Скрыть
Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими

Учениями различными и сектами чуждого голоса, то есть учениями священников и их десятинами, не увлекайтесь: ибо хорошо благодатию укреплять сердце наше, то есть утверждаться на новом Евангелии, а не на различении священнических яств, кои не принесли никакой пользы проводившим такую жизнь, то есть соблюдавшие эти установления о пище не получали чрез них очищения и жизни.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь

Различными, то одними, то другими, и от одних и от других, но чуждые правому догмату. Ибо учение может быть различным, однако не чуждым, а потому и нефальшивым. Когда же учения различны, то есть от одного - одно, а от другого - иное, тогда и чужды, то есть чужды истины, тогда и необходимо беречься. Ибо истина проста и имеет цель одну. Обрати внимание на выражение не увлекайтесь, - говорит как бы о тех легкомысленных, кои и здесь и там легко увлекаются.

Ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими

Вот - странные учения. Намекает на вводящих иудейскую привязанность к брашнам. Итак, говорит, что благодатью, то есть верой, нам необходимо утверждаться и вполне убеждаться, что нет ничего нечистого, но верующему все чисто. Итак, потребна вера, а не наблюдение за яствами. Ибо занимающиеся яствами, то есть те, кои всегда следовали строгому соблюдению правил о еде, не приносили никакой пользы для души, так как они чужды веры и рабски служат бесполезному закону. И вообще, говорит, какую пользу они получали от наблюдения за яствами, когда так были осквернены, что не могли участвовать в жертвоприношениях.

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О причащении
 

Сектанты говорят: Евр.13:9: хорошо благодатью укреплять сердце, а не яствами.

Православный ответ: Причащение у нас не насыщение, а благодатное питание, о нем и говорится в Евр.13:10.

Оружие правды

Евфимий Зигабен (†1118)

Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими

В научения странна и различна не прилагайтеся

(Не вдавайтесь в научения) не только «чуждыя» хорошо известной вам истинной проповеди, но и между собою несогласныя и взаимно противоборствующая. Этим он намекает на учения, вводящие (в жизнь христиан) иудейское наблюдение касательно снедей.

Добро бо благодатию утверждати сердца, не брашны

Хорошо укреплять сердце, для достижения полной уверенности относительно своего спасения, в благодатном даре веры, чтобы иметь этот дар и веровать без всяких сомнений, а не в строгом наблюдении снедей: ибо для спасения нужна вера, а не тщательное наблюдение касательно снедей.

От нихже не прияша пользы ходившии в них

Ходившие в них, в различии этих снедей полагавшие весь порядок жизни. Зорко следившие за соблюдением их «не прияша пользы», как относительно очищения души от грехов, так и достижения нравственнаго совершенства. Ибо «брашно, говорит, не поставляет нас пред Богом» (1 Кор. 8:8). Все чисто по вере, и одна есть скверна, это – грех. Или: «не прияша пользы» – по отсутствию в них веры: ибо речь здесь о неверующих. А так как Апостол своим пренебрежением наблюдения (за снедями) мог подать повод думать, что у нас (христиан) нет никаких подобных наблюдений, то он далее говорит, что и мы в снеди имеем соблюдение, только гораздо высшее иудейскаго. Говорит он о таинственной жертве Тела Господня.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими

«Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь» Желает, чтобы они не увлекались не только чуждыми, но и различными учениями; он знал, что от тех и других происходит гибель для увлекающихся (Злат.). - «Хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами…» Здесь он намекает на тех, которые, исходя из своих странных учений, наблюдали суеверное различие яств. Для веры все чисто; нужна вера, а не яства (Злат.).

священник Николай Рудинский (†1937)

Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.

Известно, что не все жертвы, приносимые евреями по закону, в храм, сожигались на алтаре и отдавались жрецам, а часть их, и кровавых (некоторых) и бескровных, отдавалась принесшим их, с ними те отправлялись потом в свои дома, приглашали родных и знакомых, и вкушали их, как освященные на алтаре. И христиане имели свои религиозные собрания, на которых после молитв и песнопений, освящалась бескровная жертва Тела и Крови Христовых. Ею приобщались собравшиеся верующие, и после этого садились за общую трапезу - вечерю любви, на которую приносили кто что может. Неверующие иудеи учили, что их собрания, от вкушения жертвенных яств, превосходнее христианских, потому что имеют более освятительной силы, именно от жертвенных яств. Поэтому некоторые из христиан-евреев оставляли христианские собрания, предпочитая им ветхозаветные, неверующих иудеев (см. Евр. 10:25). Святой Павел и пишет христианам: не увлекайтесь различными учениям, и чуждым и нашей религии - Христовой. Весьма спасительно укрепляться христианам благодатными средствами, дарованными нам верою в Господа Иисуса Христа, каково, например, приобщение Тела и Крови Христовых, бываемое на христианских собраниях, а не яствами жертвенными, от которых самые усердные почитатели их не получили никакой пользы для очищения души от грехов и угождения Богу (ср. Кол. 2:16-17). Жертвой же Христовой очищаются все грехи, но только верующих в Него.
 
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible