Скрыть
и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо .

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 18-20, 22-23 И глагола Моисей ко Господу: покажи ми славу Твою, и познаю Тебя. Тем, что сделаешь для меня теперь, удостоверь и в отдаленном, что сделаешь для меня после. И рече Господь: Аз проведу пред тобою все блага Мои, то есть славу Мою, сколько в состоянии видеть очи твои. И помилую, егоже помилую; и ущедрю, егоже ущедрю, то есть, не весь народ и не весь сонм. Не возможеши видети лица Моего, потому что человек, увидев лицо Мое, не может уже оставаться в сей жизни. Егда же прейдет слава Моя, положу тя в разселине камене. Расселиною камня именуется сонм сынов Церкви, которой дан духовный закон. Отыму руку Мою, и узриши задняя Моя. Сим иносказательно предвозвещается, что Церкви дано будет рукоположение священства. И узриши задняя Моя. Здесь говорится о вочеловечении Еммануила, и возвещается лицезрение Того, Кто по Божескому естеству Своему невидим.

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 18-23 Моисей сказал: покажи мне славу Твою. И сказал Господь: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать - помилую, кого пожалеть - пожалею. И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. И сказал Господь: вот место у Меня, стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо

Почему тот, о ком Божественный глас свидетельствует, что во многих Богоявлениях явственно видел Бога, а именно когда говорит: Лицем к лицу, якоже аще бы кто возглаголал к своему другу (Исх.33:11), - при всем этом, как не сподобившийся еще того, чего, но свидетельству Писания, должно признать его сподобившимся, молит Бога явить Себя ему, как будто всегда Являвшийся не был еще им видим? И глас свыше, хотя соглашается теперь уступить желанию просящего и не отрекается даже присовокупить ему сей благодати, однако же вводит еще в отчаяние, объявляя, что просимое им и невместимо для жизни человеческой. Но есть, говорит Бог, некое у Мене место, и на месте том камень, а в камне расселина, в которой повелевает пребывать Моисею. Потом налагает Бог руку на устье расселины, проходит мимо, и Моисей видит задняя Повелевавшего и остается в той мысли, что увидел то, о чем просил, и что обетование Божественного гласа неложно.

Если взирать на это ограничиваясь буквой, то смысл для ищущих его не только останется неясным, но даже и нечистым от превратного о Боге понятия. Ибо у того только, кто представляется в очертании, есть и переднее и заднее, а всякое очертание есть предел тела, так что представляющий Бога в очертании не признает Его свободным от телесного естества: всякое же тело, без сомнения, сложно, а сложное имеет состав из соединений разнородностей, и о составном никто не скажет, что оно неразлагаемо, а разлагаемое не может быть нетленным, потому что тление есть разложение составного. Поэтому если кто задняя Божия поймет буквально, то последовательно и необходимостью доведен будет до этой нелепости, потому что переднее и заднее, без сомнения, бывает в очертании у тела; тело же разлагаемо и разлагается по собственной своей природе, так как разлагаемо все сложное; разлагаемое же не может быть нетленным. Поэтому, кто рабски следует букве, тот по необходимой связи понятий допустит в Боге тление. Но Бог нетленен и нетелесен. Какой же поэтому смысл приличествует написанному, кроме представляющегося с первого взгляда? Если же в связи речи эта часть написанного принуждает нас отыскивать другой смысл, то, конечно, надлежит тоже разуметь и о целом. Ибо, что разумеем в части, то подобным образом необходимо принимаем и в целом.

…Ибо щедродаровитость Божия соизволила исполнить желание Моисея, но не обещала ему какого-либо успокоения и пресыщения в этом желании. Бог не показал бы Себя Своему служителю, если бы видимое было таково, что могло бы успокоить вожделение взирающего. В том и состоит истинное видение Бога, что у взирающего на Него никогда не прекращается это вожделение. Бог говорит: Не возможеши видети лица Моего, не бо узрит человек лице Мое, и жив будет. И это слово показывает не то, будто бы зрение лица Божия для взирающих делается причиной смерти (как возможно лицу жизни стать когда-либо причиной смерти для приближающихся?), но поскольку, хотя Божество по естеству животворяще, однако же собственно отличительным признаком Божественного естества служит то, что Оно выше всего отличаемого по признакам, то полагающий, что Бог есть нечто познаваемое, уклонившись от сущего к тому, что признано существующим в способном вместить это представление, не имеет в себе жизни. Ибо подлинно сущее есть истинная жизнь, а это недоступно ведению.

Се место у Мене, говорит Бог. С объясненным во взгляде этом прежде согласно, может быть, такое понятие. Указав место, Бог не ограничивает указуемого количеством (ибо для неколичественного нет меры), но умолчанием об очертании относительно к мере руководит слушателя к беспредельному и неизмеримому. Поэтому Слово, кажется мне, выражает такую мысль: поскольку у тебя постоянно вожделение простираться вперед, не имеешь сытости в продолжении своего течения, не знаешь никакого удовлетворения добром, но всегда желание твое стремится к большему, то у Меня такое есть место, что проходящему его никогда невозможно прекратить свое течение. Но это течение в другом смысле есть стояние. Ибо говорит Бог: Поставлю тебя на камени. Всего же чуднее это, почему одно и то же есть и стояние, и движение. Кто восходит, тот, конечно, не стоит; и кто стоит, тот не восходит. А здесь само стояние делается восхождением. Это значит, что, чем в большей мере пребывает кто твердым и непреложным, тем успешнее совершает течение добродетели.

О жизни Моисея законодателя

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о святых иконах

Святые иконы в Православной Святой Кафолической Церкви имеют начало и основание в Божественном Писании.

Сам Господь Бог есть начало образа, так как Он родил Сына, Который есть образ Бога невидимого (Кол. 1:15). И человека Он сотворил по образу Своему и по подобию (Быт. 1:26). И виден был в образе Старца, ветхого днями, и одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна (Дан. 7:9), И еще: Адаму явился Бог, как человек, ходящий в раю во время прохлады дня (Быт. 3:8). Ходить в раю, беседовать с Адамом и Евой, делать кожаные одежды и одевать в них Адама и Еву – все это знаменует, по толкованию святых Отцов, образ человека, а не невидимого духа. И еще: Иаков видел во сне лестницу, на которой стоит Господь (Быт. 28:10-17). И еще: Господь говорит Моисею: ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо (тебе) (Исх. 33:23). И снова: Исаия видел Господа, сидящего на Престоле (Ис. 6:1). Также и Пророк Михей видел Господа сидящим на престоле (3Цар. 22:19). И еще: видение Святого Духа, сходящего, как голубь (Мф. 3:16). Все это образы самого Бога Создателя.

Это же можно сказать и об Ангелах, которые, хотя и бестелесны по существу, являлись в телесном образе Аврааму, Товии, Исаии, Даниилу, мироносицам при гробе Господнем и прочим при Вознесении Христовом.

Если и бесплотные и невидимые духи являлись в человеческом образе, то что возбраняет изобразить их в таком же виде?

Что вы на это скажете, противники святых икон? Или отвергните все образы и вознегодуйте на Того, Кто повелел их создать, или примите всякий образ по рассуждению и приличному рассмотрению.

ГОВОРИТЕ: Но ты советуешь принять нам кумиров?

ОТВЕЧАЮ: Я говорю об образах, а не о кумирах. Одно дело образ, другое же кумир. Кумир, или идол, по слову Павла, есть ничто: Мы знаем, что идол в мире ничто (1Кор. 8:4), поскольку образует бога, который Богом не является. Икона же образует нечто истинное, как, например, икона Христа образует Христа, истинного Бога нашего. Икона Богородицы образует истинную Богородицу, и так далее.

Не может быть грехом то, что повелевает делать Господь Бог. В Писании сказано: Ибо Тебе, Боже, неугодно беззаконие (Пс. 6:5). И еще: возненавидел Ты всех, делающих беззаконие (Пс. 6:6), так как создавать образ повелевает Сам Бог, о чем свидетельствуют приведенные выше тексты из Священного Писания о херувимах, о медном змее и о скинии.

Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе (Исх. 25:40). И сам Бог являлся в человеческом образе. Поэтому создание образа не является грехом.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 19-23 И сказал Господь: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать – помилую, кого пожалеть – пожалею. И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. И сказал Господь: вот место у Меня, стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо

Господь не отказывает пророку в его просьбе, но предупреждает его, что человек не может увидеть Господа; Моисей слышит лишь голос, произносящий священное наименование Всевышнего, и разъяснение действий Его в отношениях его к человечеству вообще и к Израилю в особенности (ср. Рим. 9:15). Как не имеющий возможности созерцать Господа, Моисей увидит только отблеск божественной славы: «увидишь Меня сзади».

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible