Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него,
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Икумений Триккский, прп. (†Xв.)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 2-3 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него
Ибо если за то слово, которое чрез Ангела было сказано Содому (Быт. 19:1 сл.), получили мздовоздаяние не пожелавшие слушать оное: то как мы избежим (наказания), если о такой вознерадим жизни новой, которая начало получила проповедания от Самого Господа Ангелов, и которую утвердили в нас те, кои от Него слышали, то есть Апостолы?
Икумений Триккский, прп. (†Xв.)
Ст. 1-3 Сего ради подобает нам лишше внимати слышанным, да не когда отпадем. Аще бо глаголанное Ангелы слово бысть известно, и всяко преступление и ослушание, праведное прият мздовоздаяние: како мы убежим о толицем нерадивше спасении; еже зачало приемше глаголатися от Господа, слышавшими в нас известися
Посему, так как глубоко и важно все относящееся к воплощению, должно нам «лишше внимати», чем, говорит, мы внимали закону. «Да не когда отпадем», то есть отпадем должнаго и спасительнаго пути. - «Глаголанное Ангелы слово». Или относительно закона говорит, что он дан был через Ангелов, как и в послании к Галатам говорит: «преподан через Ангелов» (Гал. 3:19), именно при их участии, или относительно глаголаннаго от Ангелов другим, как, например, о содомлянах, на месте плача при Судиях, когда явился Ангел Господень к Израильтянам и обличил беззакония их. Ибо должно, говорит, всех истребить, а вы даже и союз заключили с ними. Посему не истребит Бог оставшиеся народы. Услыхав это, они восплакали единодушно. Отсюда и «плачем» названо место то. Он же говорит следующее: ибо если «глаголанное Ангелы» сбылось и имело исполнение, то насколько более сбудется глаголанное Сыном Божиим? - «Праведное мздовоздаяние», то есть наказание. Вот что говорит он: если глаголанное Ангелы в Ветхом Завете исполнилось и прегрешившие все получили (возмездие), то какое будем иметь прощение мы, видя тех, получивших возмездие, и нерадя? - «О толицем нерадивше спасении». Не блага земли обетованной как Ветхий Завет (даруются), но Царство Небесное и сыновство. О «спасении» же, говорит, показанном и открытом Христом, то есть о вере в Него. «Толицем» же, сказал, «спасении», показывая, что в Ветхом Завете не таково было спасение. - «Глаголатися от Господа». Затем показывает истинность его (спасения). Ибо не кто другой, говорит, послужил ему, как например Моисей в Ветхом Завете, но Сам Христос. - «Слышавшими». Слышавшими принесенное нам упрочилось и принято с верою. Кто же это «слышавшие»? Божественные, очевидно, ученики. Чтобы не смутить, не говорит, что и он сам слышал от Христа, хотя и слышал.
Толкование на послание апостола Павла к Евреям. Источник: Толкование блаженного Экумения на Послание апостола Павла к Евреям. / Приложение к курсовому сочинению студента Казанской Духовной Академии иеромонаха Петра (Зверева), – Казань, 1902
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении
Там слово, здесь спасение. Если и там было спасение, то не великое: избавлялись от неприятелей и получали земные блага; здесь же далеко большее. Поэтому и сказал: о толиком. Ибо разрушение смерти, погибель демонов, Царство Небесное - все это приходит вам по слову Сына.
которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него
Придавая достоверность своим словам, говорит, что спасение это возвещено не чрез пророков или ангелов, но от Самого Владыки всех, от Самого источника получило начало; затем распространилось и среди нас истинно и верно чрез самовидцев Слова и слуг. Об этом и Лука говорит (Лк. 1:2). Они твердо наставили нас. Как же в другом месте апостол говорит: не от людей слышал (Гал. 1:12)? Потому что там важно и необходимо было настоять на мысли, что он не учился у людей. Ибо его осуждали, что он не слышал Господа и потому он подвергался опасности, что его проповедь не будет иметь веры со стороны его учеников. А теперь нет такой нужды в этом. Ибо не евреям он проповедовал, не у них и осуждали его, что он учился у людей, а не у Христа. Или, приводя здесь слова: при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, показывает, что он принял это не от людей, а от Бога.
Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него
Да, нерадящие о таком благовестии спасения, сопровождавшемся едва не на каждом шагу высшим свидетельством, истинным, непререкаемым, небесным, всемогущим, получат должное воздаяние тем более, что и глаголанное Ангелами слово бысть известно (твердо) и всякое преступление и ослушание против этого слова получало праведное воздаяние. Проповедники должны с силою и властию проповедовать об этом спасении пасомым во время и не во время (2Тим. 4:2).
Евфимий Зигабен (†1118)
то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него
Како мы убежим, о толицем нерадивше спасении
Как же мы за свое нерадение о столь великом спасении избежим мздовоздаяния? Словом: «о толицем» (Апостол) показал, что спасение, зависящее от закона ветхаго, менее значительно в сравнении с спасением, зависящим от Евангелия: ибо то спасение освобождало от врагов видимых, а это – от врагов духовных, и то служило счастию земному и временному, а это служит блаженству небесному и вечному.
Еже зачало приемше глаголатися от Господа
Так как Сам Христос первый возвестил о спасении и первый начал проповедь о том, что нужно для спасения.
Слышавшими в нас известися
Подтверждено первыми учениками, служившими Ему и научившимися от Него тому, что относится к этому спасению. « В нас известися» значит твердо возвещено нам, потому что мы основательно утверждены (в этом учении) теми, которые в свою очередь утверждены в нем Самим Христом.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него
«Как мы избежим…», т.е. того же праведного воздаяния или наказания за преступление и нарушение Нового Завета Божия, данного Самим Сыном Божиим, без посредства Ангелов и людей? - «Слышавшими от Него…», т.е. Апостолами и непосредственными учениками Господа. И здесь несколько раз различными усиленными оттенками выражений апостол показывает превосходство Сына Божия пред Ангелами и Его дела пред их служением. Так, достойно замечания, что возвещенное через Ангелов он называет словом, а проповеданное Господом - спасением. Внешним свидетельством истинности и неприкосновенности Ангельского слова являлось почти исключительно мздовоздаяние за его нарушение, тогда как свидетельством истины проповеди Господа были давние знамения и чудеса, показывавшие особую силу и величие нового спасения (о толиком спасении).
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Высказывая в 1–4 стихах увещание к читателям о внимательном отношении их к Евангельской проповеди, Апостол совершает это с полнотой словесного воздействия, влияя на все чувства и способы восприятия их. Прежде всего, это внимание представляется как необходимое следствие величайшего достоинства и значения Посредника этого учения, несравненно высшего, нежели ангелы; далее идёт устрашение наказанием, убеждение очевидной силой этого учения и его проповедников.
Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла
Важнейшее слово 3 стиха заключается в слове «Господь», в διὰ τοῦ Κυρίου, составляющем противоположность к δἰ ἀγγέλων. Тот, через Кого первоначально возвещено новозаветное спасение – есть Господь, а не ангелы – служебные духи, Господь в собственном смысле этого слова, сияние славы Божией, видеть Которого значит видеть Самого Отца. Понятно, что пренебречь Такого Посредника нельзя безнаказанно.
священник Николай Рудинский (†1937)
По иудейскому преданию, закон дан был не непосредственно от Самого Бога, невидимого по Своему существу, но при посредстве ангелов, так же как и принят был народом при посредстве Моисея. Это выражает святой Павел в своем Послании к Галатам (3:19) - закон преподан через ангелов, рукою посредника. То же говорит и архидиакон Стефан в своей речи: вы приняли закон при служении ангелов (Деян. 7:53). Та же мысль разумеется и здесь, в ст. 2-4. Мысли приведенных стихов такие: ибо если отступление, преступление и непослушание от ветхого - Моисеева закона, данного Богом при посредстве ангелов, сопровождалось наказаниями от Бога - праведным воздаянием, чем Он утверждал достоверность и истинность данного закона, то тем большего наказания от Бога заслужат отступники от Христова Евангелия, вознерадев о нем, как спасительном. Ибо Евангелие о спасении первоначально возвещено было не через ангелов, как то, а Самим Господом Иисусом Христом во время Его земной жизни, Апостолами, а потом через них, слышавших от Него, распространилось и утвердилось и между другими. Истинность Евангелия, кроме свидетельства Апостолов, подтверждается свидетельством Самого Бога, не через наказания, как Моисеев закон, но через чудеса, сверхъестественные, поражающие ум человека действия - знамения внешние (исцеления, изгнания бесов и прочее), и внутренние чудесные действия (воскрешение мертвых и прочие), приводящие к Богу через различные силы, совершающие эти чудеса, и излияние благодатных даров Святого Духа, для возбуждения и укрепления сил человека, сообразно с волею Господа (ср 1Кор. 12:11).