Скрыть
Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, – все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге.

Святые отцы

Прочие

Иустин Философ, мч. (†165)

Ст. 23-24 Истребилось всякое существо, которое было на поверхности [всей] земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге. Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней

Вы [иудеи] знаете… что у Исаии Бог сказал Иерусалиму: «во время потопа Ноева Я спас тебя». Эти слова Бога означают, что в потопе совершилось таинство людей спасаемых. Ибо при потопе праведный Ной и прочие люди, то есть его жена, трое сыновей и их жены, составляя числом восемь человек, были символом того дня, в который наш Христос явился, восставши из мертвых, и который есть по числу восьмой, но по силе всегда первый. Христос, рожденный прежде всякой твари (Кол. 1:15), сделался также началом нового рода, возрожденного Им посредством воды, и веры, и дерева, содержащего таинство креста, подобно тому, как Ной спасся на древе, плавая по водам с семейством своим. Поэтому когда пророк говорит: «во время Ноя Я спас тебя», то это, как я заметил, Бог говорит к народу, который подобным образом верен Ему и имеет эти символы. Ибо и Моисей с жезлом в своей руке провел через море ваш народ. Вы же думаете, что это было сказано только о вашем народе или земле. Но Писание говорит, что вся земля была потоплена и вода поднялась выше гор на пятнадцать локтей. Так что очевидно: Бог говорил это не вашей земле, но народу, повинующемуся Ему, для которого Он и приготовил успокоение в Иерусалиме, как было прежде показано всеми символами при потопе. Я разумею, что посредством воды, и веры, и дерева те, которые приготовились и раскаиваются в своих грехах, избегнут грядущего суда Божия.

Разговор с Трифоном Иудеем

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 11, 16-17, 21, 23 По исполнении семи дней в шестьсотное лето в житии Ноеве, втораго месяца, в двадесять седмый день месяца… разверзошася вси источницы бездны великой, и хляби небесныя отверзошася… и затвори Господь Бог Ноя отвне, чтобы при разлитии вод никто не смог сокрушить дверь ковчега и войти в него. И бысть потоп… И умре всякая плоть. И оста Ное един и иже с ним в ковчезе. Источники бездны и небесные хляби отверсты были сорок дней и ночей, и ковчег плавал по волнам сто пятьдесят дней.

Толкования на священное Писание. Книга Бытия

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Ст. 23-24 Истребилось всякое существо, которое было на поверхности [всей] земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге. Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней

Приведу в качестве примера одно свидетельство. Читая историю святого Ноя, чудесно спасшегося в ковчеге вместе со всем, что было с ним, от потопа, который истребил нечестивых, все понимают, что это значит: Господь, заботясь о праведности и ненавидя нечестие, благочестивых сумеет избавить от искушения, а нечестивцев подвергнет справедливой каре… При духовном разумении этот же текст оказывается исполненным еще более священных тайн. Ибо ковчег означает вселенскую Церковь, воды потопа - крещение, чистые и нечистые животные - духовных и телесных людей, пребывающих в Церкви, а выструганные и просмоленные бревна ковчега - учителей, укрепленных благодатью веры. Ворон, вылетевший из ковчега и не вернувшийся, означает тех, кто после крещения становится отступником; ветка оливы, принесенная в ковчег голубкой, - тех, кто крещен вне Церкви, то есть еретиков, однако имеющих тук любви и потому удостоенных благодатью Святого Духа воссоединиться со вселенской Церковью. Голубка, вылетевшая из ковчега и не вернувшаяся, есть символ тех, кто отрешился от телесных уз и устремился к свободному свету небесной отчизны, чтобы никогда более не вернуться к трудам земного странствия.

О скинии

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Ст. 21-23 И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, - все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге

И здесь истребление живущих на суше описывается с таким напряжением, которое не позволяет ослаблять или ограничивать знаменования заключительных слов: остался только Ной, и что было с ним в ковчеге.

Толкование на Книгу Бытия

Георгий Константинович Властов (†1899)

Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, - все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге

Библия в еврейском тексте говорит, что истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; текст LXX прибавляет «всей земли». Эта разность текстов давала повод ко многим соображениям. Из них любопытна очень смелая догадка Ленормана, которую мы и приводим здесь, не придавая, однако ж, ей особенного значения потому именно, что это не более, как только догадка, не имеющая притом для себя прочной опоры. Существует мнение, что библейский рассказ о потопе относится исключительно до рас, обитавших в Месопотамии, и это мнение основывается преимущественно на еврейском тексте Библии, которая, как говорит Шебель, называет погибшую расу Хаадам, не упоминая вовсе о Гоим, хотя это разделение уже существовало между потомками Адама. Священный Писатель, говоря о Каине (Быт.4:16), говорит, что он «пошёл (вышел) от лица Господня», т. е. его потомство предоставлено было самому себе, но потоп был наведён на землю грехами избранного общества «сынов Божиих», «детей Иеговы» и потому должен был поразить исключительно их. Ещё замечательно в повествовании о потомстве Каина выражение об Иавале (Быт.4:20): «он был отец живущих в шатрах со стадами». Еврейская фраза (говорит Ленорман) выражает настоящее, т. е. даёт понять, что живущие в шатрах во времена Моисея суть потомки Иавала. Кроме того, по хронологии текста Семидесяти выходит, что Мафусаил жил ещё 14 лет после потопа. Блаж. Иероним в своих «Еврейских вопросах о кн. Бытия» указывает, что в его время текст этот представлял предмет многих споров и сомнений. Вследствие вышеприведённых оснований многие считают чёрную расу (у которой, между прочим, не сохранилось предания о потопе) остатками каинитов; к этим же оставшимся от потопа расам причисляют и многие туранские племена, которые были первыми на земле металлургами, и считают их прямыми потомками сына Ламеха, Тубалкаина; они именовались впоследствии аккадами (горными жителями) и внесли в Халдею свои особенные шаманские верования и культ стихийных духов, отличающихся безобразием. По этой - впрочем, очень смелой - догадке разрешаются многие сомнения относительно находимых в четвёртой эпохе костей, а в третичной эпохе - следов человека, который мог быть и допотопным обитателем земного шара. Заметим впрочем, что, и не допуская этой догадки, можно с достоверностию предположить, что человек третичной и четвёртой геологической формации, найденный в Европе, есть допотопный человек, откочевавший рано из своей семьи и дошедший в ряду многих допотопных веков до материка Европы. Мы, с своей стороны, заметим, что приведённой нами догадки Ленормана противоречат многие выражений той же VII гл. книги Бытия, напр.: покрылись водою все высокие горы, какие есть под всем небом (Быт.7:19); лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле (Быт.7:21); умерло на суше всё, что имело дыхание духа жизни (Быт.7:22); и остался только Ной и что было с ним в ковчеге (Быт.7:23); вода была на поверхности всей земли (Быт.8:9).

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 21-23 И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, - все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге

Весь этот библейский раздел выразительно и сильно показывает, в каком смысле должно понимать всемирность или универсальность потопа; она состояла именно в том, что воды потопа истребили буквально все живое «на поверхности земли» - от человека до скота и гадов и птиц, - кроме, разумеется, спасенных в ковчеге. Следовательно, рассматривая библейский потоп с точки зрения его результатов, мы должны признать его всемирным, так как он уничтожил всю жизнь всего мира.

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

14 Паремия, положенная на вечерне в четверток третьей седмицы Великого поста (Быт 7:11–24, 8:1–3). В сей паремии содержится описание потопа в его на­чале, продолжении и начинающемся прекращении.

Ст. 21-23 И умре всякая плоть движущаяся по земли птиц и скотов и зверей, и всякий гад движущийся на земли, и всякий человек, и вся елика имут дыхание жизни, и все еже бе на суши умре. И потребися всякое востание [существо], еже бяше на лицы всея земли, от человека даже да скота и гадов и птиц небесных, и потребишася от земли: и оста Ное един, и иже с ним в ковчезе

Хотя потоп был послан на землю собственно за грехи людей, но чтобы люди видели, как тяжка их вина, казнь за нее распространена на несмысленную тварь. Казнь эта тем поразительнее, что от нее погибло несметное множество животных. Род человеческий, как произшедший от одной четы, не мог в течение двух тысяч с небольшим лет до потопа распространиться по всему лицу земли.

По свидетельству геологических данных, люди до потопа даже в Европе не успели расселиться, не говоря о других более отдаленных частях света.

По сотво­рении быв поселены в одной избранной местности, люди из нее, как из средоточия, могли расселяться по земле только постепенно, мало-помалу. Но животные буквально наполняли всю землю, потому что и сотворены были вдруг в огромном количестве; в истории о сотворении их не сказано, чтобы каждый род их явился на свет только в одной чете, и притом в одном месте, а сказано прямо, например, о животных сухопутных: «да изведет земля душу живу, четвероногая и гады и звери земли по роду бысть тако» (Быт. 1:24), т. е. на всей земле, без всякого ограничения местом, показались животные и без сомнения во многих однородных четах. Понятно, в каком огромном количестве они должны были расплодиться ко времени потопа. Но во время потопа «умре всякая плоть движущаяся по земли», – «умре» не только в местах обитания человека и вместе с человеком, но и в отдаленных от него местах, за десятки тысяч верст от его обитания, куда не досягала до них власть человека. Видно, тяжка была вина человека пред Богом, когда надлежало осудить за нее на погибель несмысленную тварь, и когда от этой погибели не могли спасти ее громад­ные расстояния, отделявшие ее от человека.

Толкование на паремии из книги Бытия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible