Скрыть
и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству

Итак Он умер для того, чтобы смертью Своею освободить тех, над коими царствовал страх смерти и кои во всю жизнь повинны были рабству вечной смерти.

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

И избавит сих, елицы страхом смерти чрез все житие повинни беша работе

Спрашивал ты, что значит: и избавит сих, елицы страхом смерти чрез все житие повинни беша работе? Посему слушай. От грехов, наилучший, отвращает не смерть, но суд по смерти. Ибо нечестивые, держась той мысли, что душа есть искра, по угашении которой, как говорили они, тело будет пеплом, думая, будто им надлежит только умереть, а не предстать на суд (так рассуждали они в книге Премудрости, приписываемой Соломону, что и тебе известно; а если не известно, то взяв в руки книгу, приобретешь о сем понятие), ничего не признавали для себя недозволенным. Поскольку они считали, что не будут уже существовать по смерти, то решались делать все постыдное и достойное и смертей, и наказания, говоря: сия часть наша, и жребий сей (Прем. 2:9).

Посему пришел Спаситель, чтобы, сверх всего прочего Им совершенного, избавить людей и от сего ложного мнения. Ибо, определив бессмертие души в словах: души же не могущих убити (Мф. 10:28), и благовестив воскресение тел в словах: в воскресение мертвых ни женятся, ни посягают, но будут яко ангели (Мф. 22:30), и указав на суд во многих местах в том числе и там, где сказал: убойтеся могущаго и душу, и тело погубити в геенне (Мф. 10:28), всех освободил от всякой таковой мысли, справедливее же сказать, - от сего рабства, ибо, содержа в уме Божий суд и как к цели устремляя к нему око, люди не осмелятся делать ничего худого. Посему думаю, что изречение сие мною объяснено.

Если же угодно тебе, чтобы выражено было сие другими словами, скажу так: поскольку люди, ожидая своей смерти, безмерно порабощались грехами - страх смерти, представляясь для них грозным и порождая мысль, что по смерти они не будут существовать, приводил их в совершенное рабство греху, - то посему и пришел Христос избавить их от сего рабства. Если же и сие невразумительно, то пусть будет сказано яснее, так как апостольская мысль для многих неудобопонятна. Сказано: избавит сих от страха смерти, влагающего в них мысль о небытии, и приведет к помышлению о нелицеприятном суде после здешней кончины. Ибо помышляющие о сем охотно идут путем, ведущим к добродетели, окрыляемые надеждою получить венцы, и избегают греха из страха будущих наказаний.

Но не ведет ли смысл апостольских слов и к другой мысли, предоставляю судить твоему разумению. Ибо, может быть, выражается ими и нечто подобное следующему. Поскольку многие, боясь смерти, как приводящей в небытие, и вопреки себе самим решались делать и терпеть многое постыдное, чтобы не понести наказаний от людей более сильных (ибо, полюбив и не достигая цели, употребляли хитрость и козни, плодом которых была смерть, как показывает бывшее с Иосифом и история о Сусанне), то пришел Спаситель научить людей тому, что смерть предпочтительнее порока и что лучше надлежит принять ее, нежели сделать или потерпеть что-либо постыдное. Ибо смерть будет истреблена воскресением, а постыдные дела кончатся наказаниями.

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 11-15 И святяй бо и освящаемии, от Единаго вси: еяже ради вины не стыдится братию нарицати их, глаголя: возвещу имя Твое братии Моей, посреде церкве воспою Тя. И паки: Аз буду надеяся Нань. И паки: се Аз, и дети, яже Ми дал есть Бог. Понеже убо дети приобщишася плоти и крови, и Той приискренне приобщися техже, да смертию упразднит имущаго державу смерти, сиречь, диавола, и избавит сих, елицы страхом смерти чрез все житие повинни беша работе

«Святяй», то есть Христос, «и освящаемии», то есть люди, от единаго мы Бога и Отца. Но Христос как Сын и законное рождение и из сущности Отца, а мы – тварь и удостоены сыновства по благодати. - «Братию нарицати их». Вместе и плоть соединил с Самим Собою и братство воспринял. Говоря «не стыдится», показал различие. Ибо не по природе брат, хотя и истинный человек, но по человеколюбию, так как Он и истинный Бог. - «Аз буду надеяся Нань». Назвав выше братом, а ниже отцом, в средине замечает, что это наименования человеколюбия и благодати Его, а по природе, говорит, Он – истинный Бог. Ибо кто надеется на другого кого, как не на одного Бога? Как бы сказал: услышав, что Он брат и отец, не думайте, что Он один из многих, – Бог, говорит, на Котораго, написано, должно надеяться. - «Се Аз, и дети». Отцом нашим сделал Христа. - «Дал» – через воплощение. Подобно следующему выражению: «проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе» (Пс. 2:8). - «Понеже убо», говорит, «дети», то есть люди, «приобщишася плоти и крови; приискренне», то есть одинаково, истинно, не призрачно, как утверждают некоторые еретики, и Сам плоти и крови причастником сделался, чтобы и в этом показать, какую имеет любовь к детям... Мы, которые считаемся в числе чад Божиих, приобщились крови и плоти, в смертных и земных телах. Сего ради Единородное Слово Божие, будучи Жизнию по природе, приобщилось так же, и не иным каким образом, а так же, как и мы. - «Да смертию». Затем высказывает причину вочеловечения. Чтобы, говорит, упразднен был имущий державу смерти – дьявол; упразднен же смертию. Как бы так сказал: О, мудрости Божия! Смертью имел державу дьявол – смертью будет уничтожен! Ибо каким орудием он был силен, тем Христос против него и воспользовался. Каким образом властвовал он над смертию? Имея власть над грехом, от котораго смерть, и над смертию имел власть, ибо держава смерти – грех. Ибо, кто имеет грех и изобрел его, тот имеет и державу смерти, ибо сказали мы, что грех есть держава смерти, чтобы таков был смысл: собственною смертию уничтожил дьявола, имущаго в своей власти грех, который составляет силу и державу смерти. Ибо если бы грех не преодолел человека, не вышла бы смерть в мир. - «Елицы страхом смерти». Прежде, говорит, уничтожена смерть, которой люди «чрез все житие повинни беша» и подвержены были страху рабства. Ибо они боялись смерти, которая не была еще уничтожена. И ничто из утех жизни не в состоянии было утешить благоразумных пред страхом смерти, судом строгаго и суроваго господина, всегда назирающаго и наводящаго страх на живущих на земле. - «Повинни беша работе». Люди боялись смерти, как повинные этой работе. Работа же смерти – быть подвержену и покоряться греху. Ибо держава и жало смерти – грех. Итак, когда Христос упразднил имущаго державу смерти, сиречь дьявола, изобретателя и виновника греха, слабым естественно сделался грех, мы естественно освобождены от работы, вследствие победы Его естественно сделались свободными от страха смерти. И это ясно можно видеть на самых даже делах. Ибо раньше как величайшаго и непобедимаго зла боялись мы смерти и отвращались от нея, (теперь) с радостию же стремимся к ней, как перемене и исходу к лучшему; ныне, когда она происходит за Христа и Его Законы от гонителей. Не ясно ли разве, что Спаситель освободил нас от страха смерти и от проистекавшей отсюда работы?

Толкование на послание апостола Павла к Евреям. Источник: Толкование блаженного Экумения на Послание апостола Павла к Евреям. / Приложение к курсовому сочинению студента Казанской Духовной Академии иеромонаха Петра (Зверева), – Казань, 1902

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

И избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству

То есть чтобы освободить людей, которые были рабами смерти, боялись ее и были повинны ей, то есть содержались в рабстве у нее, так как она не была еще уничтожена. Или, что древние люди жили в постоянном страхе, всегда ожидая, что они умрут, и при таком страхе они не могли чувствовать никакого удовольствия. На это и намекает апостол, сказав: через всю жизнь. Итак, были повинны рабству, то есть всегда трепетали смерти, как рабы жестокого господина, не наслаждаясь ничем радостным. Отсюда пойми, что кто боится смерти, тот не свободен и раб всего. И это - утешение для страдающих верующих, если ныне гонимые и заключаемые в узы приятнее и свободнее проводят жизнь, нежели древние, которые, казалось, роскошествовали, когда смерть имела силу. Те, потрясаемые страхом смерти, были рабами, а вы свободны от этого страха.

Евфимий Зигабен (†1118)

И избавит сих, елицы страхом смерти чрез все житие повинни беша работе

И чтобы избавить от страха тех, которые из боязни пред смертию во всю жизнь свою повинны были рабству ея, т. е. были рабами страха смерти. Ибо Христос Своею смертию вложил смелость против смерти в учеников Своих, вооружил их против нея и, убедив их презирать ее, таким образом избавил их от рабскаго страха пред нею. Так что те, которые всю жизнь свою трепетали пред смертию, теперь, пренебрегая ею, стали считать ее за ничто.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству

«От страха смерти… были подвержены рабству…», т.е. переживали крайне мучительное состояние, находясь под всегдашним страхом смерти, являвшейся единственным господином людей.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания. Ибо и освящающий и освящаемые, все – от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя. И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог. А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь. (Евр.2:10-18)

Дальнейшее (в ст. 11–18) обоснование мысли о необходимости страданий Христа Апостол представляет в раскрытии учения о Его вочеловечении. А так как для имеющих плоть и кровь, смертных и грешных людей, страдания неизбежны, то они непредосудительны и для воплотившегося Сына Божия, как вступившего через воплощение в братство человеческое вообще, а с евреями в особенности, через происхождение от общего родоначальника их Авраама. И это понятие о братстве Мессии с людьми не должно быть чуждым особенно для евреев, (которым писал Апостол), потому что о Нём были пророческие указания, например, в Пс.21:23 и в Ис.8:17–18, которые и приводит Апостол166. Но прежде он сам говорит об этом единстве, причём называет Христа освящающим, а Его последователей освящаемыми.
 
Что освящающий смотрит на освящаемых Им как на братьев – это Апостол выражает наглядным представлением речи Самого Мессии, выраженной им в 21 пророчественном псалме: «Возвещу имя Твоё братьям моим, посреди Церкви воспою Тебя»168. Слова этого псалма: «Боже мой! Боже мой! вскую мя оставил еси?» приложил к Себе Сам Христос, молясь ими на кресте. И другие места этого псалма Апостолами тоже отнесены к И. Христу, например, о разделении одежд воинами и о метании жребия об Его нижней одежде. Все знаменитые Отцы и учители Церкви также относили этот псалом к И. Христу, как пророчествовавший о Нём. Мессианским этот псалом считали и евреи, начиная с тех, перед которыми говорили об этом псалме св. Иустин и Тертуллиан, и оканчивая более поздними и современными.
И всестороннее исследование главного предмета псалма показывает, что здесь имеется в виду Мессия, предызображённый Давидом через бывшие с ним страдания. В частности указывается Его поношение и презрение, которым Он подвергся со стороны Своих жестоких врагов, насмешки и все ужасы смертного восстания на Него. То, что привёл из этого псалма Сам И. Христос, во время Своих крестных страданий, составляет сущность псалма. Но так как псалом вместе с пророчеством содержит в себе и молитву, то в этой части существенное значение принадлежит тому месту, которое привёл ап. Павел. Здесь Страдалец, уверенный в исполнении своего моления о помощи, говорит, что он будет возвещать своим братьям имя Божие и притом в среде множества их из всех племён и нисходящих в землю. Но если показанное предсказание Страдальца об обращении к Богу всех народов есть пророчество, касавшееся времён Мессии, и если, далее, исполнение этого предсказания представляется самим Страдальцем как результат и следствие Его возвещения о Боге, то само собой понятно, что Мессия есть и говорящий это, и прославляющий Иегову.
Заимствуя (в 13 ст.) у пр. Исаии два рядом стоящих места, Апостол разделяет их словами καὶ πάλιν, чем ясно выражает такой же параллелизм мыслей, приведённых здесь, как и в предшествующем стихе, потому что как там, так и здесь сначала определяется отношение Мессии к Богу, а потом – отношение к людям.
Что касается до смысла обеих цитат, то в еврейском тексте говорящим лицом в том и другом случае является пророк, который, однако, был личностью типологической. Поэтому пророк говорит здесь от себя настолько, насколько он есть образ будущего Мессии. Так понимали это место и LXX, которые в начале 17 стиха, вопреки еврейскому тексту, прибавили καὶ ἐρει, желая этой прибавкой показать, что рассматриваемые слова принадлежат именно Мессии. В таком же смысле понимает это место и Апостол, представляя говорящим в обеих цитатах Самого Христа.
Что касается доказательной силы этих цитат, то в первой из них она заключается в том, что словами: «Я буду уповать на Него» Мессия ставит Себя на одинаковую ступень с людьми – рабами Иеговы (следовательно, Он соделался собратом), а во второй в том, что те, которых Отец передал Ему как бы в дети вечные, суть вместе и дети Божии, следовательно, тоже и братья).
В противоположность вечному (духовному) сыновству Мессии, люди имеют временное, плотское сыновство, бывающее по естественной бренной природе. И в это общение вошёл Сын Божий, чтобы иметь возможность выполнить свою задачу, как ἀρχηγὸν τῆς σωτηρίας αὐτῶν и как αὐτὸς παραπλησίως μετεσχε τῶν αὐτῶν, т. е. σαρκὸς καὶ αἵματος. Чтобы показать, что человеческая природа Христа ничем не разнится от природы остальных людей, Апостол прибавил παραπλησίως – приискренне (это слово опущено в русском переводе), что собственно означает близко, соответственно и даже «совершенно также». «Не привидением и не призраком явился Он, но истинно, говорит св. И. Златоуст, иначе не должно бы быть выражения: приискренне».
Цель воплощения Христова – претерпеть страдания и смерть, чтобы сделать диавола бессильным над смертью, а людей освободить от страха смерти. Здесь диавол называется τὸ κράτος ἔχοωντοῦ ϑανάτου, потому что через его соблазн вошла и входит смерть. И умершие грешники также поступали во власть злых духов. Таким образом, он имел власть пользоваться смертью против людей (но не умерщвлять). Христос лишил его этой власти, сделал его бессильным, через удовлетворение правде Божией Своей смертью за грехи людские. Поэтому можно сказать, что поражение нанесено диаволу с той стороны, откуда, по-видимому, его всего менее можно было ожидать, т. е. из той области, в которой он был ἔχον τὸ κράτος, иначе говоря, – его же оружием.
Смерть и после осталась, но она сделалась уже не страшна. Хотя по законам естества всем людям «предлежит единою умрети», ἀπόκειται ἅπαξ ἀποϑανεῖν, но теперь не должно быть страха впасть во власть диавола. Это освобождение от страха смерти Апостол выразил словом ἀπαλλάξη, что собственно значит – перевести из одного состояния в другое, сделать свободным, например, от рабства, боязни смерти.
Христос, уничтожив Своей смертью жало смерти – грех и открыв тем доступ на небо, внушил уверенность, что смерть может быть таким же переходом к славному будущему, каким была и Его смерть, т. е. к вечной славе и блаженству. А если так важен плод великих страданий и страшной смерти Христа, то можно ли отвергаться от Него из-за Его страдальческой жизни и кончины? Напротив, это особенно и должно привлекать к Нему, преимущественно же тех, которые и сами страждут, как например, те евреи, для которых главным образом излагал все это богомудрый Павел.
Ангелы не страждут, но Христос не от них и воспринял Своё земное происхождение. Поэтому Ему надлежало пострадать и для того, чтобы, испытавши страдания, яснее (по Себе) понимать их и, чувствуя тяжесть и безысходность их, быть милостивым ходатаем (Первосвященником) перед Богом за грехи людские.
Кажется, что к этому богатству доводов и силе их никакой оратор и писатель не мог ничего прибавить ни в силе слова, ни в глубине и широте понятий, а также и в точности и выразительности слов.
Здесь впервые выступает название Христа Первосвященником. После наименований Его Сыном Божиим, Мессией и Вождём это название отчасти отвечает и исторической последовательности их приложения ко Христу.
Первосвященник (Ἀρχιερεύς) впервые упоминается LXX в книге Левит, потом в книгах Маккавейских и у Филона.
Приложение этого названия ко Христу составляет исключительную принадлежность нашего послания, хотя содержание идеи, выраженной в нём, встречается и в других новозаветных писаниях.
Сущность Христова служения, соответственного первосвященническому, состояла в том, что Он принёс Себя Самого в жертву за грехи людей. Раскрытие этого даётся далее с 14 ст. 4 главы. Здесь же Апостол отмечает два важнейших свойства этого служения: милость или сердечное участие к тем, за кого Он ходатайствует, и преданность (верность) Своему служению, как потребность души, собственным опытом познавшей тяготу страданий тех, кто облечён плотью и кровью. Далее1 Апостол говорит, что Христос был искушён во всём, кроме греха. Все страдания Христовы, не только последних дней, но и всей жизни, были для Него искушением, потому что Он не мог не возмущаться ими, но борясь и побеждая, должен был согласовать Свою человеческую волю с волей божественной.

священник Николай Рудинский (†1937)

А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.

Так как те, которых Бог хотел как детей приобщить Христу, имеют плоть и кровь, телесную природу, то и Христос, имевший сделаться вторым их Праотцом - Адамом, должен был также принять плоть и кровь - человеческую телесную природу. Потому что только как человек, Христос мог умереть, и Своею смертью загладить грехи человечества, удовлетворив правосудию Божию, осудившему людей на смерть за грехи, и тем лишить силы имеющего державу смерти - диавола, как виновника греха, следствием которого была смерть. Диавол поддерживал в людях грех, а через грех - смерть, и тем и другим, как властью и силою, пользовался для погибели человечества. Поэтому все люди, во все время жизни своей, были в рабстве греха и диавола, и трепетали смерти. От этого рабства греху и страха смерти, и избавил людей воплотившийся Бог. Своею смертью и воскресением, смертью искупил от рабства греха, а воскресением разрушил смерть (см. 2Тим. 1:10). Под смертью здесь, очевидно, разумеется телесная смерть, которую, по учению святого Павла, упразднил или разрушил Господь Иисус Христос Своим воскресением. Пока она еще существует в людях, но в их возрождении духовном, и в купели крещения, и в таинстве евхаристии (ср. Ин. 6:51-58), полагается как бы семя новой телесной жизни, которая в будущей жизни будет нетленной, ожидание чего и вложено в душу верующих.
Что Иисус Христос должен был для искупления людей принять человеческую природу, святой Павел доказывает и иным способом.
 
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible