Скрыть
Лия зачала и родила сына, и нарекла ему имя: Рувим, потому что сказала она: Господь призрел на мое бедствие , ибо теперь будет любить меня муж мой.

Святые отцы

Прочие

Григорий Нисский, свт. (†394)

Лия зачала и родила сына, и нарекла ему имя: Рувим, потому что сказала она: Господь призрел на мое бедствие; ибо теперь будет любить меня муж мой

Рувим был первородным между родившимися после него, но о родстве с ним тех, кто родился после него, свидетельствовали их внешние черты и сходство с первородным, так что нельзя было не признать их братства, о котором свидетельствовало подобие по виду. Итак, если и мы через единообразное возрождение водою и Духом стали братьями Господа, Который ради нас стал первородным между многими братьями (Рим. 8:29), то следует и нам в чертах своей жизни выражать родство с Ним, поскольку Тот, Который был рожден прежде всякой твари (Кол. 28:16), принял на Себя образ нашей жизни. О каких же чертах Его образа мы узнали из Писания? Как мы многократно говорили, они состоят в том, что Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его (1Пет. 2:22).

Итак, если мы намерены называться братьями Проводника нашего рождения, то мы должны заверять о своем родстве с Ним через безгрешность нашей жизни, чтобы никакая скверна не отделяла нас от соединения с чистотой. Но Первородный есть также праведность, освящение, любовь, искупление и тому подобное (ср. 1Кор. 1:30). Итак, если и наша жизнь будет характеризоваться этими чертами, то мы представим ясные признаки нашего благородства, так что каждый, видя эти черты в нашей жизни, засвидетельствует наше братство с Христом.

О христианском совершенстве

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 31-32 Господь узрел, что Лия была нелюбима, и отверз утробу ее, а Рахиль была неплодна. Лия зачала и родила сына, и нарекла ему имя: Рувим, потому что сказала она: Господь призрел на мое бедствие; ибо теперь будет любить меня муж мой

Заметь и здесь неизреченное человеколюбие Господа, как мало-помалу Он приводит в исполнение обетования Свои. Он сказал: «буду с тобою, сохраняяй тя на всяком пути, аможе аще пойдеши, и возращу тя, и умножу» (Быт.28:15); и теперь все так и устрояет. Чтобы убедиться в этом, послушай, как ясно говорит об этом само божественное Писание: «видев же Господь Бог яко ненавидима бяше Лия, отверзе ложесна ее: Рахиль же бяше неплоды. И зачат Лия, и роди сына Иакову». Замечай благопромыслительную премудрость Божию. Так как одна привлекала к себе благорасположение мужа красотою а другая, лишенная красоты, казалась нелюбимою, то Бог этой последней подает чадородие, а в той заключает утробу: то и другое устрояя по свойственному Ему человеколюбию, чтобы одна имела некоторое утешение от рождаемых ею детей, привлекая к себе любовь мужа, а другая, по причине красоты и благообразия, не восставала против сестры. «И отверзе, – сказано, – ложесна ее». Научись из этого, возлюбленный, что Творец всего есть и правитель всего, и естество возбуждает Он к чадорождению, и что сожитие остается бесплодным, как скоро нет помощи свыше. Для того и сказано: «отверзе ложесна ее», чтобы мы знали, что Сам Господь благоволил даровать Лии силу чадородия, для утешения ее в скорби. Он Сам образует и животворит плод во чреве матери, как и Давид сказал: «восприял мя еси из чрева матере моея» (Пс.138:13). И заметь, как божеств. Писание показывает нам, что Творец природы производит собственною силою и то и другое и возбуждает у одной способность чадородия, а у Рахили удерживает. Он есть Владыка естества, и потому беспрепятственно совершает все. «И зачат, – сказано – Лия, и роди, сына Иакову: нарече же имя ему Рувим, глаголя: яко призре Господь на мое смирение…: ныне возлюбит мя муж мой». Посмотри, как признательна эта жена! Господь, говорит она, видя смирение мое, даровал мне чадо, чтобы ради его я могла быть любима (мужем).

Беседы на книгу Бытия. Беседа 56

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Лия зачала и родила сына, и нарекла ему имя: Рувим, потому что сказала она: Господь призрел на мое бедствие; ибо теперь будет любить меня муж мой

Я хочу дать этимологии имён сразу всех патриархов, чтобы сделать изложение покороче. «И назвала его, – сказано, – именем Рувим, говоря: ибо увидел Господь смирение моё». Ruben (רְאוּבֵ֑ן) переводится как «сын видения».

Еврейские вопросы на Книгу Бытия

Нил Синайский, прп. (†430)

Лия зачала и родила сына, и нарекла ему имя: Рувим, потому что сказала она: Господь призрел на мое бедствие; ибо теперь будет любить меня муж мой

Желаешь знать толкования имен патриархов. Скажу тебе оные. Рувим означает: видящий сын, Симеон – послушание Богу, Левий – прилепленный, то есть прилепившийся к Богу и пребывающий с Ним в единении, Иуда – исповедание, Иссахар – награда святых, Завулон – ночное спасение, Иосиф – прибавление Господне, Вениамин – сын десницы, Дан-суд, Нефеалим – нагнутая ветвь, или молитва, Гад – благоуспешный, или удачный, Асир- богатство, или блаженство.

Письма на разные темы. Акакию Мемориалию

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Лия зачала и родила сына, и нарекла ему имя: Рувим, потому что сказала она: Господь призрел на мое бедствие; ибо теперь будет любить меня муж мой

Рувим. Значит сын призрения.

Толкование на Книгу Бытия

Георгий Константинович Властов (†1899)

Лия зачала и родила [Иакову] сына, и нарекла ему имя: Рувим, потому что сказала она: Господь призрел на мое бедствие [и дал мне сына], ибо теперь будет любить меня муж мой. 

Мы видим, говорит О. Герлах, что в древнейшие времена (между прочим, в Гомере) имена нарекались матерью. Рувим – или правильнее Ре-у-бен – значит: смотрите, сын!, восклицание радости, которое Лия ещё изменяет с незначительною перестановкою букв в Раабеоньи, т. е. Он призрел на моё бедствие (см. евр. текст) (О. Герлах). М. Филарет переводит: сын призрения.

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Лия зачала и родила сына, и нарекла ему имя: Рувим, потому что сказала она: Господь призрел на мое бедствие; ибо теперь будет любить меня муж мой

По обычаю древности (ср. Быт. 4:1) имя первенцу Иакова дает мать его, Лия. Рувим евр. Ruben - вот сын — естественное восклицание радости у матери. Но в тексте стиха дается несколько иная этимология имени, основанная на нередкой в еврейском языке игре слов: raah beani — «призрел (Господь) на мое бедствие». Иудейские комментаторы, обращая внимание на слово (ст. 31) vajiphtach, «и отверз», полагали, что и Лия была совершенно неплодна, и что 12 патриархов родились столь же не вполне естественным путем, как и Исаак, Исав и Иаков.

Толковая Библия

Эмилиан Симонопетрит, архим. (†2019)

Лия зачала и родила сына, и нарекла ему имя: Рувим, потому что сказала она: Господь призрел на мое бедствие; ибо теперь будет любить меня муж мой

Лия - символ деятельной жизни. Вначале тебе нужно принести плоды послушания, смирения, повседневной борьбы, молитвы, в которой ты пока не видишь Бога, получить благословение, родить многочисленных "чад", и уже после того, как ты насладишься появлением на свет одного "чада" за другим, насладишься плодами своей деятельной духовной жизни, ты войдешь в созерцательную жизнь.

Толкование на подвижнические слова аввы Исаии

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible