земля мертвых. Настоящий отдел одни из иудеев объясняют в отношении к вавилонскому плену, когда храм в течение семидесяти лет был в запустении и не было жертвенника, и жертв и священства, после чего они под предводительством Заровавеля возвратились на прежние места. Другие, как и мы, относят к будущему времени; но что касается причины столь великого гнева, что в течение столь долгого времени они были оставленными, тем более, что они не служили идолам, то они не могут выйти другой, кроме умерщвления Спасителя.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Августин Аврелий, блж. (†430)

После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни

Кому не ясно, что иудеи в настоящее время находятся именно в таком положении? Но послушаем, что прибавляет пророк: После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни. Яснее этого пророчества ничего не может быть, если под именем Давида разуметь Христа, бывшего, как говорит апостол, от семени Давидова по плоти (Рим 1:3). Пророк предсказал еще и будущее воскресение Христа в третий день, как оно должно было быть предсказано на возвышенном пророческом языке: оживит нас через два дня, в третий день восставит (Ос 6:2). Согласно с этим апостол говорит нам: если вы воскресли со Христом, то ищите горнего (Кол 3:1).

О граде Божьем

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 4-5 Зане дни многи сядут сынове Израилевы, не сущу царю, ни сущу князю, ни сущей жертве, ни сущу жертвеннику, ни жречеству, ниже явлением: и посем обратятся сынове Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида царя своего, и почудятся о Господе и о благостех его в последния дни

Наконец в приведенных словах содержится ясное и не пререкаемое объяснение взятия (пророком) любодейцы и ее пребывания дома в продолжение многих дней, пока был с нею пророк. Так написано об этом, но это дело было образом того, что имело некогда совершиться с любодейной синагогой иудейской. Когда Господь наш Иисус Христос добровольно претерпел крест для спасения всех, при неистовом восстании на Него Израильтян, тогда после опустошения их страны они рассеялись во все стороны. Доселе они не могут исполнять требуемого законом, потому что храм Иерусалимский сожжен, жертвенник разрушен, жертва уничтожена и жрецы остаются без дела и не видно явлений. И как нет первосвященника, облеченного по закону в подобающие сану одежды, то как можно было видеть явления? А за чем были установлены явления, хотя любознательный быть может уже и знает, но не бесполезно кратко напомнить об этом. Когда Бог всяческих установил все, относящееся к украшению первосвященника; тогда сказал священному Моисею: да сотвориши слово судное, дело пестрящего, пяди долгота, и пяди широта; да будет четыреугольно (Исх. 28, 15-16). Потом повелел, чтоб в эту художественную ткань искусно вотканы были драгоценные камни с именами двенадцати колен. Между ними были два, которые носили имена: явление и истина (-30). Потом это слово судное свешивалось с нарамника на золотых цепочках и держалось на груди Первосвященника. Эти явление и истина были образом Еммануила; ибо вся, яже слыша от Отца, сказа нам (Иоан. 15, 15) и открыл волю Родившего Его и ясно показал путь опасения. А что Он есть истина, кто может усомниться в этом после того, как Он Сам ясно сказал: Аз есмь истина. Поэтому-то оно (слово судное) и висело на самом сердце первосвященника. Этот образ как бы вопиял и ясно провозглашал, что священный род будет иметь в уме и сердце Спасителя и Искупителя всех, Истину и Явление; или что священникам совершенно необходимо всегда помнить о Христе и чрез Духа всегда иметь Его обитающим в себе. Жилищем же для Него служит чистый ум и очищенное сердце.

Итак сядут дни многи сынове Исраилевы, говорит, не сущу царю, ни князю, то есть, без царя и без охранителя; потому что уже не будет царей из колена Иудина и не будут председательствовать по закону князи, то есть священники; не будет, говорит, и жертвенника или жертвы, а также жречества и явлений.

Впрочем не навсегда останется в таком состоянии и не всецело будет отвергнут Израиль. Некогда он будет призван и обратится чрез веру, и познает Бога всяческих и с Ним Давида, то есть, от семени Давидова, по плоти, рожденного Христа, царя и Господа всяческих. Тогда-то и изумятся величию щедрот Его и безмерной благодати любви Его; ибо они примут участие в надежде, уготованной святым, и вместе с сонмами уверовавших будут пастись на доброй пажити и на тучном месте. Временем столь славной для них и достойной удивления милости будет конец мира и последние дни века и во Христе, чрез Которого и с Которым Богу и Отцу слава со Святым Духом, во веки веков. Аминь.

Толкование на пророка Осию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Так предвозвестив скорбное (Ос.3:4), примешивает к сему и отрадное. Ибо говорит:

После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни

 Ибо десять колен, возмутившиеся против царей, потомков Давидовых, поставили себе собственного своего царя, но по возвращении из Вавилона, соединившись и составив единый народ, имели одного вождя Зоровавеля, произошедшего из колена Давидова, и при нем насладились богоданными благами. Все сие ясно зная прежде, нежели исполнилось, Господь предвозвещает пророческим гласом. Слова же: «в последние дни» значат: по окончании семидесяти лет плена.

Толкование на пророка Осию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни

Пророк говорит о последствиях наказания Израиля. Как отпадение от Иеговы сопровождалось отложение Израиля от дома Давидова, так и обращение к Иегове будет сопровождаться воссоединением с Давидом. Слова в последние дни, обозначающие в пророческих речах обыкновенно время мессианское (Ис II:2; Иез ХXXVIII:8; Иер ХXX:24 и др. ), показывают, что и под Давидом пророк разумеет не царский род Давидов, а великого потомка Давида - Мессию. Слав.: почудятся о Господе eksthsontai, означает: будут благоговеть, трепетать пред Господом.

Гл. I-III содержат описание символического действия пророка Исполнено ли было это символическое действие? По этому вопросу в экзегетической литературе существует три мнения. Одни комментаторы принимают рассказ пророка как литературный прием, причту или аллегорию для выражения известной истины; другие считают гл. I-III описанием того, что прorok пережил только в духе, в духовном созерцании или видении; третьи, наконец, полагают, что пророк рассказывает о фактах внешней действительности, о символическом действии, которое было исполнено. Первое понимание (аллегорическое) из наиболее известных экзегетов защищают Розенмюллер, Гитциг, Вюнше, Гоонакер; из русских Смирнов; второе (визионерное) было высказано блаж. Иеронимом, затем разделялось всей оригеновской школой, иудейскими толкователями и в новое время отстаивалось Генгстенбергом и Кейлем; третье (реалистическое) понимание гл. I-III в древности имело своими защитниками св. Кирилла, блаж. Феодорита, а в новое время - Курца, Шегга, Новака, Чейна и др., русских комментаторов - еп. Палладия, Бродовича и Яворского. Визионерное понимание рассматриваемых глав кн. Осии в настоящее время не имеет защитников и может быть отвергнуто без колебаний. Для внутреннего переживания пророком своего приточного рассказа, нельзя указать никакой цели, и самый процесс этого переживания непонятен. Труднее сделать выбор из двух остальных пониманий гл. I-III аллегорического и реалистического, так как каждое из них может наводить для себя в кратком повествовании пророка более или менее твердые основания. В пользу реалистического толкования, принятого в нашей литературе (Бродович, Яворский) обыкновенно приводятся следующие главные основания: 1) пророк нигде не дает указаний, что он сообщает притчу, а не рассказ о действительных событиях; ст. 1, 2, 3, 6, 8; III:1-3 получают удовлетворительный смысл только при истолковании их в буквальном смысле. 2) Если допустить, что рассказ I-III гл. представляет притчу, а в действительности пророк или не был женат совсем, или же был счастлив в браке, то рассказ пророка о себе, не соответствуя действительности, хорошо известной слушателям, должен был производить на последних странное впечатление и вызывать только недоумение. 3) В пользу буквального толкования можно указывать и на то, что имя главного действующего лица - Гомери не может быть истолковано в аллегорическом смысле: если бы гл. I-III представляли притчу или вообще вымышленный рассказ, то, естественно, было бы ожидать, что главное действующее лицо носит имя характера символического - имя, явно соответствующее по своему значению цели рассказа. В свою очередь аллегористы не без достаточных оснований могут выставить следующее в пользу своего толкования: 1) Форма повествования сама по себе не говорит за то, что описанное в гл. I-III было действительно исполнено пророком, так как, несомненно, не вcе символические действия исполнялись (ср. Иер XXV:15; XIII). 2) При толковании гл. I в смысле повествования об историческом факте непонятно психологически исполнение пророком повеления Божия: странно допустить, что пророк при заключении брака должен был руководиться предведением, что именно известная женщина будет блудницей и будет иметь незаконных детей. 3) При аллегорическом понимании гл. I-III несоответствие некоторых черт действительной жизни не может побуждать недоумений, так как в притче или аллегории уклонения от действительности вполне возможны. 4) Если признать гл. I-III притчей, то проповедь пророка будет представлять нечто цельное; если же видеть в рассматриваемых главах указание на факт действительной жизни пророка, то проповедь его будет разбита на ряд отдельных моментов, разделенных значительным промежутком времени, т. е. лишится цельности и силы впечатления.

При краткости повествования пророка Осии и при спорности многих отдельных выражений гл. I-III, трудно с решительностью отдать, предпочтение какому-либо из приведенных толкований. Но будем ли мы изъяснять гл. I-III в аллегорическом смысле, или считать их описанием действительных фактов из жизни пророка, общий смысл обличений и предсказаний пророка ясен, и он остается неизменным при обоих толкованиях.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible