Скрыть
Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его

Один советник Отчий – Сын, и «ум» Отчий «уразуме» Тот, Кто говорит: никто не познает Отца, только Сын, и никто не познает Сына, только Отец или кому откроет Сын (Лук. 10, 22). Посему, говорит Иоанн о Господе: «егда явится, подобни Ему будем, и узрим Его, якоже есть» (1Иоан. 3, 2). Смотри – доныне, пока не явил Себя нам Сын Божий, никто не знает, каков Он Сам в Себе. Знаем же Человека, Которого ради нас понес Он на Себе. О Нем-то сказал Павел: «разумейте Посланника и Святителя исповедания нашего Иисуса… верна суща Сотворшему Его» (Евр. 3, 1, 2). О Нем говорит и Стефан: «вижу… Сына человеча одесную стояща силы Божией» (Деян. 7, 56). Не сказал же: вижу Слово или Премудрость Отчую; но: «Сына человеча» – Господне от Марии тело. И Павел сказует: «Иже седе одесную Бога» (Евр. 8, 1). О Его теле Давид пророчески говорит от Отчего лица: «седи одесную Мене, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» (Псал. 109, 1), разумеет же врагов будущих, которых предузнал, то есть дьявола и споспешествующие ему сопротивные силы (которые враждовали на Господня Человека, зная, что смертью Его приводятся в бездействие и сами они, и имеющий державу смерти дьявол), а также враждовавших на Него иудеев, над которыми исполняется написанное: «возненавидеша Мя туне» (Иоан. 15, 25). Ибо научаемые полезному, дерзнули за сие бить и распять Его, называя Его самарянином, бесноватым и человеком грешным, хотя Им осужден грех и о Нем написано: «воззрят Нань, Егоже прободоша» (Зах 12, 10). Его-то узрев на суде судящим живых и мертвых, как говорит Иоанн о Сыне: «даде Ему суд творити, яко Сын человечь есть» (Иоан. 5, 27), – раскаются они, и будут говорить одно колено другому: вот Тот, Которого имели мы в посмех, говоря Ему: иных спасал, Себя ли не можешь спасти? Посему о Господнем теле написано Давидом: «седи одесную Мене, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» (Евр. 1, 13). Ибо прежде сего Давидова пророчества в недрах Отчих было Слово и не имело на небе врагов, потому что прежде твари никто не был со Отцом, кроме Сына и Духа Святого. И Отец чрез Сына сотворил беспредельные веки, начала и власти и всю тварь. Поэтому Бог Слово, у Которого ни с кем нет общего достояния или имения и Который, напротив того, есть Господь всяческих, так что никто не может Ему противиться, мог ли иметь врагов? Ибо умаляющие Божество Слова думают, будто бы Господь не может Сам Собою отмстить врагам, а потому Отец и сказал Ему: «седи одесную Мене, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих». Но пусть хотя бы теперь узнают сии невежественные, что написано это о Человеке, разумеемом в Спасителе, потому что у того же Давида написано о Господнем Человеке: «ничто же успеет враг на Тебя» (Псал. 88, 23), и еще: «рана не приближится селению Твоему» (Псал. 90, 10).

Слово пространнейшее о вере

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих

К кому, говорит, из Ангелов сказал: седи одесную Меня, доколе положу врагов твоих под ноги Твои (Пс. 109:1)?

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 13-14 Кому же от Ангел рече когда: седи одесную Мене, Дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих? Не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение

Итак, начало естества нашего вознес к Отцу. И этот дар высоко оценил Отец и, вследствие достоинства Принесшаго и по непорочности Принесеннаго, как бы взял собственными руками, положил этот дар около Себя и сказал: «Седи одесную Мене». Сказал «седи» – не другое что желая показать, говорит – будто Он не осмелился бы сесть, разве по приказанию, – да не будет, но чтобы ты не считал Его безпричинным. А что это именно так, на это указывает и место седения – знак равночестия, и сказанное выше «седи», хотя раньше не слышал Он: «седи». Или, так как пророк не в состоянии был иначе выразить согласие и соизволение Отца на седение, то и воспользовался выражением «седи». Велико и это, и не только превышает человеческое естество, но и всю тварь. Однако по человечеству и Ему говорится. Ибо, как Бог, Сын имеет вечный престол. «Престол Твой Боже», говорит, «в век века». Ибо не после Креста и страдания, как Бог, удостоился Он этой чести, но как человек воспринял то, что имел как Бог. Ибо не умаленным будучи возвысился, но, будучи высоким и «будучи образом Божиим... уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Флп. 2:6-7). Посему и евангелист взывает: «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18). И Господь говорит: «Я в Отце и Отец во Мне» (Ин. 14:11). И в другом месте: «прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин. 17:5). Итак, как человек, Он слышит: «седи одесную Мене». Ибо, как Бог, Он имеет вечное владычество. - «Дондеже положу враги Твоя». Вот доказательство законнаго происхождения Сына. Гневается Отец на врагов Сына; это сказал не потому, что Сын один не мог бы положить их под ноги Свои, но чтобы показать тождество воли. «Дондеже» не означает времени, когда после положения врагов под ноги Его они вознамерятся возстать опять. Отнюдь нет, но желает показать, что Он не безсилен будет положить всех подножие. Ибо «дондеже» откладывается до того времени, после коего они не возстанут, о чем святой Григорий во втором слове «О Сыне» говорит. - «Не вси ли суть служебнии дуси». Ободряет их (апостол), говоря, что Христос – истинный Сын Божий, а Ангелы, сослужители нам, поставлены в такую службу, чтобы все делать и исполнять для спасения нас – людей. Ведь Ангелы многократно были служителями у людей – у Марии, при гробе Господа, у Корнилия.

Толкование на послание апостола Павла к Евреям. Источник: Толкование блаженного Экумения на Послание апостола Павла к Евреям. / Приложение к курсовому сочинению студента Казанской Духовной Академии иеромонаха Петра (Зверева), – Казань, 1902

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс. 109:1)

Вот он опять ободряет их; и подлинно, не будут ли поражены враги их, а враги их также враги и Христа. Не потому, что Сын бессилен, говорится, что Отец покорит врагов, ибо Сын, Который будет судить там, тем более мог бы воздать им здесь, но чтобы показать, какой честью Отец почтил Сына. Что Отец гневается на врагов Сына, не знак ли это чести? не знак ли это великой любви к Сыну? Об этом же пространнее сказано в Первом послании к Коринфянам, о чем здесь замечено; отыщи там.

Евфимий Зигабен (†1118)

Кому же от ангел рече когда: седи одесную Мене, дондеже положу враги твоя подножие ног Твоих

Действительно (не сказал) никому из сотворенных: ибо одной только несотворенной Троице свойственно и общение вместе, и равночестие. И «седи одесную Мене», сказал Отец Сыну чрез Давида. Такою совместностию сидения Он почтил Его по плоти, по причине неразрывности ея единения с Божеством. Но так как Бог Отец, будучи бестлесным, не имеет ни правой, ни левой руки (ибо это есть принадлежность тела), то как словом: сидеть он означает покой и наслаждение царством божественным, так и «одесную» – Его близость, родственность и равночестие. «Враги» же, это – прежде всего злые духи, a затем и все неверующие: Иудеи, Эллины и еретики. А слово «дондеже» не всегда отделяет строгою границею деятельность прошедшаго времени от протяженин ен и в будущем, слово это иногда не отрицает продолжаемости ея и впредь, как, например, теперь. В таком смысле равсуждает об этом и Григорий Богослов в первом своем слове о Сыне. Да и как иначе сохранило бы свой смысл выражение: «Царствование Его есть царство, еже не сокрушится во веки» (Дан. 2:44), а равно: и «Царствию Его не будет конца» (Лк. 1:33)? Подножием же ног называет тех, которые будут покорены под ноги Его. Об этом подчинении пространне сказано в первом послании к Коринфянам, где говорится: «Подобает бо Ему царствовати, дондеже положит вся враги под ногама Своима» (1Кор. 15:25).

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

И: «в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих:
они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают как риза,
и как одежду свернешь их, и изменятся: но Ты тот же, и лета Твои не кончатся».
Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?

 
Относя в ст. 10–12 к Сыну Божию слова Пс.101:26–28, Апостол ещё выразительнее и определеннее обозначает Его равное и единосущное достоинство с Отцом, потому что в 101 псалме несомненно речь идёт о Боге Творце и совечности Ему Сына, причём вся прелесть образного могущества и силы вечного бытия Божия передается Апостолом во всей полноте и возможном совершенстве, что особенно рельефно сказывается в сравнении легкости свертывания одежды и видоизменения всей системы миров, которою как красивой одеждой облёкся Бог, по сотворении мира (κόσμοσ’а, т. е. красоты и славы Божией).
Представляя почти непрерывно одно псаломское свидетельство вслед за другим, Апостол как бы начертывает целую христологию Псалтири, что и понятно при том общем уважении к псалмам, которое питали к ним евреи, постоянно пользуясь ими и в домашних, и в богослужебных молитвах. Позаимствование одного стиха из Пс.109:1 псалма и потом рассудочное обращение к Пс.103:4 вносит немного существенно новых черт в христологию Псалтири, но это много вносит в высокое представление о Сыне Божием, как победителе всех врагов Его и Судье и Владыке ангелов, которые служили и служат Ему в деле спасения людей, почему их служение никак не может равняться Его служению, как наивысшему и окончательному, имеющему кончиться наделением одних богатым небесным наследием, а других лишением всех прав и достоинств.

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?

Никому из ангелов Бог не говорил того, что Он сказал Сыну Своему - Иисусу Христу: седи одесную Меня, разделяй со Мною Божескую власть для того, чтобы покорить Тебе всех врагов Твоих (Пс. 109:1, ср. 1Кор. 15:25-26), то есть, во все время, когда царствует в мире грех и смерть, и совершается искупление людей при посредстве Господа Иисуса, Искупителя. Когда же испразднится последний враг - смерть, тогда будет Бог все во всем (1Кор. 15:28). Вот какое величие и силу имеет Ходатай новозаветный, Христос Иисус.

Ангелы же что? Сын господствует, ангелы же служат, они служебные духи. Сын сидит одесную Отца на престоле, а ангелы все посылаются, как исполнители Божественных повелений, на служение для тех, ради тех, которые имеют наследовать спасение, ради тех, которые веруют во Христа и устрояют жизнь свою по вере, чтобы в наследие получить спасение и жизнь вечную.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible