Скрыть
Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад.

Святые отцы

Прочие

Ипполит Римский, сщмч. (†235)

Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад

Как от колена Иуды рождается Христос, так от колена Дана родится антихрист. А что это так, Иаков говорит: да будет Дан змеем, сидящим на дороге, жалящим пяту коня. Какой же это змей, как не антихрист, обольститель, о котором говорится в книге Бытия, который обольстил Еву и запнул Адама?… (см. Быт. 3:1-15) Что действительно от колена Дана должен родиться и восстать тиран, царь, судия ужасный, сын диавола, об этом объявляет пророк: Дан будет судить народ свой, как одно колено во Израиле (Быт. 49:16). Но кто- нибудь возразит, что это было сказано о Самсоне, который родился от колена Дана и судил народ двадцать лет (см. Суд. 13:2, 15:20). Однако это сбылось на Самсоне только отчасти, а вполне сбудется на антихристе. Ибо Иеремия говорит: От Дана слышен храп коней его, от громкого ржания жеребцов его дрожит вся земля (Иер. 8:16).

Об антихристе

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля

Дан судити имать люди своя, яко и едино из колен. Если потомки Дана судили народ свой, то не паче ли будет судить все народы Тот, Кто от Иуды и Кому принадлежит Царство? Ибо Господь наш стал змием для древнего змия и василиска сатаны, как и медный змий был противопоставлен змиям в пустыне. И поскольку спасение одного человека, хотя бы и велико оно было, не имеет еще большой цены, то Иаков в духе говорит о спасении всех людей: «Ждал я спасения Твоего, Господи».

Ст. 16-18 Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля; Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. На помощь твою надеюсь, Господи

Дан судити имать люди своя. Это - Самсон, который двадцать лет был судьей Израильским. Яко един из племен Израилевых, то есть как один из братьев своих, свободных сынов Иакова. Будет Дан змий над землей, то есть на местах гористых, и уподобится змеям, водящимся в пустынях Синайских, которые поднимают голову свою из земного праха. Василиск на распутии, то есть как идущие по бездорожью боятся горных змей и идущие по проложенной дороге боятся василисков (аспидов), скрывающихся при путях, так Филистимляне будут бояться Самсона, пойдут ли по проложенной дороге или по местам, где нет пробитой стези. Угрызая пяту конску, и падет конник вспять от голода, какой был у Филистимлян, когда Самсон лисицами пожег их нивы. Голод сей подавит их, как конь давит всадника. Не имея хлеба, они падут. И поскольку нет у них надежды, уподобятся упавшим навзничь. Ждал я спасения Твоего, Господи. Или Филистимляне ожидали себе спасения от Господа, когда был у них кивот (ковчег Завета), взятый ими в плен; или говорится это о сынах Дановых; или Иаков разумеет весь Израиль, научая этим, что все, бывшие их спасителями, служили только образом того великого избавления, какое для всех народов совершится истинным Спасителем Иисусом.

Толкования на священное Писание. Книга Бытия

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад

После Иисуса Навина у народа были судьи из разных колен, но был и Самсон из колена Дана, и он судил двадцать лет (см. Суд. 13:2, 15:20). Однако не его подразумевает пророчество, а антихриста, который будет из колена Дана. Этот свирепый судья и страшный тиран будет судить народ, как змей, сидящий на дороге, желая извратить истину, он будет искушать тех, кто идет по пути истины, чтобы они сошли с него. Ведь уязвлять пяту коня означает, что конь, пораженный впрыскиванием яда и укушенный зубом змеи, поднимает свою пяту. Так Иуда предатель, искусившись от диавола, поднял пяту свою на Господа Иисуса (Ин. 13:18; ср. Пс. 40:10), чтобы низвергнуть всадника, Который Сам Себя низвергнул, чтобы воздвигнуть всех. Итак, Он упал, не лицом вниз, будто спящий, но на спину - чтобы, простирая Свои руки от младших поколений людей до старших, Он надеялся на помощь от Господа (Быт. 49:18). Ибо Он знал, что должен воскреснуть, и потому надеялся, что лежащий Адам восстанет.

О патриархах

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 16-18 Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля; Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. На помощь твою надеюсь, Господи

Самсон, судья Израиля, был из колена Данова. Поэтому Иаков говорит здесь следующее: «Я теперь вижу в духе, как твой назорей Самсон отращивает волосы и, перебив врагов, одерживает над ними победу. Потому что, словно змей и василиск, которые препятствуют движению по дорогам, он не позволяет никому проходить через землю Израиля. Но даже если кто-нибудь, необдуманно понадеявшись на свою мощь, словно на резвость коня, захочет вероломно разграбить землю, у него не хватит сил, чтобы спастись бегством». Всё это он говорит посредством метафоры змея и наездника. [А далее:] «Итак, я вижу, что твой назорей очень силён. И поскольку он сам умер из-за блудницы и посредством своей смерти убил всех наших врагов, то я подумал, Боже, что это и есть Твой Сын Христос. Но поскольку он умер и не воскрес, а Израиль был опять уведён в плен, то я буду ждать другого Спасителя мира и моего народа, Которому предназначено прийти, и Он станет Тем, Кого будут ожидать народы (ср. Быт. 49:10 по LXX)».

Еврейские вопросы на Книгу Бытия

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 16-18 Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля; Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. На помощь твою надеюсь, Господи

О Дане

Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля; Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. На помощь твою надеюсь, Господи! (Быт. 49:16-18). Опять прежде всего следует речь о словопроизводстве имени. Дан значит «судия», или «суд». Может показывать в себе и он образ славного и дивного лика святых Апостолов, которые положены были в основание уверовавших и получили право судить, право же это дал им Христос. Так и божественный Павел говорит: Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более [дела] житейские? (1Кор. 6:3.) Таким образом Един Законодатель и Судия, по Писаниям (Иак. 4:12), Христос. Если же за Христа исполняют дело Его Апостолы, и им доверено слово примирения (2Кор. 5:19), то ничего нет странного, если и они будут представляемы как судии по подобию Христа. Восклицал в одном месте и великий Исайя, поставляя в ясность боголепное Царство Христово и проповедь самих святых Апостолов: Вот, Царь будет царствовать по правде, и князья будут править по закону (Ис. 32:1). Ибо издревле царствовали над Иерусалимом происходившие из колена Иудова цари; а для суда назначаемы были заведовавшие Святою Скиниею и получившие жребий священства. Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его (Мал. 2:7). Когда же сень законная как бы сократилась, и чрез Христа введено служение в духе и истинное, тогда мир стал нуждаться уже в более славных судиях, и к этому призваны были Божественные ученики, которые и приняли жребий, принадлежавший законным учителям. Поэтому матери иудеев, то есть Иерусалиму, и говорено было от Бога устами Псалмопевца: Вместо отцов Твоих, будут сыновья Твои (Пс. 44:17), то есть произносящие тебе суд сыны получили место отцов. Господу же нашему Иисусу Христу: Ты поставишь их князьями по всей земле (там же). Это всякий может видеть и приведенным в исполнение. Ибо мы считаем князьями и имеем судиями вселенскими святых учеников, в учении которых высказывается и самое таинство Христово, поскольку они сами суть и раздаятели спасительного слова, и виновники совершаемых действий. Они отделяют, как негодное, то, что бесполезно для воспитываемых ими, и напротив советуют делать то, что полезно. Итак, Дан, сказано, то есть те, которые вообще по времени могли бы быть избраны для суда над языками и народами, будут управлять так могущественно и со столь великою славою, как, без сомнения, могло бы только одно из колен Израилевых. При этом разумеется, думаю, во всяком случае царствующее колено Иудино, а не какое-либо другое. Что почтены и достигли вершины славы со стороны поклонников Спасителя избранные Им в руководителей и учителей всей подсолнечной, в этом как возможно сомневаться? Однако, что начальствование для них не будет совершенно без скорбей, что, напротив, они имели испытывать многие и бесчисленные бедствия, что будут испытывать препятствия и течение апостольства своего найдут не совсем свободным от опасностей, на это Иаков указал как бы в прообразе, говоря: да будет Дан (Быт. 49:17), вместо того, чтобы сказать: будет Дан народ преследующих, как змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня (там же), то есть, предлагая трудные и неизъяснимые учения. Посему укушения ехидн (змей) некоторым образом неизбежно влекут за собою опасность, хотя бы направлены были и на пяту. Ибо сказано оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3:15). Так и на святых Апостолов некоторые делали наветы, доводя их и до самой телесной смерти. И в этом случае они, говорим, подвергаются тому же, чему иногда подвергается и всадник, когда споткнется у него и упадет на задние ноги конь. Ибо при этом всадник также наклоняется назад и, падши на землю, ожидает того, кто бы спас его. И Божественные ученики ожидают времени славы своей и спасения, в каковое время они призваны будут в Царство непоколебимое и вечное, когда воззовет к ним Христос: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25:34). Ибо они течение скончали, соблюли и веру. Поэтому и получат неувядаемый славы венец (Сн.: 2Тим. 4:7-8; 1Пет. 5:4). Если же кто захотел бы, чтоб не против Дана некоторые были как бы в засаде на пути подобно змиям, но чтобы сам Дан делал на других наветы: то мы скажем, что имевшие судить и научать народ книжники и фарисеи наподобие злейших ехидн (змей) нападали на Христа и как бы некоего всадника едущего по голой и узкой тропинке, укусив, нечестиво схватили. Но если и пал всадник, добровольно потерпев телесную смерть, однако Он и воскреснет, имея споспешником и помощником своим Отца. Ибо будучи силою Бога и Отца, Сын сам оживотворил свой храм. Поэтому и говорится, что Он спасен Отцем, когда подвергался опасности как человек, хотя, будучи по естеству Богом, Он сам содержит всю видимую и невидимую тварь в ее благосостоянии. Так разумея, и божественный Павел говорит о Нем: Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею (2Кор. 13:4).

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад

Змий на пути и проч. Сим подобием изображается хитрость потомков Дановых. Примером оной служат деяния Самсона, похищение идолов из дома Михи и завоевание Лаиса (Суд. гл. 14-18).

Толкование на Книгу Бытия

Руфин Аквилейский, пресв. (†410)

Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад

Под тропой понимается более узкая дорога, которая показывает, что он [наш человек] идет не по широкой и просторной дороге, ведущей в погибель, но по узкой и тесной, ведущей в жизнь (Мф. 7:13-14). Он жалит пяту коня, совершая то, о чем апостол Павел сказал: усмиряю и порабощаю тело мое, дабы проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1Кор. 9:27). Он делает так, что всадник падает назад. Ведь он таков, что всегда боится подъемов и высот и предпочитает, чтобы его душа с высоты зла пала к благому смирению, чему он учится у Христа, Который кроток и смирен сердцем (Мф. 11:29). И в особенности следует бояться превозношения преуспевающим. Наконец, даже такой значительный и важный апостол, как Павел, сказал: дано мне жало в плоть, ангел сатаны, чтобы я не превозносился (2Кор. 12:7). Так и душа, вернувшаяся обратно от превозношения и обратившаяся после к смирению Христову, надеется на помощь от Господа (Быт. 49:18).

О благословениях патриархов

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 16-17 Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля; Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад.

Дан значит «суд». Дан был сын наложницы Валлы, поэтому некоторые думают, что Иаков установил для детей наложницы право суда в своём племени наравне с другими племенами: «будет судить народ свой, как одно из колен Израиля». Онкелос думал видеть также предвидение власти судии Самсона из племени Данова (Суд. 15:20). Весьма трудно объяснить, что значит выражение «Дан будет змеем и аспидом». Может быть (как думает м. Филарет), это намёк на хитрость потомков Дановых, выразившуюся в действиях Самсона в похищении идолов из дому Михи и завоевание Лаиса (Суд. 18). Англ. Библия замечает, что первое идолослужение возникло в племени Дана (Суд. 18) и что в VII главе Апокалипсиса племя Дана пропущено. Из этого многие отцы церкви заключали, что Антихрист восстанет из племени Дана (ссылка Англ. Библии на Иринея, V, 30–32; Амвросия De Benedict. Patriarch; Августина In Iosiam quaest. 22; Феодорита In Genes: quaest. 109 etc.).

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 16-18 Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля; Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. На помощь твою надеюсь, Господи

Колену Дана, сына Иакова от наложницы, усвояется равное право с племенами сыновей от Лии и Рахили (то же имеет силу о Гадовом, Асировом и Неффалимовом): оно будет судить (jaden — намек на значение Dan), т. е. управляться самостоятельно и даже влиять на жизнь др. колен, подобно всякому др. колену.

Таргум Онкел., Мидраш и мн. древние и новые толкователи видят здесь указание на данитянина Самсона. Врагов своих колено Даново будет побеждать не столько в открытой борьбе (как Иудино, олицетворяемое в образе льва), сколько тайными засадами и вообще хитростью — свойствами, отличающими в животном царстве змей: «Дан будет змеем и аспидом» (ст. 17). Эти непривлекательные черты племени Данова, исторические данные для пояснения которых с точностью не могут быть указаны (Таргумы и Мидр. относили эти качества к Самсону, др. толкователи к данитянам, захватившем Лаис, Суд. 18:1-29), и неупоминание о колене Дана в Апокалипсисе в речи о запечатленных в каждом колене Израилевом (Откр. 7:4-8) дали основание для предположения многих святых отцов и учителей Церкви, что из колена Данова произойдет антихрист. По мнению блаженного Феодорита, «Дух Божий, предрекший через патриарха о Спасителе нашем, в сем предречении говорит и об антихристе» (отв. на вопр. 112).

Молитвенное воззвание Иакова в ст. 18 имеет или частное отношение к пророчеству о Дане — скорбя о будущем отпадении данитян от веры и благочестия, Иаков поручает их заступлению Божию, или ко всем вообще коленам — с мыслью низвести на них благословение Божье. Восклицание это образует переход от первой группы, в которой главная и центральная фигура — Иуда и его колено, ко второй, где главное значение принадлежит потомству Иосифа, и заключает в себе моление о взаимном мире племен Иуды и Иосифа. Может быть, воззвание это — просто молитвенный вздох умирающего патриарха.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible