Скрыть
Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном

Кому когда-либо из Ангелов сказал: Сын мой еси Ты (Пс. 2:7)? Ибо хотя это и сказано было людям, как свидетельство о природе их, то есть что они суть сыны (Бога) не по природе, а по благодати, - однако же ни одному из Ангелов не сказано: Я буду Ему Отцом и Он будет Мне Сыном (2Цар. 7:14).

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 5-7 Кому бо рече когда от Ангел: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя; и паки: Аз буду Ему во Отца, и Той будет Мне в Сына; егда же паки вводит Первороднаго во вселенную, глаголет: и да покло́нятся Ему вси Ангели Божии. И ко Ангелом убо глаголет: творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя огнь палящь

Что же это? «Сын», Бог всего, Отец Его, говорит: «днесь родих Тя. Днесь» не время показывает, но что Отец никогда не был отделен от рождения Сына. Как бы всегда, говорит, я так к Тебе отношусь; не так, чтобы рождение было прошедшим, но оно всегда настояще и постоянно и не имеет конца. Смотри же, не лучше ли соединять так, что оба выражения сказаны о Христе: «Сын Мой еси Ты» и «Аз днесь родих Тя» (Пс. 2:7; Евр. 1:5). Выражение: «Сын Мой еси» – поскольку Слово, ибо через «еси» указывает на вечное рождение; выражение же: «днесь родих Тя» – поскольку плоть, ибо открывает недавнее рождение, ибо рожден благоволением Отца. «Дух Святый», говорит Ангел, «найдет на Тебя, и сила Всевышняго осенит Тебя» (Лк. 1:35). Мы слышали, что и люди – сыны (Божии), но по благодати, а Ангелы – не слыхали, чтобы величие их можно было не признавать присвоенным (им) не по благодати, а по природе. Напротив, Христос не по благодати (Сын), а по природе. - «Аз днесь родих Тя». Присваивает Отец рождение Сына по плоти. Посему сказал (апостол) «днесь». Так и святой Афанасий. - «Буду Ему во Отца». И это опять принимай, как присвоение Отцом рождения по плоти Сына. Ибо ясно, что слово «буду» говорится сообразно с тем, что́ по плоти. - «Егда же паки вводит». Все должно принимать с вочеловечением. Ибо слово «вводит» вместо – вручает, полагается. Ибо тогда Он приобрел ее (вселенную), которая добровольно состояла во власти Его, когда Он за все вкусил смерти и когда принял в сохранение, Бог сый. Делая речь понятной, сказал, что Отец вводит Сына. Слово «вводит» понимает не (в том смысле), что по месту издавна Он был вне мира (ибо каким образом Он «вся исполняяй?)», но что, будучи Богом, не имел ничего общаго с миром. Когда же воплотился, тогда стал иметь общее с миром, соединив с Самим Собою тварное. Так думает святой Кирилл в своем произведении «Бог Христос» и святый Григорий Нисский в речах против Евномия. Слово «Первороднаго» не о втором, но об Одном и Единственном рожденном от Отца. - «Егда же паки вводит Первороднаго», то есть когда благоволил с плотию показать Первороднаго Своего Сына людям. Ибо говорит: «и се, Ангелы приступили и служили Ему» (Мф. 4:11), и «отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1:51), то есть да поклонятся Ангелы Сыну с плотию (явившемуся во плоти). - «И да поклонятся Ему». Ему вместе с плотью. - «Творяй Ангелы Своя духи». Так как они – тварь, то посему и говорит «творяй».

Толкование на послание апостола Павла к Евреям. Источник: Толкование блаженного Экумения на Послание апостола Павла к Евреям. / Приложение к курсовому сочинению студента Казанской Духовной Академии иеромонаха Петра (Зверева), – Казань, 1902

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя (Пс. 2:7)

Откуда, говорит, видно, что Он лучше ангелов? Из имени Его: имя Сын означает истинное рождение, то есть что Он из Него. Если Он Сын по благодати, то ниже ангелов. Выражение Я ныне родил Тебя означает не что иное, как то, что Он от начала, с которого и Отец. Как выражение: «сый» («сущий») употребляется о Боге в настоящем времени, потому что оно более всего прилично Ему: так точно и выражение: ныне. Впрочем, некоторые считали, что слова Я ныне родил Тебя сказаны не о предвечном рождении, а о рождении Его по плоти. Ибо и оно было свыше: от Святого Духа, по благословению Отца.

И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном (2Цар. 7:14)

Это, очевидно, сказано в отношении плоти. Ибо, когда Он принял ее, то уже все подобное без опасения говорится о Нем. Итак, воспринятая природа унаследовала подлинное имя Сына, которое имело Слово, соединившись с ней, так как она ипостасна в Нем, как и ангел сказал: и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк. 1:35), и еще: Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего (Лк. 1:32). Этого никто не получил из ангелов. Если же некоторые из праведников и называются сынами Божиими, то по благодати; а у Христа не так: у Него сыновство по ипостасному тождеству с воспринятой Им человеческой плотью.

Евфимий Зигабен (†1118)

Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном

Кому бо рече когда от Ангел: Сын Мой ecи ты, Аз днесь родих тя (Пс. 2:7)

Сказал это Бог Отец Сыну Своему чрез Давида. Словами: «Сын Мой еси Ты» указал на предвечное рождение Его, коим телесно соединено бытие Его с бытием Отца. Слово: «днесь» означает рождение во дни, во времени. «Родих» означает происхождение Сына от Отца и вместе благоволение к Нему Отца. А ими «Сын» вообще означает, в связи с вышесказанным «родих», близость и единосущие. «Наследствова» же Христос это имя по человечеству, когда плоть приобщилась высшему – Божеству, и Божество соединилось с низшим – плотию.

И паки

Т. е. рече.

Аз буду Ему во Отца, и Той будет Мне в Сына (2Цар. 7:14)

В Сына истиннаго. Ибо будучи Сыном по божеству Своему, Он будет им и по человечеству, по смыслу наследия и приобщения высшему. И если бы под сыновством Его разумелось сыновство нe истинное, тогда Христос оказался бы не только не превосходящим Ангелов, но гораздо низшим их. Ибо и люди праведные именуются сынами Божиими – по благодати.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном

Свою мысль апостол подтверждает и поясняет рядом ветхозаветных изречений, показывая, что его мысль не новая, а вечная, как сама истина. «Сказал… вводит… говорит…» - сказуемые к подразумеваемому подлежащему Бог. В некоторых местах Ветхого Завета Ангелы называются также «сынами Божиими», но в данном случае апостол имеет в виду указать на совершенно особое личное единственное в своем роде сыновство, оттеняемое и у Псалмопевца более точным определением: «Сын Мой, Которого Я родил», т.е. Сын единородный по существу, равный по природе и Божественным свойствам. - «Ныне (днесь)» - по мнению одних толковников - указывает на вечное рождение Сына от Отца, так как в вечности нет прошедшего и будущего, а одно вечное настоящее, вечное есть. Прошедшее же время глагола родил (gegennhka) означает с одной стороны совершение, а с другой постоянное продолжение этого рождения. По мнению других (особенно греческих) толковников, выражение днесь относится к временному рождению в воплощении, когда Христос и как человек стал Сыном Божиим. По смыслу этого толкования, ныне (днесь) должно относить ко времени земной жизни воплотившегося Сына Божия, и в таком случае прошедшее время глагола родил указывает на время его воплощения по наитию Св. Духа от Девы Марии. По мнению третьих, выражение псалма относится апостолом к воскресению и вознесению Христа, т.е. ко времени Его прославления, имеющего продолжаться вечно (ср. Деян 13:33 ;4:25 и дал.). - «И еще…» т.е. кому когда сказал Бог? (подразумевается: никому никогда). - «Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном…» Слова эти, ближайшим образом сказанные о Соломоне, заключают также в себе обетование о восстановлении семени Давида и о вечном пребывании царства и престола его, что во всей полноте осуществилось лишь в лице Иисуса Христа - Мессии, к Которому относили это обетование и сам Давид, и Соломон, и пророки, и Архангел Гавриил в благовестии Деве Марии (Лк 1:32; ср. 2Цар. 7:19; Ис XXII:37; 3Цар. 5:5; 8:17-20, 24; Ис 9:6-7; Иер ХXIII:5; XXXIII:15; Зах 6:12-13; Деян 2:30).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?

Сущность превосходства Сына Божия определяется превосходством Его имени. Имя же это есть Сын. 
Время получения этого наследия экзегеты определяют различно, но большинство их сходится в том, что этот пункт времени есть Его Богочеловеческое прославление после воскресения и вознесения, чем однако не отстраняется и вечное рождение Сына Божия от Отца.

И это со всей ясностью подтверждается дальнейшим обоснованием мысли Апостола, ссылкой его на глубокотаинственное откровение о вечном рождении Сына, высказанное в непосредственно мессианском втором псалме, слова которого и приводит Апостол: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя

У людей обыкновенных акт их происхождения относится к прошедшему и, притом, есть мгновенный акт. Здесь же говорится о Сыне, что Он рожден «ныне». Очевидно, что определение времени этого рождения зависит от понимания слова «ныне». В Библии רַיוֹם кроме обычного своего значения употребляется ещё в смысле постоянного «ныне», которым выражается непрерывность течения времени, без прошедшего и настоящего, так что оно является соответствующим словам: «всегда» и «вечно». Но «всегда», очевидно, неприложимо к факту рождения, требующему определённого времени. Остается, таким образом, «ныне» понимать в смысле вечности. Так и понимали это многие, например, Филон. А в так метафизически понимаемом «ныне» совершаются только дела Одного Того, перед Которым тысяча лет, яко стража нощная, Который говорит о Ceбе Я יְחוׇֹח, т. е. иже бе, сый и грядый. Поэтому, под выражением «ныне родих» нужно понимать такой акт рождения, который совершался от вечности и продолжает совершаться непрерывно в бесконечном ряду веков и тысячелетий, короче: вечно. Но «ныне» является вечным только для Бога, почему и вечный или никогда не прерывающийся акт происхождения Сына Божия от Отца как по Ветхому, так преимущественно по Новому Завету, существует только для одного Вечного, искони разделяющего с Отцом творчество и промышление, особенно возлюбленного и ближайшеего Сына Божия. К Иисусу относили эти слова о рождении Сына и Отцы Церкви, разумея под этим рождением в особенности предвечное рождение Сына Божия от Отца.

Вторая половина 5 стиха: „Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном“ – взята из 2Цар.7:14». Эти слова сказаны были Давиду в ответ на его желание построить храм, (что заповедано совершить Соломону). Но здесь содержатся слова обетования о восстановлении семени Давида и о вечном пребывании царства и престола его, что в полноте осуществляется только в лице Иисуса Христа, к Которому очевидно относил это откровение и сам царь Давид, сказавший после ответа Господня, что Ему открыто всё великое «вдаль» למֵדׇחוֹק. Царь Соломон тоже понимал его в отношении к Мессии. Подобное пророчество находится у пророков Исаии, Иеремии и почти буквально у Захарии. Оно слышится в благовестии арх. Гавриила Деве Марии. Вот почему слова этого пророчества относились к Иисусу Христу не только ап. Павлом, но и другими Апостолами и множеством толковников.

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?

Правда, в ветхозаветных Писаниях (см. Иов. 1:6, 2:1, 38:7; Пс. 88:7) ангелы называются так же, как и Иисус Христос - сынами Божьими, но это название они получили не по существу, по которому они нигде не называются сынами Божьими. По существу это имя принадлежит только одному Единородному Сыну Божию, Иисусу Христу, Который потом получил его и по человечеству от Бога Отца. Так Ангел возвестил Пречистой Деве Марии, что родившийся от Нее от Духа Святого, наречется Сыном Всевышнего (Лк. 1:32). При крещении Иисуса, Сам Бог Отец назвал Его Сыном Своим возлюбленным (см. Мф. 3:17). Он предизображается во втором псалме (см. ст. 7) пророка Давида, в лице Царя, поставленного Богом над Сионом, против которого восстали мятежники. Замыслы мятежников Господь разрушил, потому что Он определил, что Царь, поставленный Им (ср. Лк. 1:32), есть Сын Его, Которого Он ныне родил (Пс. 2:7). Это обетование, или прообразование, данное Богом Отцом нашим, говорит святой Павел, теперь, по воскресении Господа Иисуса из мертвых, исполнилось нам (см. Деян. 13:32-33). И еще кому когда из ангелов сказал Бог: Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном? Это выражение взято святым Павлом из Второй книги Царств, и также в прообразовательном значении отнесено к Иисусу Христу. В контексте оно имеет следующий смысл. Давид царь хочет устроить Господу храм, и получает от пророка Нафана одобрение. Но в следующую ночь Иегова является Нафану и повелевает ему идти к царю Давид, и сказать ему, что не он, а сын его построит храм Ему: той (твой сын) созиждет дом имени Моему, и управлю престол его до века. Аз буду ему во Отца, и той будет Ми в сына (2Цар. 7:13-14). Святой Павел, по внушению того же Святого Духа, Который изрек Нафану и Давиду приведенные слова, прилагает их прообразовательно к Иисусу Христу, как основателю живого храма Господу - Святой Церкви, и как в собственном смысле, Сыну Божию.

Отличаясь от ангелов именем, Иисус Христос отличается от них по Своей власти и силе, которые Он вместе с именем унаследовал от Бога.

Это святой Павел подтверждает далее опять ветхозаветными свидетельствами.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible