Скрыть
И нарек имя месту тому: Вефиль*, а прежнее имя того города было: Луз. //*Дом Божий.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 16 Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!

Ст. 18-20 И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. И нарек имя месту тому: Вефиль, а прежнее имя того города было: Луз. И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться

Ст. 22 то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть

И рече Иаков: «Подлинно есть Господь на месте сем, и Он охраняет меня; аз же не ведех». Елей же, который возлия Иаков верху столпа, был взят в соседнем селении или принесен им с собой. И елей, излиянный Иаковом на камень, изображал тайну сокрытого в нем грядущего Христа. И прозва Иаков имя месту тому Вефиль, то есть дом Божий, как и ранее называл он. И положи… обет над камнем, глаголя: аще будет Господь Бог со мною… и даст ми хлеб… и ризы… и камень сей… будет ми дом Божий, и от всех, яже ми даси, десятину одесятствую та Тебе. В камне же изображалась тайна Церкви, которой воздаются обеты и приношения всех народов, вошедших в нее.

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И нарек имя месту тому: Вефиль, а прежнее имя того города было: Луз

Прежде это место называлось иначе. Так как он удостоился видения высоких предметов, то хочет самым названием придать этому месту достопамятность и сделать его знаменательным на дальнейшее время поставив камень вместо столпа, и возлив елей (вероятно, только один елей он и нес с собою, находясь в пути), принес молитву человеколюбивому Богу, исполненную любомудрия.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 54

Иероним Стридонский, блж. (†420)

И нарек имя месту тому: Вефиль, а прежнее имя того города было: Луз

Поскольку он сказал выше: «Как страшно это место. Это не что иное, как дом Божий и врата Неба», теперь он даёт имя этому месту и называет его bethel (בֵּֽית־אֵ֑ל), то есть «дом Божий». Это место раньше называлось luza (ל֥וּז), что переводится как «орех» или «миндаль». Поэтому смешно некоторые полагают, что именем города является еврейское слово ulam (אוּלָם,אלָם) либо elam (אילם), что означает не что иное, как «раньше», или «прежде», или «прихожая», или «притолока», или «дверной косяк» 1).

Еврейские вопросы на Книгу Бытия

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 10-19 Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран, и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. И нарек имя месту тому: Вефиль, а прежнее имя того города было: Луз

Итак, напутствованный от отца благословениями, Иаков отправился в предположенный заранее путь. А что затем случилось с ним, об этом мы можем узнать из самих Священных Писаний. Написано же так: Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран, и пришел на [одно] место, и [остался] там ночевать, потому что зашло солнце. И взял [один] из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его (Быт. 28:10-19). Итак, имя городу, говорим, было: Вирсавии (Кладязъ клятвенный), потому что так написано о нем: В тот же день пришли рабы Исааковы и известили его о колодезе, который копали они, и сказали ему: мы нашли воду. И он назвал его: Шива. Посему имя городу тому Беэршива до сего дня (Быт. 26:32-33). А почему он назван «кладязем клятвенным», о том мы также скажем, если кто хочет знать. Там постановили клятву мира с Исааком вожди Герарские, Авимелех и бывшие с ним. Итак, уходит божественный Иаков из отцовского дома и самого города и удаляется от рода своего. Поэтому он начал страшно унывать; ибо представлял себе, как и естественно, что будет странником и пришельцем и жить будет на чужой земле. Быть может должен будет подчиняться другим и принять на себя необычное иго рабства; потому что необходимо будет уступать власть имеющим и очень благородным. Но тотчас оказывает помощь и Бог, знающий сердца и утробы (Пс. 7:10), и не допускает душе праведника быть подавляемою столь тяжким унынием. Он показал, что множество Ангелов, восходящих и нисходящих, легко спасает преданных Богу. Ибо этому, я думаю, и не иному чему научаем был Иаков чрез сновидения: он чувственно созерцал лествицу, возводящую на небо. А она была знамением схождения и восхождения, хотя и в грубых как бы образах была начертываема. Слышал он также и глас повелевавшего Ангелам и говорившего, что на него перейдет благословение, данное ему от отца. И распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем (Быт. 28:14). Сказал Он также, что и Его самого он будет иметь везде защитником и спасителем. Встав же от сна, немало удивлен был божественный Иаков и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! (ст. 16). Но что хотел он этим обозначить? Каким образом это не достойно было того, чтобы ведать? У древнейших мы найдем лишь совершенно малозначительные мнения о Боге. Они думали, что Божество оставляло всякую другую землю, заключено же было лишь как бы в той одной земле, в которую они и призваны были от Него, оставив свои дома и поднявшись из земли Халдейской. Поелику идолопоклонники, недугуя заблуждением многобожия, каждому из демонов уделяли как бы свою какую-либо страну и, едва не поставляя тиранами поклоняемых в каждом городе демонов, предполагали, что они не могли все быть везде и не должны быть везде почитаемы: то и блаженные патриархи, еще только недавно освободившись от обычаев идолослужения и от заблуждения многобожия, и наученные тому, чтобы покланяться Единому истинному и по естеству Богу, еще не имея совершенных мыслей о Боге, думали, что Он не во всякой земле и не на всяком месте присутствует с ними и защищает их. Итак, научаем был Иаков и, как плод удаления своего из родной страны, имел веру; ибо научился тому, что Божество присутствует на всяком месте и во всякой стране, и что хотя обитает Оно на небе, однако же объемлет и всю землю и наполняет вселенную, и что Ему все подчинено, и духи небесные, получающие от Него повеление восходить на небо и нисходить оттуда, Его имеют главою и начальником. Поэтому-то Иаков и удивился, говоря: Господь присутствует на месте сем; а я не знал! (ст. 16). Подумав же, что камень соделался виновником тех сновидений, он и ему оказал почесть, возливая на него елей. И дом Божий, это врата небесные назвал место сие и взял камень …и поставил его памятником (ст. 17-18).

И это опять пусть сказано будет нами в более грубом смысле повествований. Но должно было сделать тонким то, что в истории кажется грубым. Перенося же предложенное к духовному созерцанию, мы опять скажем то, что новый и верующий народ, умосозерцаемый как бы в начатке, — в святых Апостолах, весьма старался избегать и удаляться от гнева убивающих, разумею иудеев. Переходя же как бы из города в город, он обручал себе общества языческие и очень желал как бы собирать их к себе посредством духовного и мысленного общения, подобно тому как и Иаков стремился к дщерям Лавана, когда Исав наводил страх на него и покушался совершить над ним дикое убийство. Когда же верующий народ успокоился во Христе, который есть камень испытанный, краеугольный, драгоценный (Ис. 28:16; см.: Пс. 117:22; Мф. 21:42), — ибо это, думаю, значит то, что Иаков спал на камне, — то мы научены, что только верующие одни не будут на земле, но будут иметь союзниками и помощниками святых Ангелов, восходящих на небо и нисходящих оттуда. Сам Христос сказал в одном месте: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому (Ин. 1:51). Это, думаю, значит лествица, по которой восходили и нисходили святые духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение (Евр. 1:14). На лествице же утвержден Христос, причем как бы до Него достигают святые духи и Его имеют Начальником, не как подобного им, но как Бога и Господа. Сказал же в одном месте и Давид о всяком человеке, решившемся жить в помощи Вышнего: ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона (Пс. 90:11-13). Ибо мы попрали змиев и скорпионов и наступаем на всю силу вражию, по власти, данной Христом. Так те, которые во Христе, достойны и Боговидения и дерзновенной надежды, что Он будет с ними и защитит их, и везде спасет, и явит плодоносными. И се, Я, говорит Он, с вами во все дни до скончания века (Мф. 28:20). А что и обогатились блаженные ученики, и соделались отцами бесчисленных народов, разумею в вере во Христе и как бы в рождении духовном, это всякому ясно, когда Павел ясно говорит уверовавшим чрез Него: Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием (1Кор. 4:15). Итак, семя их соделалось равночисленным песку; распространилось же и на восток, и на запад, и направо, и налево, разумею юг и север. Но был и камень, как бы в прообразе Христа почитаемый и поставляемый в столп, и обливаемый елеем. Ибо помазан был от Бога и Отца Еммануил елеем радости более соучастников своих (Пс.44:8). Воздвигнут Он также и из мертвых, хотя и снисшедши волею даже до смерти. И это, думаю, значит, что камень поставлен был в столп. Проповедуется же и чрез святых Апостолов, как помазанный от Отца во Святом Духе и воздвигнутый из мертвых Господь наш Иисус Христос, чрез Которого и с Которым Богу и Отцу слава со Святым Духом во веки веков. Аминь.

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

И нарек имя месту тому: Вефиль, а прежнее имя того города было: Луз

И нарек имя месту тому Вефиль. То есть дом Божий. Именем βαιτυλια, которое, очевидно, есть то же, что Вефиль, называли язычники помазанием посвященные божествам камни (Санхониатон у Евсевия: επενοησε θεος Ουρανός βαιτυλια, λιθους έμψυχους μηχανησαμενος). Посему догадываться можно, что не Иаков следовал их обычаю, но их обычай произошел от Иакова.

А прежнее имя города было Луза. Иаков находился не в самом городе, но положение Вефиля означено именем ближнего города потому, что иначе не могло быть означено (см. Нав. 16:2).

Толкование на Книгу Бытия

Георгий Константинович Властов (†1899)

И нарек [Иаков] имя месту тому: Вефиль*, а прежнее имя того города было: Луз. //*Дом Божий.

Вефиль, или Беть-Ель, было место священное, ибо вблизи него Авраам создал жертвенник (Быт.12:7-8;13:4), и, по всей вероятности, это то же место, на котором возлежал (Быт.28:11) Иаков и которое сам Бог впоследствии называет Вефиль, дом Божий (Быт.31:13;35:15). Англ. Библия замечает, что священное место Вефиль находилось в некотором расстоянии от города Луза, также названного Вефилем от имени близлежащей святыни. У Иисуса Навина (Нав.16:2) сделано это различие. По Евсевию и Иерониму место это отстояло от Иерусалима милях двенадцати по пути в Сихем. Станлей (Sinai and Palestine) описывает эту местность как весьма скалистую и покрытую отдельными камнями и блоками, оторвавшимися от гор. Нельзя не упомянуть, «что именем Байтулиа, или Бетилия, которое, очевидно, есть то же, что Вефиль, называли язычники камни, помазанием посвящённые Божествам (Санхониатон; у Евсевия); посему можно догадываться, что… их (язычников) обычай произошёл от Иакова» (митрополит Филарет. Зап. Ч. II, стр. 52). Байтулия, или Бетилы, говорит аббат Бертран (Encyclopedie Theol. de Migne Dict des religions; voir le mot Bethyle), по большей части были аэролиты, которым воздавались божеские почести и которых иногда вопрошали. Они были по большей части овальной формы. Вообще предполагают, что этот род талисманов и само название их «дом Божий» происходят из Сирии. Их называли также финикияне одушевлёнными камнями (Евсевий: Praep. Evangelic). Очень правдоподобно, что вначале чистый и богобоязненный обычай воздвигать камни в воспоминание видения или милости Божией впоследствии перешёл в идолопоклонство и потому впоследствии строго воспрещён (Лев.26:1).

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И нарек имя месту тому: Вефиль, а прежнее имя того города было: Луз

Второй акт Иакова: соответственно упомянутому своему впечатлению он называет место видения именем: Бет-Ель или Вефиль («дом Божий»), между тем как прежнее имя соседнему местечку было: Луз. Вторично и окончательно Иаков утверждает название Вефиль по возвращении из Месопотамии (Быт. 35:15).

Чтение LХХ и слав. Οὐλαμλούς (варианты Οὐλαμμάους, Συλλαμμάους и др. — у Гольмеса). Улам-луз — явно ошибочное соединение еврейских слов ulam (же, прежде) и Luz. Из последующей истории видно, что хананейское имя Луз существовало совместно с еврейским Вефиль: первое употребляет и сам Иаков (Быт. 48:3), а в кн. И. Навина Луз и Вефиль, по-видимому, представляются именами разных местностей (Нав. 16:2; ср. Нав. 18:13). Имя Вефиль, впрочем, известно было и ранее Иакова — при Аврааме (Быт. 12:8; 13:3).

Отголосок этого названия сохранился в известном у финикиян и греков имени Βαιτυλία, Байтилия, каким назывались у тех и др. священные камни, преимущественно из метеоритов и аэролитов, помазанием посвященные божествам. Таким образом, можно предполагать, что этот «обычай произошел от Иакова».

1) Слово אוּלָם встречается в Библии с двумя основными значениями: 1) «крыльцо», «притвор» (3Цар. 7:6) и 2) (обычно в соединении с союзом ו) «а, но, однако», как в данном случае. Вероятно, исходя из общего смысла, что «крыльцо» или «притвор» – это то, что находится впереди, святой отец приписывает слову значение «прежде». Но, в результате, стоящее в конце предложения слово לָרִאשֹׁנָה, которым в действительности и выражается значение «прежде», оказывается избыточным и оставляется без перевода. В то время как у Семидесяти последнее слово передаётся корректно: τὸ πρότερον. Однако в целом Иеронимово замечание о том, что LXX неверно приняли всё выражение לוּז וְאוּלָם за имя собственное Ουλαμλους, хотя название города содержится только в слове לוּז, является вполне уместным.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible