Новий Заповіт: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Тому закон утратив силу, ніде не панує право; грішник обступає праведника, тому й виходить право кривим.
Святые отцы
Прочие
Иероним Стридонский, блж. (†420)
И совершался суд, и возникла вражда сильнейшая; поэтому растерзан был закон и суд не был доведен до конца: ибо нечестивый превозмогает против праведного, отчего и выходит суд превратный
До настоящего места пророк или народ говорит Господу, что против него происходил суд не по справедливости, а по насилию, и решение он получил, ни в чем не соответствующее закону или правде. Посему и самый суд не имел конца своего; а конец или цель суда заключается в том, чтобы судить справедливо. А почему он осмеливается говорить так, это он показывает в следующих словах, говоря: Ибо нечестивый Навуходоносор одержал верх против праведного Иуды (4Цар. 24) и это – причина, по которой, по словам его, суд не доведен до конца: ибо он был неправый и развращенный; почему и праведный царь Иосия будет убит царем Египетским (4Цар. 23), а Даниил, Анания, Мисаил и Азария будут в рабстве (Дан. 3); и будет повелителем владыка Вавилонский, а Валтасар, окруженный непотребными женщинами и наложницами своими будет пить вино из сосудов Божиих (Дан. 5). Так говорит пророк о положении дел в дни своей жизни (ибо мы следуем, – как ты однажды выразил желание, – простоте исторического рассказа).
С другой стороны согласно смыслу перевода LХХ здесь говорится об общей жалобе святых людей к Богу, почему против них совершается суд несправедливый, и они во время преследований проливают кровь неповинную; и при этом, но если они когда-либо предстают пред судищем судей своего времени, то судья, получив подарки, осуждает невинного и оправдывает виновного. Это также может быть отнесено не только к судьям века сего, но иногда даже и в предстоятелям церквей, – именно: что за подарки они растерзывают закон и не доводят суда до конца, а нечестивый одерживает перевес над праведным, так что на суде больше защищается грех человека богатого, чем правда бедного. От этого и происходит жалоба, что суд бывает извращенным. Но мы не должны смущаться несправедливостию такого порядка вещей, видя, что и в начале Мира нечестивый Каин убил праведного Авеля (Быт. 4), и позднее Исав господствовал в доме отца, изгнав из него Иакова (Быт. 28), а Египтяне обременяли потомков Израиля выделкою глины и кирпичей; так же как и Господь наш, против Которого ныне выражается жалоба, был распят Иудеями, а разбойник Варавва был отпущен на свободу. Мне было бы недостаточно целого дня, если бы я захотел исчислить, сколь много в этом мире от превосходства в силе нечестивых происходит угнетения для праведных.
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Сего ради разорися закон, и не производится в совершение судъ: яко нечестивый преобидитъ праведнаго, сего ради изыдетъ суд развращен
См. Толкование на Авм. 1:3
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст.1 Пророческое видение, которое видел пророк Аввакум.
непосредственно за сим присовокупил:
Ст.2. Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь?
Ст.3. Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия?
Видением (λήμμα) называет восхищение ума, и от дел человеческих прехождение к откровению Божественному. Поэтому, если Пророк сказанное выше изрек по действию Духа; – то, очевидно, не сам он страдал недоумением, но обнажает струп у болезнующих оным, и прилагает врачевство. А потому присовокупляет к сказанному, и говорит:
Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор.
[ц.-сл. - Противу мне бысть суд, и судия вземлет]
то есть, судящие продают справедливость на деньги, и не прилагают никакой заботы о хранении законов.
Сие-то и выразил Пророк в присовокупляемом:
Ст. 4. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный
Сказал же сие о поступающих беззаконно в Иерусалиме; потому что Израиль, порабощенный Ассириянами, жил уже в земле чужой.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 2-4 Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный
Сетования или жалобы пророка Богу на безнаказанное господство неправды и нечестия в стране
Изображаемые здесь сетования пророка в обращении к Богу завета - Иегове вызваны были, по мнению некоторых иудейских толкователей, а также блаженного Иеронима, и некоторых новых комментаторов (Philippson, Maurer, Rosenmuller, Ewald и др. ), ожидаемыми или уже и фактически совершавшимися насилиями вавилонян или халдеев в Иудее. «Пророк, говорит блаж. Иероним, вопиет против Бога относительно того, почему Навуходоносор будет разорять храм и Иуду, почему Иерусалим будет подвергнут разрушению, хотя он - город Божий. Почему пророк взывает, но Бог не выслушивает его? он вопиет к Господу угнетаемьй халдеями, но не получает спасения?» (с. 133) «нечестивый царь Навуходоносор одержал верх против праведного Иуды (4Цар XXIV)… и праведный царь Иосия будет убит царем Египетским (4Цар XXIII), а Даниил, Анания, Мисаил и Азария будут в рабстве (Дан III), и будет повелителем владыка вавилонский» (с. 135). В пользу такого понимания новые его сторонники указывают, что слова, встречающиеся в ст. 2 и 3: хамас, насилие, и амал, притеснение, встречаются и ниже в ст. 9 и 13, где они бесспорно означают тиранические действия халдеев. Но кроме этих слов в рассматриваемом отделе в ст. 3 пророком употреблены еще слова рив, тяжба, ссора, и мадон, брань, раздор; кроме того в ст. 4 говорится о том, что потерял силу закон, тора - очевидно, Моисеев закон, что не побеждает правда, что суд происходит превратно: все эти черты, вне всякого сомнения, приложимы единственно к внутренней жизни народа Иудейского, как народа положительного закона, тора, притом грешившего частыми отступлениями от последнего, - и, напротив, совершенно неприменимы к халдеям - народу, не признававшему никакого другого закона, кроме своей собственной воли (ст. 7:) и силы, обоготворяемой им (ст. 11, ср. ст. 16). Притом, если бы согласиться с опровергаемым нами толкованием ст. 2-4, то последующее, ст. 5-10, возвещение о нашествии халдеев, как событии совершенно новом и невероятном, и подробное описание их не имели бы смысла, оставаясь совершенно непонятными. Напротив, при объяснении ст. 2-4 относительно внутреннего разложения религиозно-нравственной и правовой стороны жизни самих иудеев, современных пророку, вполне понятно, прежде всего, общие отношение этого отдела к последующему ст. 5-11: это - отношение причины к следствию, преступления и наказания; затем, в частности, упомянутая одинаковость названий (хамас, амал) преступлений иудеев и образа действий халдеев, глубочайшим образом основывается на идее соответствия между божественным возмездием и грехом, его вызвавшим, по слову Премудрого: «ими же кто согрешает, сими и мучится» (Прем XI:17) грех Иудеев состоял в притеснениях, в разных видах попрания закона (ст. 2-4), в том же имела состоять и кара Божия в виде нашествия и насилия халдеев (ст. 5-11), подобно как и этих последних за их безбожные притеснения народу Божию (ст. 12 и д.) ожидала, по суду Божию, подобная же пагубная участь (гл. II). См. у проф. Голубева, с. 699-7:01 прим. Таким образом, пророк Аввакум в ст. 2-4, подобно пророку Михею (гл. VII), выражает свою глубокую скорбь по поводу господствующего в его народе нечестия в общественной жизни. Как глубоко верующий член теократического общества, больше того - как Богопоставленный страж теократии (ср. II:1), пророк в святой ревности за «оцепеневший» (евр. пуг) как бы закон, за попранную правду Божию (ст. 4). с молитвенным дерзнопением (подобно псалмопевцам, напр. Ис XXI:2 гл. LXXXVII:15 сл.) взывает к Богу о давно ожидаемом им Божественном вмешательстве в жизнь его сограждан, не отвечающую Божественному закону. Конечно, пророк жалуется на общее направление жизни, а не на отдельных нечестивцев, тем менее - наличных своих притеснителей.
архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)
Пророк называет свое пророчество: «таза» (видение) – бремя; потому что он возвещает тяжелый суд над народом Завета и над мирскою властью.Он начинает свою речь тем, что от имени всех благочестивых людей обращается к Богу с жалобным воплем о помощи против нравственно-растленных сынов Израиля,злодействующих в Иерусалиме: «Доколе, Господи, я буду взывать, – взывает пророк, – и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь?». Такого рода положение, когда беззаконное направление давно уже господствует, а Бог между тем как бы не обращает на это своего карательного взора, представляется пророку противоречащим святости Божией, и вот он под влиянием такого сознания с недоумением вопрошает Бога: «для чего даешь» так долго «мне видеть злодейство и смотреть», как бы хладнокровно, «на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор».И от этого являются самые печальные последствия: Богооткровенный «закон», долженствующий быть душою общественно-государственной, религиозно-богослужебной и домашней жизни народа, не действует, он «потерял силу», и «суда», этого объективного права в жизни государственной и народной, «правильного нет»,на место его выступает «суд превратный»,поскольку «нечестивый одолевает праведного».