Скрыть
И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой.

Прочие

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о святых иконах

Святые иконы в Православной Святой Кафолической Церкви имеют начало и основание в Божественном Писании.

В Книге Бытия, глава 18. Явился Господь Аврааму. Он возвел очи свои и взглянул. И вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им (...) и поклонился до земли (Быт. 18:2). Эти три мужа были образом триипостасного Бога нашего, по общему разумению и толкованию всех святых Отцов, и об этом же говорится в дальнейшем в этой же главе Священного Писания, а также в начале этой главы, где написано: И явился ему Господь (Быт. 18:1).

Исходя из этого, СПРАШИВАЮ: Естество ли Божие Само по Себе видел Авраам, или он видел Бога в ином образе? Не можете утверждать первое, потому что невидимого, непостижимого и неописуемого Бога никто не видел. Поистине, он в ином образе видел триипостасного Бога, то есть в образе троих мужей. Если же он этому образу поклонился до земли, то кто нам запретит поклоняться образу Христа Бога нашего и прочих святых другое Божиих?

Вспомним же здесь и столб облачный, о котором так пишется: Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столб облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой (Исх. 33:9-10). 

Если же эти люди поклонялись Богу в столбе облачном, то что возбраняет нам этому же Богу поклоняться в иконе; не явственнее ли образ Христов образует Христа, нежели облако Бога?

В Книге Иисуса Навина, глава 5, явился Ангел Иисусу Навину, говоря: Я вождь воинства Господня (Нав. 5:14). Иисус же пал ниц на землю, поклонившись ему. Отсюда также можете видеть, что Ангельскому невидимому естеству воздается поклонение во образе видимом.

Так же поступил по отношению к Ангелу и Пророк Даниил (Дан. 10:9).

ГОВОРИТЕ: И мы таковым явлениям поклонимся, если они будут, но мы не поклоняемся тому, что сделано человеческими руками.

ОТВЕЧАЮ: Если вы поклоняетесь таким явлениям, следует поклоняться и явлениям изображенным, т. к. поклоняясь живым явлениям, вы поклоняетесь не явлению как таковому, а явлению восходительному и предпоказательному, поскольку данное видимое явление образует невидимое. Так и поклоняющиеся явлению, изображенному с помощью рук человеческих, поклоняются не самому изображению как таковому, но поклоняются изображению восходительному и предпоказательному, поскольку этот видимый образ являет то, что невидимо.

Поскольку угодники Божии Авраам, Иисус Навин, Пророк Даниил поклонялись Богу невидимому в образе видимом и Ангелам невидимым в образе видимом, то почему бы и нам Христа, по Человечеству видимого, в образе видимом не почитать и не поклоняться Ему. Почему бы не почитать и образы друзей Божиих, не как Бога, так не поступайте, но как образы Божиих угодников и другое, о которых говорит Псалмопевец: А я высоко чту друзей Твоих, Боже, утвердилось владычество их (Пс. 138:17).

В Апокалипсисе в главе 5 пишется так: И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих. Посланных во всю землю. И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле. И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем (Откр. 5:6-8). В этих Апокалипсических словах не явственно ли видим поклонение образу Христову? Что есть Агнец, который стоит, как бы закланный, и которому кланяются старцы: не Христов ли это образ? Слышим еще, что там же (ст. 9) поют эти старцы: Достоин ты взять книгу и снять с нее печати. Ибо ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас (Откр. 5, 9). Поскольку этот Агнец был образом Христа, которому поклонялись граждане небесные, не явственно ли отсюда следует, что и нам, земнородным, должно поклоняться образу Христа.

Если не были идолопоклонниками Израильтяне, кланявшиеся скинии, ковчегу и херувимам, осенявшим ковчег; если не был идолопоклонником Авраам, кланявшийся Пресвятой Троице в образе троих мужей; если не были идолопоклонниками старцы из Апокалипсиса, кланявшиеся агнцу семиглазому и семирожному (Откр. 5:6-8); если не были идолопоклонниками те, кто кланялись Богу, явившемуся в столбе облачном (Исх. 33:10); если не были идолопоклонниками Иисус Навин и Пророк Даниил, кланявшиеся невидимым ангелам в видимом образе; если не был идолопоклонником Иаков, кланявшийся Богу, давшему царскую власть Иосифу и его племени, от Манассии происшедшему, во образе жезла Иосифова, то никто и нас не может назвать идолопоклонниками, кланяющимися Богу и святым Его в их изображениях, разве только кто безумен и беснуется от ненависти.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Георгий Константинович Властов (†1899)

Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный и становился у входа в скинию, и (Господь) говорил с Моисеем.

И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и покланялся каждый у входа в шатер.
Ст. 9–10 Народ, с самого выхода из Египта, знал, что столп облачный означает присутствие Иеговы. Посему он вполне понимал значение скинии собрания, постановленной Моисеем вне стана. Это было опять воспитание народа, который должен был проникнуться мыслию своей греховности. От прохождения Моисея по стану к скинии, до появления облачного столпа, весь народ стоял у шатров своих и, при появлении облака, кланялся до земли, потом расходился по своим занятиям. Надо думать, что наставление об этом было дано Моисеем народу.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 8-10 И когда Моисей выходил к скинии, весь народ вставал, и становился каждый у входа в свой шатер и смотрел вслед Моисею, доколе он не входил в скинию. Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный и становился у входа в скинию, и Господь говорил с Моисеем. И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой

Результатом указанной меры Моисея явилось усиление народного раскаяния. Равнодушно отнесшийся ранее к призыву: «кто Господень, ко мне!» (32:26) народ стремится теперь к Богу, ищет Его (ст. 7) и выражает чувства почтения к своему богоизбранному вождю – Моисею; прежде поклонявшийся золотому тельцу, в настоящее время поклоняется Господу, обнаруживавшему Свое присутствие в столпе облачном.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible