Скрыть
В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились;

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 11, 16-17, 21, 23 По исполнении семи дней в шестьсотное лето в житии Ноеве, втораго месяца, в двадесять седмый день месяца… разверзошася вси источницы бездны великой, и хляби небесныя отверзошася… и затвори Господь Бог Ноя отвне, чтобы при разлитии вод никто не смог сокрушить дверь ковчега и войти в него. И бысть потоп… И умре всякая плоть. И оста Ное един и иже с ним в ковчезе. Источники бездны и небесные хляби отверсты были сорок дней и ночей, и ковчег плавал по волнам сто пятьдесят дней.

Толкования на священное Писание. Книга Бытия

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 11-12 В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей

Смотри, какое снисхождение употребляет святое Писание и здесь, как обо всем оно говорит по-человечески. Не то, чтобы были хляби на небе, но Писание выражается обычными у нас словами, как бы так говоря: Господь только повелел – и вода тотчас повиновалась велению Создателя, и, стекаясь со всех сторон, потопила весь мир. А что Бог навел потоп в сорок дней и ночей, и это опять служит величайшим свидетельством Его человеколюбия. По великой Своей благости, Он хотел, чтобы хотя некоторые из них вразумились и избегли всеконечной погибели, видя пред глазами у себя и смерть своих ближних и угрожающее им самим бедствие. Можно, в самом деле, думать, что в первый день потонула уже значительная часть людей, во второй еще более; точно также и в третий и в остальные дни. Вот почему Бог и назначил продолжаться потопу сорок дней и сорок ночей, чтобы отнять у них всякий повод к оправданию. Если бы Он восхотел и повелел, то мог бы потопить все в одно мгновение; но, так как Он внимал Своему человеколюбию, то и назначил такую продолжительность времени.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 25

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 10-12 Чрез семь дней воды потопа пришли на землю. В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей

Теперь посмотрим, каким образом можно с очевидностью доказать, что годы, насчитанные в продолжительной жизни тех людей, были вовсе не настолько коротки, чтобы десять их составляли один наш, а были столь же продолжительными, как и наши, образуемые круговым обращением солнца. На шестисотом году жизни Ноя, по словам Писания, произошел потоп. Если те годы были такими короткими, что десять их составляют один наш, то есть каждый из них состоял из тридцати шести дней, то почему тогда написано: Чрез семь дней воды потопа пришли на землю. В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в двадцать седьмой день месяца (Быт. 7:10-11)? Ведь такой малый год (если он по древнему обычаю носил имя года) или вовсе не имел месяцев, или же, чтобы он мог иметь двенадцать месяцев, каждый месяц его должен был состоять из трех дней. Почему же тогда было сказано: во второй месяц, в двадцать седьмой день месяца, если не потому, что месяцы тогда были такими же, как и теперь? Ведь иначе каким бы образом говорило Писание, что потоп начался в двадцать седьмой день второго месяца?

О граде Божьем

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились

Изображение потопа в его возрастании отличается полнотою и живостью, соответствущей величию предмета. В оном представляется время потопа, начинающегося в шестисотом году жизни Ноевой, во втором месяце, в семнадцатый день месяца. Дееписатель не показывает, откуда считает он здесь второй месяц. Год же у евреев начинался двояко: гражданский — ближайший к осеннему равноденствию новолунием и месяцем тиcри (Исх. 23:16; Исх. 34:22), а церковный — ближайшим к весеннему равноденствию новолунием и месяцем нисан (Исх. 12:1-2). Но как употребление сего последнего года не восходит далее исхода из Египта, то первый остается единственным для древнейших времен повествования Моисеева (Jos. Antiq. L. I с. 4). Посему начало потопа должно полагать в последней половине осени, во время и обыкновенно дождливое во многих странах.

Причины потопа в природе: разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились. Источники великой бездны суть все пути, по которым воды, собранные при образовании земли в определенные собрания, могут устремляться паки на сушу (Втор. 8:7; Пс. 32:7). Окна небесные отворенные означать могут облака, проливающие дождь в столь необыкновенном количестве, по которому он уподобляется стремлению вод, когда вдруг отнимаются преграды их удерживания (Мал. 3:10).

Толкование на Книгу Бытия

Сальвиан Марсельский (†480)

Ст. 10-12 Чрез семь дней воды потопа пришли на землю. В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей

Что же потом? Писание говорит: разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей (Быт. 7:11-12). И далее: лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле (Быт. 7:21). И наконец: Остался только Ной и что было с ним в ковчеге (Быт. 7:23). Итак, хочу спросить тех, кто полагает, будто Бог не интересуется человеческими делами: не думают ли они, что в то время Бог заботился о земных делах и судил их?

О правлении Бога

Георгий Константинович Властов (†1899)

В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились

Некоторые писатели полагали, что потоп должен был начаться в апреле, на том основании, что священный год начинается с пасхального месяца Авива (мартовское полнолуние); но, принимая во внимание, что гражданские годы евреев всегда, даже после учреждения Пасхи, начинаются с осеннего месяца Тисри (время осеннего равноденствия) и что с месяца Авива начинался лишь священный год только со времени Исхода, надобно предположить, что потоп начался в половине ноября. Англ. Библия замечает ещё, что год Ноев должен был быть год солнечный, ибо 150 дней потопа (Быт.7:24) представляют собою пять тридцатидневных месяцев, которые кончаются 17 числа седьмого месяца, как ясно сказано в Быт.8:4. Солнечный год давно был известен египтянам, и нет причины предполагать, чтобы допотопный мир не знал его; по крайней мере, предания иудеев сохранили воспоминания об астрономических познаниях допотопного мира и в особенности Сифа и Еноса [предания эти сохранены у Флавия Иосифа (Hist. Anc. des Juifs I 3) и в знаменитой апокрифической книге Эноха, на которую ссылается апостол Иуда (Иуд.1:14); о них упоминает и Георгий Кедрин]. Заметим вместе с Англ. Библией необычайно интересное и таинственное совпадение. Если принять, что потоп начался во второй месяц года, начинающегося с месяца Тисри, то ковчег останавливается на Арарате 17 числа месяца Авива, 17 же Авива израильтяне перешли Чермное море после совершения Пасхи и, наконец, 7 Авива Господь наш Иисус Христос воскрес из мёртвых.

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 10-11 Чрез семь дней воды потопа пришли на землю. В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились

Начало, возрастание и продолжение потопа

«во второй месяц, в семнадцатый день месяца…» У евреев было два года: один - священный, начинавшийся с месяца нисана (март-апрель), другой - гражданский, начинавшийся с месяца тишри (сентябрь-октябрь). Более определенные указания на существование первого начинаются лишь с эпохи Моисеева законодательства (Исх. 12:2; Исх. 13:4; Исх. 23:15; Втор. 16:1), почему ученые обычно и думают, что в раннейшую эпоху существовало лишь одно, гражданское время исчисления, начинавшееся со времени осеннего равноденствия (Иос. Флав., раввин Кимхи, Розенмюллер, Кейль и др.). Основываясь на этом, можно полагать, что потоп начался семнадцатого мархешвана, что, по нашему исчислению, падает на самые первые числа ноября месяца.

«источники великой бездны…» Этим именем, очевидно, обозначена вода, заключенная внутри земной коры, которая, вероятно, особым действием вулканических сил в громадном количестве вышла на поверхность.

«окна небесные отворились…» Это - наглядный и сильный образ ниспадения обильных дождевых потоков, находящийся в полном соответствии с библейским воззрением на самую небесную твердь, которую семиты представляли себе в форме сплошного шатра или крова, распростертого над землей (Быт. 1:7).

Толковая Библия

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

14 Паремия, положенная на вечерне в четверток третьей седмицы Великого поста (Быт 7:11–24, 8:1–3). В сей паремии содержится описание потопа в его на­чале, продолжении и начинающемся прекращении.

Бысть в шестьсотное лето в житии Ноеве, втораго месяца, в двадесять седмый день месяца, в день той разверзошася вси источницы бездны, и хляби небесныя отверзошася

«Шестьсотное лето» Ноева жития падает на 2256 год от сотворения мира, на 3252-й до Рождества Христова. «Втораго месяца, в двадесять седьмый день месяца» - Быто­писатель, определяя время года, когда началася потоп, имеет в виду не церковный год, который установлен в Ветхом Завете не раньше исхода евреев из Египта и начи­нался ближайшим к осеннему равноденствию новолунием, по нашему после 10-го марта (Исх. 12:1-2), а год граж­данский, который начинался в ближайшее после осеннего равноденствия новолуние, по нашему после 10-го сентября (Исх. 13:16, 34:22). Посему под вторым месяцем года потопного должно разуметь часть нашего октября и нояб­ря, а 27-й день второго – это один из дней нашего нояб­ря, – какой именно, неизвестно, потому что неизвестно, в какой день было в тот год новолуние. «В день той разверзошася вси источницы бездны, и хляби небесныя отверзошася» - причиною потопа было устремление на зем­ную поверхность вод с двух противоположных сторон – снизу и сверху. Снизу разверзлись вси источницы бездны, т. е. открылись проходы для воды из подземных огромных вместилищ ее. Существование их доказывается холодными вулканами, нередко случающимися после землетрясений затоплениями огромных пространств водами, выступив­шими из земли (Например, в древние времена затоплена местность Содома и Гоморра, в недавнее время затоплена на несколько десятков верст равнина близ Байкала.), искусственно просверленными колодца­ми, дающими воду даже в Сахарской степи. Подземные вместилища воды, по наблюдениям естествоиспытателей, столь огромны, что в сравнении с ними вся видимая нами и измеряемая вода так же незначительна, как вся видимая нами суша незначительна в сравнении с объемом всего земного шара. Эти наблюдения подтверждаются и исто­рией сотворения земли. По свидетельству бытописателя, земная планета, прежде чем на ней открылась суша, вся покрыта была водой, которая уже в третий день творения «собрася… в собрания своя» (Быт. 1:9). Судя по избытку пер­воначальной воды, которой достаточно было для покрытия всей земли со всеми ее горами и холмами, нельзя разуметь под этими «собраниями» только известные нам моря и реки. Куда же девался этот избыток? Кроме видимых морей, озер и рек, для него нашлось помещение в подземных хранили­щах, внутреннейших полостях и пещерах. Посему псалмо­певец говорит о земле: Господь «на морях основал ю есть и на реках уготовал [утвердил] ю есть» (Пс. 23:1-2). «Испове­дайтеся Господеви,.. утвердившему землю на водах» (Пс. 135:6). И вот из этих-то подземных вместилищ, заключающих в себе несравненно большее количество воды, чем сколько ее находится на поверхности земной, Господь всемогущею Своею силою извел воды для того, чтобы покрыть ими землю, в наказание обитателей ее, подобно тому, как они покрывали ее до третьего дня творения. Подземные воды, открывши себе всевозможные проходы на земле, под морями и реками, усилили воду морей и рек и подняли ее до необыкновенной высоты. – О воде, устремившейся для потопления земного шара сверху, сказано: «и хляби небес­ныя отверзошася. Хляби небесныя» – это запасы воды в облаках и парах земной атмосферы. По наблюдениям есте­ствоиспытателей, в допотопной атмосфере эти запасы были несравненно обильнее, чем в позднейшее время. Ис­копаемые остатки растений и животных, находимые в по­лярных странах, показывают, что климат здесь был весьма умеренный, подобный климату южной России или север­ной Италии, так что там даже зимою температура не опу­скалась до точки замерзания. Такое состояние температуры, по мнению ученых, зависело именно от того, что тог­дашняя атмосфера несравненно больше насыщена была влагою, чем в позднейшие времена, и дожди ниспадали чаще. Еще большие запасы влаги были в странах, удален­ных от полюсов и близких к экватору. Таким образом, в руках правосудного Господа были готовые естественные средства для потопления земли не только внизу, в источ­никах бездны, но также в нижних и верхних слоях воздуха, насыщенных обильной влагой: по манию Господа она уст­ремилась на землю не в виде дождевых капель и струй, а в виде потоков, о силе которых можно получить понятие по сравнению со стремлением воды, прорвавшей плотину, и опустошающей все попадающееся ей на пути. Это именно значит выражение: «хляби небесныя отверзошася», т. е. воды воздушного неба, дотоле как бы запруженные, проторглись и с силой водопада низринулись на землю.

Толкование на паремии из книги Бытия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible