Скрыть
Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 2-3 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него

Ибо если за то слово, которое чрез Ангела было сказано Содому (Быт. 19:1 сл.), получили мздовоздаяние не пожелавшие слушать оное: то как мы избежим (наказания), если о такой вознерадим жизни новой, которая начало получила проповедания от Самого Господа Ангелов, и которую утвердили в нас те, кои от Него слышали, то есть Апостолы?

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 1-3 Сего ради подобает нам лишше внимати слышанным, да не когда отпадем. Аще бо глаголанное Ангелы слово бысть известно, и всяко преступление и ослушание, праведное прият мздовоздаяние: како мы убежим о толицем нерадивше спасении; еже зачало приемше глаголатися от Господа, слышавшими в нас известися

Посему, так как глубоко и важно все относящееся к воплощению, должно нам «лишше внимати», чем, говорит, мы внимали закону. «Да не когда отпадем», то есть отпадем должнаго и спасительнаго пути. - «Глаголанное Ангелы слово». Или относительно закона говорит, что он дан был через Ангелов, как и в послании к Галатам говорит: «преподан через Ангелов» (Гал. 3:19), именно при их участии, или относительно глаголаннаго от Ангелов другим, как, например, о содомлянах, на месте плача при Судиях, когда явился Ангел Господень к Израильтянам и обличил беззакония их. Ибо должно, говорит, всех истребить, а вы даже и союз заключили с ними. Посему не истребит Бог оставшиеся народы. Услыхав это, они восплакали единодушно. Отсюда и «плачем» названо место то. Он же говорит следующее: ибо если «глаголанное Ангелы» сбылось и имело исполнение, то насколько более сбудется глаголанное Сыном Божиим? - «Праведное мздовоздаяние», то есть наказание. Вот что говорит он: если глаголанное Ангелы в Ветхом Завете исполнилось и прегрешившие все получили (возмездие), то какое будем иметь прощение мы, видя тех, получивших возмездие, и нерадя? - «О толицем нерадивше спасении». Не блага земли обетованной как Ветхий Завет (даруются), но Царство Небесное и сыновство. О «спасении» же, говорит, показанном и открытом Христом, то есть о вере в Него. «Толицем» же, сказал, «спасении», показывая, что в Ветхом Завете не таково было спасение. - «Глаголатися от Господа». Затем показывает истинность его (спасения). Ибо не кто другой, говорит, послужил ему, как например Моисей в Ветхом Завете, но Сам Христос. - «Слышавшими». Слышавшими принесенное нам упрочилось и принято с верою. Кто же это «слышавшие»? Божественные, очевидно, ученики. Чтобы не смутить, не говорит, что и он сам слышал от Христа, хотя и слышал.

Толкование на послание апостола Павла к Евреям. Источник: Толкование блаженного Экумения на Послание апостола Павла к Евреям. / Приложение к курсовому сочинению студента Казанской Духовной Академии иеромонаха Петра (Зверева), – Казань, 1902

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо

Вот он открывает свое желание. Под словом, сказанным чрез ангелов, нужно разуметь или Десять Заповедей, ибо справедливо, что тогда присутствовали ангелы, которым вверен был еврейский народ, они и производили трубные звуки, огонь, мрак и прочее, как говорится в Послании к Галатам: преподан чрез Ангелов (Гал. 3:19), и в другом месте: которые приняли закон при служении Ангелов (Деян. 7:53); или под словом должно разуметь все повеления в Ветхом Завете, преподанные чрез ангелов, как например, на месте плача во время судей, при Сампсоне (Суд. 2:1, 13:3). Поэтому и не сказал: «закон», но: слово, чтобы обозначить это. Итак, все это твердо, то есть было истинно и угрозы приведены в исполнение, и ничего из этого не пропало.

и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние

Не так, чтобы одно получило, а другое нет; но всякое, и ничто не осталось ненаказанным. Наказание называет воздаянием,·и хотя это слово употребляется в хорошем смысле, но апостол не заботится о выражениях.

Евфимий Зигабен (†1118)

Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние

Аще бо глаголанное Ангелы слово бысть известно

Словом называет здесь Апостол или Десятословие закона, или вообще весь ветхий закон, так как Бог сообщил его Моисею чрез Ангелов: ибо не редко бывает, что когда говорят Ангелы, читаем (в Писании), что так говорит Бог, Которому принадлежат и внушения и повеления. Или: «словом» назвал он такия повеления, которых в законе нет, потому что многое и другое (не содержащееся в законе) Он заповедал чрез Ангелов, как, напр., Иеремии в книге Плача (Плач. 2:1), Судиям (Суд. 13), Сампсону. «Бысть известно», т. е. истинно и верно: чем Он угрожал, то и привел в исполнение. Ибо он далее говорит:

И всяко преступление и ослушание праведное прият мздовоздаяние

И если все преступившие и преслушавшие закон получили за это наказание (ибо мздовоздаянием здесь нaзывает он воздание и должное возмездие за пренебрежение), т. е. наказание справедливое.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние

«Через Ангелов возвещенное слово…» - несомненно - Закон Моисеев, как яснее упомянуто в Гал 3:19. Здесь воспроизводится, очевидно, общее иудейское предание о даровании Закона не непосредственно от Самого Бога невидимого и непостижимого, но при посредстве Ангелов, так же как и принятие этого Закона состоялось не непосредственно народом, но через Моисея, стоявшего между народом и Ангелом (ср. Деян 7:53).

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле? 

Высказывая в 1–4 стихах увещание к читателям о внимательном отношении их к Евангельской проповеди, Апостол совершает это с полнотой словесного воздействия, влияя на все чувства и способы восприятия их. Прежде всего, это внимание представляется как необходимое следствие величайшего достоинства и значения Посредника этого учения, несравненно высшего, нежели ангелы; далее идёт устрашение наказанием, убеждение очевидной силой этого учения и его проповедников.

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла


Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, (Евр.2:2)

Во 2 стихе особенную важность имеет указание на возвещение ветхозаветного учения через ангелов. Для выяснения этого выражения экзегеты указывают на то, что тогда очень было распространено представление о даровании Закона Моисеева через ангелов.
 
Но мысль Апостола будет верной и в том общем её значении, которое указывает на разнообразное служение ангелов в деле возвещения людям воли Божией. Это допускается многими экзегетами как на основании свидетельств Ветхого Завета, так равно и контекста речи, говорящей о сравнении Сына Божия с ангелами.

священник Николай Рудинский (†1937)

Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле?
По иудейскому преданию, закон дан был не непосредственно от Самого Бога, невидимого по Своему существу, но при посредстве ангелов, так же как и принят был народом при посредстве Моисея. Это выражает святой Павел в своем Послании к Галатам (3:19) - закон преподан через ангелов, рукою посредника. То же говорит и архидиакон Стефан в своей речи: вы приняли закон при служении ангелов (Деян. 7:53). Та же мысль разумеется и здесь, в ст. 2-4. Мысли приведенных стихов такие: ибо если отступление, преступление и непослушание от ветхого - Моисеева закона, данного Богом при посредстве ангелов, сопровождалось наказаниями от Бога - праведным воздаянием, чем Он утверждал достоверность и истинность данного закона, то тем большего наказания от Бога заслужат отступники от Христова Евангелия, вознерадев о нем, как спасительном. Ибо Евангелие о спасении первоначально возвещено было не через ангелов, как то, а Самим Господом Иисусом Христом во время Его земной жизни, Апостолами, а потом через них, слышавших от Него, распространилось и утвердилось и между другими. Истинность Евангелия, кроме свидетельства Апостолов, подтверждается свидетельством Самого Бога, не через наказания, как Моисеев закон, но через чудеса, сверхъестественные, поражающие ум человека действия - знамения внешние (исцеления, изгнания бесов и прочее), и внутренние чудесные действия (воскрешение мертвых и прочие), приводящие к Богу через различные силы, совершающие эти чудеса, и излияние благодатных даров Святого Духа, для возбуждения и укрепления сил человека, сообразно с волею Господа (ср 1Кор. 12:11).
 
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible