Скрыть
И рече́ Бо́гъ ко Авраа́му: ты́ же завѣ́тъ Мо́й соблюде́ши, ты́ и сѣ́мя твое́ по тебѣ́ въ ро́ды и́хъ.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 9-14 И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой

Ничего другого не требую от вас, кроме послушания и благодарности; а Я все, что обещал, исполню. Но, желая усвоить Себе потомков (Авраама) и сделать их Своим народом, Бог не хотел, чтобы с течением времени, когда они размножатся, они смешались с теми народами, землю которых должны были наследовать; затем, так как впоследствии, по Его предречению, они должны были еще подвергнуться рабству в Египте, то, чтобы и там они не смешались с египтянами, Бог в качестве знамения заповедует праведнику обрезание и говорит: «сей завет, его же соблюдеши между Мною и вами, и между семенем твоим по тебе в роды их: обрежется от вас всяк мужеск пол; обрежете плоть крайнюю вашу». Потом, вразумляя их и всех нас о том, для чего дал такую заповедь, – именно для того, чтобы это было знаком избранного народа Его, Он говорит: «и будет в знамение завета между Мною и вами». Далее назначает и время, когда должно совершать (обрезание). «Младенец, – говорит, – осьми дней обрежется вам,… и домочадец, и купленный», словом – все вообще, живущие с вами, примут это знамение. И всякий, кто не обрежется в назначенный день, «погубится» за то, что разорил завет Мой, преступил заповедь.

Заметь премудрость Господа, как Он, предвидя в будущем развращение сердец их, полагает на них как бы некую узду, дает им такое знамение – обрезание, чтобы обуздать неукротимые страсти их и не допустить их до смешения с языческими народами. Он знал их похотливость и то, что они не воздержатся от животных стремлений, не смотря ни на какие внушения; поэтому, давая им всегдашнее напоминание в знамении обрезания, Он полагает на них это знамение, как бы некоторые узы, назначает им меру и пределы, которых они не должны были преступать, оставаясь всегда в кругу своего племени, и не позволяя себе никакого смешения с другими народами, и таким образом сохраняя чистым семя своего праотца (Авраама), чтобы и обетования Божии могли на них исполниться. И как иной честный и скромный человек, имея невоздержную рабу, обуздывает ее тем, что дает ей ограничительное правило никогда не выходить за ворота своего двора и не показываться проходящим, а часто еще и ноги ее заключает в узы, чтобы хотя таким образом можно было удержать ее неумеренность, – так и человеколюбец Господь полагает на плоть знамение обрезания, как узы на ноги, чтобы постоянно имея при себе такое напоминание, они (евреи) не нуждались уже в наставлении от других. Но неразумные и бесчувственные иудеи хотят и ныне, вовсе безвременно, хранить обрезание, и обнаруживают (тем) в себе детский смысл. Для чего, в самом деле, скажи мне, хотят они ныне обрезываться? Тогда они получили эту заповедь, чтобы не смешиваться с другими нечестивыми народами, а ныне, когда по благодати Божией все (народы) приводятся к свету истины, какая польза в обрезании? Разве отсечение плоти способствует сколько-нибудь свободе души? Не слышали ли они (евреи), как ясно Бог сказал: «и будет в знамение завета», как бы показывая тем, что (только) по великому своему неразумию они имели нужду в таком знамении? Подобное часто бывает и в делах человеческих. Когда мы не доверяем кому-нибудь, то стараемся получить от него какой-либо знак в виде залога; так и Бог всяческих, зная легкомыслие их (евреев), восхотел потребовать от них этого знамения – не с тем, чтобы оно осталось навсегда, но чтобы, с окончанием тогдашнего завета, было отменено и употребление этого знамения. Как между людьми, требующими друга от друга какого-либо знака или залога, этот знак тотчас уничтожается, как скоро кончится между ними предпринятое дело, так точно и здесь. Так как это знамение введено было между вами только для того, чтобы народ, происшедший от патриарха, очевидным образом отличался от других (народов), то, как скоро из тех народов, ради которых вы приняли такой знак, одни уже совершенно исчезли, а часть других обратилась к свету истины, следовало уже и вам не носить (на себе) свидетельства своего неразумия, но отменить его и возвратить себе прежнее достоинство. Рассуди, что ведь чудный тот (муж), говорю о праотце, еще прежде, чем получил заповедь об обрезании (а он был уже девяноста девяти лет, когда дана была эта заповедь), был угоден Богу, и тысячекратно прославлен Господом. И только тогда уже, когда приблизилось время исполнения обетований Божиих, когда надлежало родиться Исааку, и роду его размножиться, а самому праотцу преставиться от этой жизни, только тогда он получает заповедь обрезания, и сам обрезывается уже в такой старости, чтобы сделанное праотцем послужило как бы законом и правилом для всех его потомков.

А чтобы вы лучше убедились, возлюбленные, что обрезание нисколько не способствует к добродетели душевной, можно рассмотреть самые обстоятельства дела. Для чего (Бог) говорит: «осьми дней младенец обрежется»? Я думаю, что человеколюбец Бог определил такое время с двоякою целию: во-первых, чтобы в незрелом возрасте легче можно было переносить болезнь обрезания; а во-вторых, чтоб из самого дела могли они (евреи) видеть, что (обрезание) само по себе нисколько не приносит пользы душе, а назначено быть только как знамение. В самом деле, какую пользу (от обрезания) может получить для души несовершеннолетнее дитя, не разумеющее того, что (с ним) делается, не имеющее и смысла? Ведь совершенство души составляет собственно то, что делается по свободному произволению, то есть, когда сама душа избирает добро и убегает зла. Так, совершенство души состоит в том, чтобы не только не желать большего, но и то, что есть, раздавать неимущим; совершенство души – не прилепляться к настоящему, напротив – презирать его и постоянно помышлять о будущем. А иметь знак на теле – какое тут совершенство? Но неразумные и бессмысленные иудеи, еще сидящие в сени, когда уже явилась истина, еще приседящие свету светильника, когда уже воссияло солнце правды и всюду простирает лучи (своего) света, еще питающиеся млеком, когда уже (настало) время крепкой пищи, не хотят и блаженного Павла слушать, который велегласно говорит: «и знамение прият обрезания, печать правды веры, яже в необрезании» (Рим.4:11). Смотри, как он (апостол) учит нас здесь и тому и другому, – и тому, что обрезание принял он (Авраам), как знамение, и тому, что, еще не будучи обрезан, он показал уже правду от веры. Чтобы иудей не дерзнул сказать: не обрезание ли доставило ему (Аврааму) оправдание? – для того блаженный (апостол), воспитанный у ног Гамалиила и тщательно наставленный в законе, говорит: не думайте, бесстыдные иудеи, чтобы обрезание само по себе послужило ему к оправданию; еще не будучи обрезан, а показав только в себе веру, он уже был оправдан: «верова Авраам Богу, и вменися ему в правду» (Быт.15:6). Итак, уже после того, как он получил оправдание по вере своей в Бога, он принимает знамение обрезания; и сперва (Бог) прилагает к имени его букву, а потом заповедует обрезание, и тем показывает, что только за великую добродетель Он избирает и приближает к Себе праведника, а ради него – и его потомков. И как люди, приобретающие рабов, часто переменяют и имена и одежду их, и все делают для того, чтоб отличить их от других рабов, чтобы по всему видно было, кто ими владеет, так и Бог всяческих, желая отличить его (Авраама) от других людей, чрез приложение буквы назнаменовал, что он будет отцем многих народов, а чрез обрезание – что народ его будет избранный, и что имеющее произойти от него потомство будет отделено от прочих народов.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 39

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 9-14 Дал Бог Аврааму и закон о обрезании, говоря: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы [должны] соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, [ибо] он нарушил завет Мой (Быт. 17, 9-14). Итак, поелику необходимо было повиноваться Божественным законам, то божественный Авраам и обрезан был со всем домом своим.

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст.9-11. И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. 

       Для чего Бог повелел Аврааму обрезаться?

      Предсказав его потомкам пресельничество, промышляет некое охранение благочестию, чтобы, смешавшись с нечестивыми людьми, не растлили они своего благородства, но, взирая на знамение, сохранили неизгладимое памятование о Давшем это знамение. Ибо, сорок лет проведши в пустыне, отлученные от других народов, живя сами по себе, почитали обрезание излишним; а когда уже вступили в землю обетованную, тогда Бог всяческих снова повелел Иисусу Навину всех обрезать, и потом уже передать им в обладание землю; потому что готовились сблизиться с иноплеменными народами, и поэтому необходимо была потребна печать, отличающая их от инородных племен. Если же иудеи высоко думают об обрезании; то пусть узнают, что обрезан был не один Патриарх, но и полураб Измаил, рабы домочадцы и купленные, идумеи и происшедшие от Хеттуры. От израильтян же и египтяне научились обрезываться. Поэтому не обрезание делает праведными; потому что все поименованные, обвиняются божественным Писанием как злочестивые. Следовательно и Авраама не обрезание оправдало, но вера соделала праведным. Добродетель доставила ему славу, обрезание же дано в знамение веры.

Толкование на книгу Бытия

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 8-10 и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом. И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя в роды их: да будет у вас обрезан весь мужеский пол;

У митрополита Филарета находим многие указания по поводу закона обрезания. Обрезание еврейское и египетское, как замечает Ориген (против Цельса, кн. V), ничего не имеют общего в самом основании своём, подобно как два священнодействия в честь разных божеств. Они разнятся и многими обстоятельствами: евреи совершают обрезание по закону, египтяне – по желанию; евреи подвергаются ему все вообще, а из египтян – жрецы и занимающиеся тайными науками; у евреев только мужской пол, а у египтян и женский (Strab., XVII); у евреев в восьмой день по рождении, а у египтян в тринадцатилетнем возрасте (между египетскими мумиями найдены следы обрезания). К учреждению обрезания следует полагать (продолжает м. Филарет) две причины: одна – образовательная, другая – прообразовательная, или пророческая. Первою причиною можно считать: предупреждение некоторых болезней, чистота тела, приличная священному народу, приготовление к деторождению в большем числе (в этом смысле изъяснял обрезание Филон). Пророческое значение обрезания выступает лишь после воплощения Бога Слова. Знамение это изъясняет Апостол Павел, когда обрезание Авраама называет печатию правды веры (Рим.4:11), а наше нерукотворённое обрезание называет обрезанием Христовым (Кол.2:11). В первом – обещание, во втором – исполнение, причём в последнем обрезается внутренний человек, отрицающийся дьявола и всех дел его; то обрезание, говорит Апостол (Рим.2:28-29), которое совершается в сердце по духу, а не по букве.

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их

«И сказал Бог Аврааму…» Отсюда начинается изложение обязательств завета от другой из договаривающих сторон - от Авраама и его потомства (9-14).

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

XXIV. Паремия, положенная на вечерне в среду пятой седмицы Великого поста (Быт. 17:1–9). В сей паремии повествуется о завете Божием с Аврамом.

И рече Бог ко Аврааму: ты же завет Мой соблюдеши, ты и семя твое по тебе в роды их

До сих пор излагаемы были условия завета со стороны Бога; теперь Бог требует верности завету с Ним со стороны Авраама и его потомков. «Ты же завет Мой соблюдеши». Я исполню то, к чему Себя обязал, что тебе обещал; ожидаю и требую и от тебя с потомством, чтобы вы свято соблюдали завет со Мной, т. е. чтили Меня – единого истинного Бога, Мне единому служили, пред лицем Моим благоугождали и были непорочны (см.Быт. 17:1). Дальше, в следующей паре­мии, пойдет речь об обрезании, как о знамении завета со стороны Авраама и его потомков.

Толкование на паремии из книги Бытия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible