Скрыть
Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 8-9 А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих

О Сыне же Своем так говорит Бог: престол Твой во век века. Обрати внимание на то, что не назвал здесь плоть Его сотворенною, не потому, чтобы она не была создана, но чтобы творение по плоти Ариане не отнесли к творению Сына по естеству. Жезл, говорит, правоты Иуды, жезл царства Твоего и прочее, сказанное Давидом о Христе по плоти, Апостол привел здесь (Пс.44:7-8).

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 8-12 К Сыну же: престол Твой Боже, в век века: жезл правости, жезл Царствия Твоего. Возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие: сего рáди помаза Тя, Боже, Бог Твой, елеем радости паче причастник Твоих. И паки: в начале Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку́ Твоею суть небеса. та погибнут, Ты же пребывавши: и вся, якоже риза, обетшают, и яко одежду свиеши их, и изменятся: Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют

Так как Сын не тварь, а истинное порождение, то он сказал уже не «творяй», как относительно Ангелов, а что? – «Престол Твой, Боже, в век века». Престол есть признак царства, а жезл – правосудия. - «Жезл правости». Вот и другой признак царства – «жезл Царствия» и скипетр. - «Возлюбил еси правду». Все униженное соответствует воплощению, так как плоть в состоянии переносить ничтожное. - «Сего рáди помаза Тя, Боже, Бог Твой». Боже, помазал Тебя Бог Твой. Ибо помазуется человечество Духом Святым. Не совершается оно так, как над простыми людьми, например пророками, патриархами. А помазание есть как бы полное пришествие Помазующаго. Так святой Кирилл думает. Смотри Евсевия, как сказал он, Симмах прославил это именно помазание. Посему и сказал: «помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих». - «Елеем радости». Елей радования – Дух Святой. Причастники Христа – люди. Что же говорит он, это вот что. Не так, говорит, помазан Христос, как помазуются простые люди Духом Святым в меру, но всецело помазан Духом. - «И паки: в начале Ты, Господи». Для того, чтобы ты, услыхав: «егда же паки вводит Первороднаго во вселенную», не подумал, что она, как дар, после дана Отцом Сыну, показывает, что Он есть Творец ея. Но последнее понимай до воплощения, первое же после воплощения. - «Та погибнут». Ибо видимое все преобразится и в безсмертие приидет. Итак, «погибнут» – говорит относительно настоящаго вида. - «И яко одежду свиеши их». Легкость изменения их показывает. - «Ты же тойжде еси». Все, говорит, изменишь и обновишь и безсмертным сделаешь из смертнаго. Ты же безконечно живешь и пребываешь непрестанно.

Толкование на послание апостола Павла к Евреям. Источник: Толкование блаженного Экумения на Послание апостола Павла к Евреям. / Приложение к курсовому сочинению студента Казанской Духовной Академии иеромонаха Петра (Зверева), – Казань, 1902

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие

Эти слова относятся к Нему как воплотившемуся Богу Слову, так как с принятием плоти Он уничижил Себя.

Посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих

Это против иудеев, и Савеллия, и Маркелла, так как указывает на два лица, говоря: Бог и Бог. И против маркионитов, думающих, что Сын не принял плоти, потому что не божество помазуется, а человечество. Посему говорит: Боже, помазал Тебя Бог, то есть Отец Твой по Божественности, и Бог по плоти. Елеем радости, то есть Духом Святым, предпочтительно пред прочими людьми. Ибо не мерою Христос получил Духа (Ин. 3:34), не как бессильный, но помазан был всею полнотой как помазания, так и Помазующего. Причастники Его - все духовные, как освященные тем же самым причастием. И те, которые, будучи совершенны в законе и духовны, получили Духа по вере во Христа. Почему и названы помазанниками, как например: не прикасайтесь к помазанным Моим (Пс. 104:15). Гораздо же известнее те причастники Христа по благодати, которые приобщились Его смерти в крещении и помазаны Духом, Который называется елеем радости. Который освободил нас от печали по грехам и сделал для нас то, что мы утешаемся надеждой на будущие блага. Что имя Бог стоит вместо: о, Боже! (ώ θεέ), - достоверным свидетелем служит враг Симмах, издавший так: «сего ради помазал Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче друзей Твоих». Заметь же, что словом Боже, с артиклем, сказано о Сыне ради тех, которые говорят, что выражение и Слово было Бог (Ин. 1:1), в котором слово Бог без артикля, представляет Его не собственно Богом.

Евфимий Зигабен (†1118)

Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих

Возлюбил eси правду и возненавидел eси беззаконие

Это относится к плоти: ибо, сказано, греха не сотвори (2Кор. 5:21, 1Пет. 2:22).

Сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих (Пс. 44:7–8)

Причастники, или общники. А общники Христа в Его имени помазанника суть все цари, именуемые так по причине помазания. Но тех, в знак их царской власти, помазывали пророки, и помазывали заранее приготовленным елеем. Тебя же Бог, в отличие от тех, помазал в царя пе заранее приготовленным елеем, а елеем радости. Как слыша о мече Божием, о луке и стрелах (Пс. 44:4–6) и еще о чем-нибудь в этом роде, мы должны понимать это не в грубом (буквальном) смысле, а в смысле Его силы: так и помазание Сына должны мыслить под видом елея. Между тем «помазание радости» есть наитие Святаго Духа: ибо Дух Святый есть радостотворец. Вообще это помазание есть помазание полное, так что Дух Св. всем существом Своим соединился с существом Сына, а не частию Своего дарования, как в отношении к духоносным мужам. В этом и выразилось превосходство Сына.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 8-9 А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих

Сила доказательства превосходности Сына над Ангелами состоит в том, что в то время как Ангелы в Св. Писании называются служебными, элементами природы, Сын называется (два раза) Богом и вечным Царем. Сила Царства Сына Божия в том, что оно есть царство правды, которая одна пребывает во век века. Любовь к этой правде и ненависть к неправде - по ветхозаветному пониманию - наиболее существенные свойства и условия достоинства истинного царя. В Сыне Божием эти свойства и условия возвысились до такого исключительного совершенства, что послужили причиною помазания Его елеем радости более всех соучастников Его, иначе говоря - Он стал Помазанником Божиим в гораздо более совершенном смысле слова, чем обычные помазанники - цари, принимающие свое помазание на царство от Того же Царя Царей («Мною царие царствуют…»), и чем все остальные соучастники Его Царственней славы и победы - верующие в Него «чада царствия». - «Помазание елеем радости» - в применении к Сыну Божию есть соединение человеческой природы Его с божеством, как говорил о сем Св. Иоанн Дамаскин: «Сам Христос помазал Себя Самого, помазуя как Бог, помазуясь как человек; помазание же человечества есть Божество». - «Более соучастников Твоих…», т.е. более, преимущественно, чем все прочие люди, хотя и Его братья (II:11). И эти последние благодатно воспринимают в себя Божество, но не как Христос, в Котором Божество и человечество соединены ипостасно.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.

В 8 стихе богодухновенный певец приписывает Царю псалма необыкновенную любовь к правде и помазание, которое по обяснению И. Златоуста, не совершалось ни над одним из всех помазанников Божиих. Эти черты, хотя и чрезвычайны, однако, в некотором смысле, они приложимы к Соломону. По-видимому, певец стоит здесь, сравнительно с 7 стихом, на низшей степени пророческого отвлечения, но называя Царя псалма снова именем אֱלהיִם и притом в такой форме, которая не допускает тех возражений против себя, какие делались в 7 стихе, потому что, здесь повторяются слова 2Цар.7:11, а равно и на основании значения слова צוֹלׇם он ясно даёт понять, что здесь говорится только о грядущем Царе, к Которому одному и относятся последние мысли, так как предмет их назван Богом. Мессианское значение 8 стиха в особенности становится несомненным, если под помазанием «елеем радости» разуметь не брак, а сообщение различных даров благодати, или то помазание, ради которого Сын Божий и назван Мессией, т. е. Помазанником. Престол воспеваемого должен существовать εἰς τὸν αἰῶνα τοῦ αἰῶνος, что соответствует еврейскому וׇצֶד לְעלַם и וׇדֺר דֺר בְּבֽל. Вечность престола Царя и особенно прославление её через этот псалом также есть свидетельство о необычайном достоинстве Сына Божия. Вечному господству Сына соответствует и внутреннее достоинство Его, правота или справедливость.

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты.
Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.


Писание так предизображает Господа Иисуса Христа. Ему Бог Отец говорит: престол - царство Твое Боже, будет в век века - вечножезл. Скипетр - символ управления Твоего, будет правда, справедливость, потому, что Ты Сам есть правда и безгрешность (Пс. 44:7-8, ср. 2Кор. 5:21). По этой причине Бог Отец излил на Него в изобилии (см. Ин. 3:34) дары радости - Святого Духа, в гораздо большей мере, чем на соучастников Его, членов Его царства (Евр. 2:111Кор. 1:9).

Итак, Ходатай Нового Завета, Сын Божий, есть Бог и Царь вселенной. Мало этого, Писание изображает Сына Божия по существу Его, Творцом мира, неизменяемым и вечным.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible