Скрыть
Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием:

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 1-9 Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем. Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный. И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия

Далее Апостол говорит о женах, мужьях, детях, отцах, слугах и господах потому, что относительно этого Евреи клеветали на него, а также и некоторые из язычников, может быть даже и Ефесяне. Итак, написал это к Ефесянам с целью защитить себя и показать, что он заботился о них более, чем об иудеях и язычниках.

Толкование на священное Писание. Послание к Ефесянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 1-3 Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле

Как художники, изображая тела, начинают с головы, потом переходят к шее, и наконец к ногам, – точно так поступает блаженный Павел в своих речах. Сказав прежде о муже, потом о жене, второй власти, наконец последовательно приступает к третьей, – говорит о детях, – потому что над женой господствует муж, а над детьми муж и жена. Итак, слушай, что он говорит: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, это первая заповедь с обетованием». Здесь не беседует ни о Христе, ни о (других) возвышенных предметах, потому что умы, к которым обращает свою речь, еще нежны; поэтому же и увещание делает краткое, так как дети не могут следить за длинным словом. По этой же причине и о царствии (Божьем) не говорит, – не такому возрасту слушать об этом, – но чего больше всего и особенно желает слышать младенческая душа, о том и говорит, именно, что она будет долголетна. Если же кто станет доискиваться, отчего (апостол) не говорит детям о царствии, а предлагает заповедь из закона (Моисеева), – тем мы скажем, что (он поступил так с ними потому, что) они еще очень молоды, и потому еще, что весьма хорошо понимал, что если муж и жена верны будут тому закону, который он им изложил, то для них не будет стоить большего труда подчинить и детей тому же закону. Когда дело получает доброе начало и имеет верное и прочное основание, тогда оно идет и направляется весьма легко. Но положить основание и поставить опору – в этом-то и заключается немаловажная трудность. «Дети», – говорит он, – «повинуйтесь своим родителям в Господе», т. е. по воле Господа, – Бог, говорит, повелел так. Но как поступать, если бы приказания были непристойные? Правда, едва ли какой-нибудь отец, даже самый бесчестный, станет приказывать своим детям что-либо непристойное. Однако ж и для подобного случая (апостол) дает наставление, сказав: «В Господе», т. е. так, чтобы (исполнением воли родителей) тебе не оскорбить Бога. Например, если отец будет язычник, или еретик, то уже не следует слушаться его, потому что это не «в Господе». Но в каком смысле сказано: «это первая заповедь»? Первыми следовало бы назвать: «Не убей, не прелюбодействуй». (Апостол) называет эту заповедь первой не в отношении к порядку, а в отношении к обетованию. Одни заповеди, как направленные против зла и в отвращение зла, не соединены с наградой, а к другим, как руководящим к совершению добра, прилагается и обетование. Заметь, какое удивительное основание для добродетели полагает (апостол), – и справедливо, – в почитании и уважении родителей! Запретив худые поступки и намереваясь приступить (к учению) о добрых делах, он заповедует, прежде всего, почтение к родителям, так как они для нас после Бога главные виновники жизни; поэтому справедливо они же первые имеют право вкусить от нас добрых (плодов), а потом и все прочие люди. Если же кто непочтителен к родителям, тот будет ли когда-нибудь таковым в отношении к сторонним лицам?

Беседы на Послание к Ефесянам

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием

Может быть, у апостола так сказано потому, что для выходящего из Египта народа Десятословие было первым законом, и каждая заповедь Десятословия должна быть называема первою заповедью по сравнению с теми, которые потом написаны в законе.

Комментарий на Послание к Ефесянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе

Как скульптор, воспроизводя фигуру человеческого тела, сначала создает голову, потом шею и, наконец, ноги; так и Павел, сказав о муже — первом начале, и жене — втором начале, теперь говорит о третьем начале — детях. Ибо над женой властвует один муж, а над детьми и жена. Итак, повинуйтесь, говорит, родителям, но в Господе, то есть когда повеления их согласны будут с законом Господним. Потому что, если отец побуждает к нечестию: или желает сделать дочь свою продажной, или сына хочет научить постыдному образу действий, — такие повеления противны Господу, и им не должно повиноваться.

ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием

И по естеству это, говорит, справедливо и законом повелевается. Как же он говорит, что это — первая заповедь? Ведь не эта первая заповедь, а: не убий, не прелюбодействуй. Но заметь, что он присовокупил: с обетованием. Ибо те первые заповеди не говорят об обетовании и воздаянии, потому что они содержат в себе запрещение зла, а не повеление делать добро; и никакой награды нет тому, кто только воздерживается от зла. Эта же заповедь, так как касается совершения добра, первая и содержит обетование. И замечательный порядок. Как только законодатель отклонил людей от злых деяний, он, намереваясь ввести их к совершению благих дел, на первом месте поставил почтение к родителям. Так как они — первые после Бога благодетели для нас, как источники жизни, то по справедливости пусть первыми наслаждаются нашими плодами.

Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Чти отца твоего и матерь; яже есть заповедь первая в обетовании

Второе основание и побуждение к повиновению родителям для детей берет Апостол в заповеди закона чтить отца и матерь. Кто искренно почитает родителей, тот как решится оказать им непослушание? — И кто не оказывает послушания, тому кто поверит, что он почитает родителей? Почитание родителей — внутреннее чувство; дела послушания им — обнаружение внутреннего почитания. Но как послушание возможно и не из почитания, а или по страху, или по расчетам каким, например, о наследии, то Апостол хорошо поставил в основу послушания закон почитания, чтоб видно было, кто есть истинный оказыватель послушания.

«Но в каком смысле сказано: Яже есть заповедь первая? — Апостол называет эту заповедь первою не в отношении к порядку, а в отношении к обетованию» (святой Златоуст).

Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном

Амвросиаст (†IVв.)

Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием

Поскольку четыре первые заповеди относятся к Богу, то подразумевается, что они включены в первую заповедь с обетованием! [См. Исх 20. – Прим.ред]. Вторая относится к человеку - о почитании родителей, запрете убийства, прелюбодеяния, кражи, ложного свидетельства, посягательства на владение ближнего. Эти шесть заповедей рассматриваются как «вторая заповедь», а начало ее - Почитай отца твоего и мать.

На Послание к Ефесянам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием

Первая с обетованием. Первые четыре заповеди Десятословия не имеют при себе обещаний наград за их исполнение (некоторое исключение - вторая): пятая заповедь - первая, в которой ясно и определено, упомянута и награда за ее исполнение. [По Эвальду, это - «заповедь первостепенная во всем ветхозаветном обетовании» (en epaggelia), т. е. в откровении В. Завета]

См. также Толкование на Еф. 6:1

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

6.1. Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость.

6.2. Почитай отца твоего и мать, это – первая заповедь с обетованием:

6.3. да будет тебе благо и будешь долголетен на земле (Исх. 20:12).

6.1-3 Обязанность детей слушаться родителей считается Апостолом долгом справедливости и одною из первых заповедей Божиих, данных Богом по отношению к людям. Для определения же Христианского характера послушания детей он говорит, что оно должно быть о Господе. «Словом: о Господе, т. е. Иисусе Христе, и то сказывается, что это послушание благоугодно Господу, и то внушается, что в случае, если воля родителей будет не согласна с волею Божиею, то дети могут и не послушать их, чтобы не преслушать Господа» (Преосвящ. Феофан). О необходимости послушания родителям св. Иоанн Златоуст учит так: «Они, после Бога, главные виновники жизни нашей; поэтому они же первые имеют право на наше почитание, а потом и все прочие люди. Если же кто непочтителен к родителям, тот будет ли когда-нибудь таковым в отношении к сторонним лицам?» «Увещания детям Апостол делает краткое, так как дети не могут следовать за длинным словом; по этой же причине и о Царствии Божием не говорит ни слова: не такому возрасту слушать об этом, но что желает слышать младенческая душа, о том говорит, именно – что она будет долголетна».

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible