Скрыть
И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 15-20 И рече Бог Аврааму… дам тебе от Сарры чадо: и благословлю е, и будет в языки… И паде Авраам на лице свое, и посмеяся, и рече в мысли своей, глаголя: еда столетному… родится сын? еда и Сарра девятидесяти лет… родит? И рече… Исмаил сей да живет пред Тобою. Авраам посмеялся не потому, что усомнился; сказав же: да живет… Исмаил, обнаружил только любовь свою к Исмаилу. Двадцать пять лет Бог оставлял его в надежде иметь потомство, и Авраам при всех бывших ему откровениях свидетельствовал веру свою. Сколько было у него борьбы с неплодием, столько же показывал он и торжество веры. Но когда к неплодству присоединилась старость, тогда Авраам посмеялся в мысли своей, то есть удивился, что Бог сотворит сие с ним. Потому-то и говорит ему Бог: воистинну, се, Сарра жена твоя родит тебе сына. Не искушая тебя, говорю так, не для того, чтобы верил ты тому, чего не исполняю. О Исмаиле же се послушах тебе: и се благослових его… и умножу его. Если бы Авраам сомневался, то Бог не уверял бы клятвой в истине сказанного Им, не внял бы молению Авраама об Исмаиле, не возвестил бы, что в следующий год родится у Авраама сын, но укорил бы и обвинил Авраама. Сказанное же об Исмаиле, что родит он двадесять князей, означает, что от Исмаила произойдет двенадцать племен, как произошло от Иакова двенадцать колен. В этот день Авраам совершил обрезание над собой, над Исмаилом, сыном своим, и над всеми домочадцами своими.

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ

Всегда щедрый в дарах и исполняющий с преизбытком прошения наши (Господь), возбудив дух праведника, Своими обетованиями сделав этого старца, можно сказать, юным, и как бы уже мертвого оживотворив Своими словами, умножает (ему) Свои благодеяния и говорит: и то, что Я обещал тебе, сделаю, а вместе с тем и прошение твое о Измаиле исполню. Я услышал молитву твою «и благословил его: возращу его и умножу его зело зело: дванадесять языки родит, и дам его в язык велий». Так как он, говорит (Бог), есть семя твое, то я так «возращу его и умножу зело», что от него произойдут двенадцать народов.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 40

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ

Двенадцать князей. Событие сего благословения Моисей показывает ниже (Быт. 25:13-16). Двенадцать начальников колен Измаильских соответствуют двенадцати патриархам Израильским. Сие равночислие показывает, что мера благословений видимых не всегда означает меру даров внутренних. Два потомства Авраамовы подобны двум прекрасным цветам, из которых один есть пустоцвет, а другой исполнен силою жизни и, увядая, оставляет плод, который дает пакибытие корню и цветам.

…Бог, по ходатайству Авраама, не отвергает Измаила, но завет вечный поставляет с Исааком: Бог не отвергает дел закона, которым помоществует и за которые предстательствует вера; но к вечному с Собою соединению предопределяет только благодатно насаждаемую в душе внутреннюю жизнь веры и любви.

Толкование на Книгу Бытия

Георгий Константинович Властов (†1899)

И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ.

Ответ на просьбу об Измаиле заключает в себе также великое благословение, боязнь отца за сына плоти его успокаивается; князья, имеющие произойти от Измаила, суть шейхи арабских племён. Но м. Филарет замечает, что два благословения, Исааково и Измаилово, разнствуют между собою как обетования благодатные, духовные, вечные и – дары естественные, временные. Прибавим ещё, что начало 20 стиха «И о Измаиле Я услышал тебя» в еврейском имеет значение повторения, ибо Изма-ель значит Бог слышит.

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ

«И о Измаиле Я услышал тебя… двенадцать князей родятся от него…» Первая половина этой фразы в еврейском тексте имеет вид повторения одного и того же, ибо имя «Измаил» значит - «Бог слышит». Этому сыну Авраама по плоти точно так же преподается божественное благословение и сопровождающие его блага великого размножения: как бы в соответствие двенадцати коленам Израилевым ему обещается происхождение двенадцати князей, т. е. начальников племен, или шейхов (Быт. 25:12-16). Но, по справедливому замечанию м. Филарета, «благословение Исааково и Измайлово разнствуют между собой, как обетования благодатные, духовные, вечные и дары естественные, временные».

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible