Скрыть
Dacă, într-adevăr, L-aţi ascultat şi aţi fost învăţaţi întru El, aşa cum este adevărul întru Iisus;

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 17-30 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью. Но вы не так познали Христа; потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, – так как истина во Иисусе, – отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины. Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу. Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления

Итак, уже не поступайте так, как и язычники в слепоте ума их, ибо свет Нового Завета еще не воссиял в умах их. Вы же не в такой слепоте обрели Христа. Если, поэтому, вы истинно слышали то, что было проповедано у вас, так как истина во Христе, то есть истина совершена была чрез Христа: то отложите ветхаго человека, истлевающаго, то есть поражаемого и сокрушаемого похотьми прелести. Обновитесь же духом ума вашего, то есть в помышлениях ваших, - и облекитесь не в ветхого человека, который сплетается и возникает из дурных дел, в человека новаго, который по Богу создан в правде, чистоте и истинности. Гневайтесь, однако и не согрешайте: (говорю это) потому что попираете заповедь Того, Кто до семижды семидесяти раз повелел оставлять вины друг другу (Мф. 18:22). Посему, если одному человеку повелено было в один день отпускать четыреста девяносто раз, то смотрите опасайтесь того, чтобы солнце не зашло и (чтобы) не оставило нам прегрешение дня. Ведь если наступит тьма и вы дойдете до прегрешения, то и враг овладеет тогда нами и его дух отвратит и отклонит нас от той чистой молитвы ночной, которую мы воссылаем (к Богу). А также своими худыми помыслами не печальте Духа Святаго, в Коем вы крещены в день искупления и очищения вашего.

Толкование на священное Писание. Послание к Ефесянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 17-22 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью. Но вы не так познали Христа; потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, — так как истина во Иисусе, — отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях

Учитель должен назидать и исправлять души учеников не только советом и вразумлением, но и страхом и напоминанием о Боге. Ведь когда слова человека, как такого же раба, не в состояние подействовать на душу, тогда уже необходимо напомнить и о самом Господе. Так делает и Павел. Сказавши о смиренномудрии и единении, равно как и о том, что не должно восставать одному против другого, послушай, что (потом) он говорит: «Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы». Не сказал: «чтобы вы более не поступали» вы ходите, – так как это могло бы уязвить их, – но указал на других, хотя выразил то же самое. Также поступает он и в послании к Фессалоникийцам, когда говорит: «а не в страсти похотения, как и» прочие «язычники» (1Фес. 4:5). Вы оставили, говорит он, их (языческие) верования; но это всецело зависло от Бога; а я требую того, что зависит от вас, – именно: жизни и хождения по Богу. Это ваш долг; а я призываю Господа в свидетели своих слов, – что я не умолчал, но сказал, как вам должно вести себя. «По суетности», – говорит, – «ума своего». Что такое суета ума? Занятие суетными предметами. А что суетно, как не все настоящее, о чем говорит Екклесиаст: «Суета сует, – все суета!» (Еккл. 1:2)? Но скажет кто-нибудь: если (то или другое) суетно и ведет к суете, то для чего же оно существует? Если при том это – дело Божье, то как же оно может быть суетно? И много возражений касательно этого предмета. Но послушай, возлюбленный! Не дела Божии назвал (Екклесиаст) суетными, – нет; не небо суетно, не земля суетна, – нет; не солнце, не луна, не звезды, не тело наше. Все это – «очень хорошо». Что же суетно? Послушаем, что говорит сам Екклесиаст: «Посадил себе виноградники, сделал себе водоемы, приобрел себе крупного и мелкого скота, собрал себе серебра и золота, завел у себя певцов и певиц. И сказал я в сердце моем, что и это – суета» (Еккл. 2:6 – 11); опять: «Суета сует, – все суета!». Послушай, что говорит и пророк: «Собирает (человек) «и не знает, кому достанется то» (Пс. 38:7). Поэтому суета сует – великолепные здания, обилие и избыток золота, толпы слуг, шумно бегущих по площади, гордость и тщеславие, высокомерие и надменность. Все это – суета, потому что произошло не от Бога, но произведено людьми. Почему, однако ж, это суетно? Потому, что не имеет никакой доброй цели.

Это сказано не ефесянам только, но теперь говорится также вам, и не нами, но Павлом, или лучше, ни нами, ни Павлом, но благодатью Духа. Итак нам должно внимать словам этим, как словам Духа. Что же сказано? Послушай: «Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божьей, по причине их невежества и ожесточения сердца их». Итак, если (такое их состояние было следствием) невежества и окаменения, то за что же обвинять их? Несведущего должно научить тому, чего он не знает, но несправедливо подвергать его упреку и взысканию. Но смотри, как (апостол) тотчас же лишает их такого извинения: «Они», – говорит, – «дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью. Но вы не так познали Христа» (ст. 20). Здесь он показывает, что причиной их окаменения была их жизнь; жизнь же их была такой по их собственной беспечности и небрежению. «Они», – говорит, – «дойдя до бесчувствия, предались распутству». Итак, когда ты услышишь, что «предал их Бог превратному уму» (Рим. 1:28), то припомни и настоящее изречение, что они сами «предались распутству». Как же предал их Бог, когда они сами предали себя? Если же предал их Бог, то как они сами себя предали? тебе кажется, что здесь есть противоречие? Но слово – «предал» значит здесь – «попустил». Видишь ли, что где нечистая жизнь, там такого же рода придумываются и догматы. «Ибо всякий, делающий злое», – сказано, – «ненавидит свет и не идет к свету» (Иоан. 3:20). В самом деле, каким бы образом человек нечистый, валяющийся среди тел всяких женщин, гораздо больше, чем сколько свиньи валяются в грязи, жадный до денег и нисколько не любящий целомудрия, мог решиться на такую (добродетельную) жизнь? У них, говорит (апостол), такой образ действий обратился как бы в правило. От этого-то (и происходит) их окаменение, от этого – помрачение ума. И при сиянии света для нас может быть темно, если наши глаза больны; больными же они бывают от прилива дурных соков и излишнего накопления мокрот. «С ненасытимостью», – говорит: этим словом (апостол) преимущественно устраняет от них возможность оправдания. Ведь им можно было бы, если бы они захотели, не предаваться корыстолюбию, не быть беспечными, не служить чреву и не вести изнеженной жизни; можно было бы пользоваться умеренно и деньгами, и удовольствиями, и отдохновением. Но так как они не соблюдали в этом умеренности, то и испортили все. «Делают», – говорит, – «всякую нечистоту». Видишь ли, как (апостол) лишает их извинения, сказавши о делании нечистоты? Не по случайному, говорит, увлечению они грешили, но совершали все эти преступные действия, сами заботясь об них. «Делают всякую нечистоту».

Нечистота всякая – это любодеяние, блуд, сладострастная любовь к отрокам, зависть, всякая страсть и невоздержание. «Но вы не так познали Христа; потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, – так как истина во Иисусе» (ст. 20 – 21). Выражение: «потому что вы слышали о Нем» – не означает, будто он говорит с сомнением, напротив показывает полную его уверенность: подобным образом он и в другом месте выражается: «Ибо праведно пред Богом – оскорбляющим вас воздать скорбью» (2Фес. 1:6). То есть, вы не для таких дел познали Христа. «Потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, – так как истина во Иисусе, – отложить прежний образ жизни ветхого человека» (ст. 22). Познание Христа в том и состоит, чтобы вести праведную жизнь. Кто ведет дурную жизнь, тот не знает Бога и Бог его не знает. Послушай, как об этом (апостол) говорит в другом месте: «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» (Тит. 1:16). «Так как истина во Иисусе, – отложить прежний образ жизни ветхого человека», – то есть, вы не на таких условиях заключили договор (чтоб оставаться при прежней жизни). То, что мы имеем, не есть суета, но истина; как наши догматы, так и наша жизнь – истинны. Суета – грех и заблуждения, а праведная жизнь – истина. Она и цель имеет высокую, беспорядочная же жизнь приводить к ничтожному концу. «Истлевающего», – говорит, – «в обольстительных похотях» обольщения его. Как пожелания его истлевают, так и сам он.

Каким же образом истлевают его пожелания? Смерть все разрушает. Так пророк говорит: в день тот погибнут все помышления его (Пс 145:4). Впрочем, не одна только смерть, но есть много и других причин [этого изменения]. Так, красота изменяется, увядает и пропадает от болезни и с наступлением старости. От тех же причин погибает и сила телесная. Чувственные удовольствия в старости уже не так привлекательны… Пагубно для человека славолюбие, многих погубили удовольствия, обманула похоть. Впрочем, все это не удовольствия в собственном смысле, но горечь, обман, подлог и тень. Наружная сторона этих предметов приманчива, но сами по себе они не что иное, как тяжелое бремя, влекущее за собою великую нищету, пустоту и бедность.

Беседы на Послание к Ефесянам

Иероним Стридонский, блж. (†420)

потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе

Если бы все те, которые, по-видимому, слышали о Христе, действительно слышали о Нем, то апостол никогда не сказал бы ефесянам, и особенно тем, которым были открыты тайны Христовы: если только вы слышали о Нем. Но познавать Христа - это то же, что познавать истину; и слушать о Нем - это то же самое, что слушать премудрость, правду, крепость, воздержание и прочее, чем называется Христос. Итак, если кто-либо услышал и познал Христа, тот не станет ходить в суетности чувства своего; такой не окажется в помрачении ума и не будет отчужден от жизни Божией. Он будет иметь даже и познание, и после того как неведение будет рассеяно, а свет проникнет во тьму, всякая слепота удалится от очей сердца его.

Имя Иисус иногда обозначает того человека, который Богом Словом был принят от Девы [Иероним далее цитирует Лк 1:31]… Когда Павел пишет: так как истина в Иисусе, то говорит о храме тела, в котором обитает Бог Слово, ибо Слово стало плотию и обитало с нами (Ин 1:14)… Но мы говорим это, не отделяя Иисуса от Христа, также и Бога Слова - от Того, Которого Оно приняло, и не имея в виду, что этот Второй был человеком; нет, в соответствии со значением действий или мест Того, Которого признаем единым Сыном Божиим и Человеческим, мы называем Его одним образом до [воплощения в утробе] Девы и другим - после [воплощения через] Нее. Можно понимать и иначе слова: так как истина в Иисусе. Ни в одном из патриархов, пророков и апостолов не было истины - только в одном Иисусе. Действительно, одни из них познавали отчасти, и отчасти пророчествовали, и видели как бы сквозь тусклое стекло, гадательно (1Кор 13:12). В одном только Иисусе явилась истина Бога, Которая открыто заявляет: Я есмь истина (Ин 14:6), и Которая верующим в Нее соответственно вере подает свободу.

Комментарий на Послание к Ефесянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Но вы не так познали Христа; потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, — так как истина во Иисусе, — отложить прежний образ жизни ветхого человека

В таком-то положении находятся язычники; но вы не так познали Христа; потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, то есть после того, как познали Христа. И не сомневаясь, но вполне уверенно говорит так. Ибо в том и состоит познание Христа, чтобы жить добродетельно; равно как и худо живущий не знает Христа. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются (Тит. 1:16). Слова же так как истина в Иисусе понимай так: не как язычники ходят, так бы и вам в том же оставаться. Ибо не суета — дело Христово, но истина, учение и жизнь. Грех есть ложь, так как лишен существенности и не имеет цели; добродетель же — истина, так как устойчива и имеет цель. Чему же вы научились, в чем состоит Христова истина? В том, что вы отложили ветхого человека, то есть обычаи прежней жизни и жизнь ветхую и повинную греху.

истлевающего в обольстительных похотях

Двояко это можешь понимать: или как похоти тлеют, так и сам человек, то есть рассудок, растлевает. Каким же образом похоти тлеют? От болезни и старости увядает красота, и крепость точно так же, и вообще все наконец разрушается смертью. Ибо в тот день, говорит Давид, исчезают все помышления его (Пс. 145:4). Или же: в похотях сказано вместо: от похотей. Так как от них растлевается ваш ветхий человек, как хлопчатая бумага и железо, от чего рождаются, от того и гибнут. Ибо и любовь к славе губит, что касается души — всегда, но бывает иногда и телесно; и удовольствия тоже. Прекрасно же назвал и обольщением наслаждение, происходящее от них. Ибо все это есть подлог и обман, потому что удовольствием только представляется, а в сущности есть горечь. Обольщение в том и состоит — казаться одним, и быть другим.

Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

аще убо слышасте Его и о Нем научистеся, якоже есть истина о Иисусе

Аще — «если», — не означает, будто святой Павел не знал, слышали ль они о Господе Спасителе: ибо иначе, как бы он написал к ним все, что писано доселе? А означает, что то положение: не тако познаете Христа и с тем, что из него выходило, -они и сами должны вывесть и содержать в уме из того, что слышали о Христе и чему от Него Самого научились, паче же из того, что от Него Самого слышали и чему от Него Самого научились, приняв Его в себя в таинствах и сердцем ощутив, что есть истина в Нем. Все так можно выразить: если вы надлежащим образом слышали и научились, то сами знаете, что вам не следует жить, как язычники. Подразумевается, конечно: но вы слышали и научились, как следует, следовательно, знаете то, как следует и жить. Святой Златоуст говорит: «Выражение: аще убо слышасте Его — не означает, будто он говорит с сомнением, напротив, показывает полную его уверенность; подобным образом он и в другом месте выражается: аще убо праведно у Бога воздати скорбь оскорбляющим вас (2Сол. 1,6). Познание Христа в том и состоит, чтобы вести праведную жизнь. Ибо кто ведет дурную жизнь, тот не знает Бога и Им не знаем. О сем Апостол говорит в другом месте: Бога исповедуют ведети, а делы отмещутся Его (Тит. 1, 16)».

Выражение, употребляемое здесь Апостолом: слышасте Его, о Нем научистеся, — дает мысли его особый оттенок, очень важный, ибо показывает, что христиане Самого Господа слышат и в Нем, — чрез общение с Ним живое пребывая в Нем, - научаются. Не всякий слышащий и научающийся о Господе от другого лица слышит Его в себе слово и научается в Нем. Ибо для этого надо к первому слышанию многие бы дополнить условия, - живую веру, крещение и готовность жить по заповедям Господа, не жалея живота. Но что Действительно тот христианин, - который исполняет все уставы, точно слышит Христа в себе глаголющего, об этом свидетельствует святой Иоанн Богослов в том пункте, где говорит о помазании, что оно всему учит: ибо хоть здесь о Духе Святом говорится, но Дух и Господь едино суть (1Ин. 2, 27). Кто достиг до такого состояния, что может различать и понимать глас в себе Христов, тот достиг полного обновления и освящения естества своего. Грех уже им не обладает; он ходит в обновлении жизни светлой, как светел Воскресший Христос, - по самому порядку жизни, качествующей в нем, чужд всего языческого, -человек ветхий уже отложен, и обновление ума в нем во всей силе. Держа эту мысль, можем в слове: аще убо… видеть надлежащее условие, не имея нужды прибегать к сторонним пояснениям.

Такая мысль у блаженного Иеронима. «Если бы все, которые, по-видимому, должны слышать Христа, слышали Его действительно, то святой Апостол никак не сказал бы ефесянам и вообще всем, кому открывал тайны Христовы: аще убо слышасте Его. Изучить Христа есть то же, что уметь добродетельствовать, и речение: слушать Его, не различается от того, как если бы кто сказал: слушать мудрость, правду, мужество, воздержание и прочее, чем Христос именуется. Кто таким образом выслушал Христа и изучил Его, тот не станет более ходить в суете ума своего, не омраченный смыслом будет шествовать, не будет отчужден от жизни Божией, но будет иметь ведение, и вся слепота спадет с очей сердца его, потому что впущенный во внутренний мрак свет разгонит в нем всякое неведение. Когда это возымеет он, то не будет уже предавать себя студодеянию, не будет делать всякую нечистоту в лихоимании, преступая уступленные ему в этом границы в браке. Если же и случится ему иногда быть одолету какою-либо страстию, он поболит о ране своей и потерпит мучения совести, - за то, что потерял свободное дерзновение и чистоту непорочного ума. Будем же учиться у Христа и слушать Его. Христос говорит нам в Церкви чрез слово Свое и пастырей Церкви. Но не должно отчаиваться достигнуть и того, что Он некогда и Сам возглаголет в сердцах наших и Сам лично научит нас, не употребляя для сего стороннего орудия: только не будем поддаваться греху, не попустим, чтобы похотные сласти овладевали телом нашим».

Якоже есть истина во Иисусе. Якожеκαθως как: — научились, как есть истина во Иисусе, «какова истина во Христе Иисусе» (святой Златоуст); в чем она состоит? — В том, чтобы отложить ветхого человека и облещись в нового. Истина во Иисусе не теория, а жизнь и дело. Кто отложил ветхого человека и облекся в нового, тот и имеет истину во Иисусе. В ком этого нет, в том нет и истины Иисусовой. И свидетельство сей истины заключается в отложении одного и в облечении в другого. В крещении это и совершается, и не номинально, а действительно. Кто воспринял силу крещения, тот самым делом испытывает, что прежнее в нем все умерло, а живет новое, чего он не знал и не ощущал. Царствие Христово, — то, что дается во Христе, — не слово, а сила. Тут делом совершается: аще кто во Христе, нова тварь. Что после сего предлежит делать? — Хранить данное и давать простор ему действовать и осуществляться, как долг в отношении к раю был — делати и хранити.

Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном

Амвросиаст (†IVв.)

потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе

Сам Христос учит нас в Себе, кто Он есть, как в Него верить, какова надежда в Нем и какими быть верующим. Научившийся во Христе знает, что Он воскрес из мертвых, чтобы стать прообразом для верующих. А потому после этой смерти велика надежда для любящих Бога.

На Послание к Ефесянам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 20-24 Но вы не так познали Христа; потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, – так как истина во Иисусе, – отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины

Ефесские христиане из проповеди евангельской должны знать, что подобная жизнь в христианстве не мыслима (но вы не так познали Христа). - Потому что … правильнее: если только (εἴ γε) - а это для Апостола является несомненным - они научились как должно тому, что нужно знать о Христе [Выражение «как вы слышали» точнее должно перевести «если вы слышали» (εἴ γε αὐτὸν ἠκούσατε ). А если так - говорят некоторые толкователи, - то, значит, Ап. пишет не для Ефесян, относительно которых он, конечно, не мог бы говорить в таком предположительном, как будто неуверенном тоне, что они знают о смысле его призвания… Но здесь речь идет не о вообще призвании Ап. Павла на служение язычникам, а о том, что составляло внутреннюю, таинственную сторону его призвания и, как указано в объяснении стиха 3-го, об особенном чудесном явлении ему Самого Христа… Об этом, т. е. о всех этих таинственных подробностях призвания Апостола он мог говорить, что они могли быть и известны, и неизвестны Ефесянам. Сам он, очевидно, в бытность свою в Ефесе, эти подробности избегал сообщать, и Ефесяне могли узнать о них от других проповедников]. - Так как истина во Иисусе. Эти слова нужно поставить в начало следующего стиха, в котором показывается содержание этой «истины во Иисусе». Поэтому их и следующие слова 22-го стиха следует передать так: «так как истина или истинное учение о жизни, предложенное Иисусом, состоит в том, чтобы отложить прежний образ жизни…». Ветхий человек, т. е. их прежний языческий строй жизни должен быть отложен в сторону, как старая, износившаяся одежда, которая уже не подходит к положению человека, занявшего новое очень высокое положение. Этот ветхий человек еще жив, но он истлевает постепенно в обольстительных похотях, т. е. сам стремится к смерти, поддаваясь похотям, которые только дают вид счастья, а на самом деле отдаляют от него. - Обновиться духом ума вашего. Свое обновление христианин должен начать с того, что составляет, так сказать, самую сердцевину его внутренней жизни (духом ума). - Облечься в нового человека. Старая одежда снята и нужна новая, вполне приличная новому состоянию человека. Такою и является для новосозданного человека праведность (в отношении к людям) и святость (в отношении к Богу). - Истины. Это прибавление показывает, что праведность и святость человека должны иметь основу в истине абсолютной, евангельской.

См. также Толкование на Еф. 4:17

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

4.20. Но вы не так познали Христа,

4.21. потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, – так как истина во Иисусе, –

4.22. отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,

4.23. а обновиться духом ума вашего

4.24. и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.

4.20-24 Возбуждая к жизни Христианской, Апостол предлагает оставить язычество, как бы истлевшую одежду, и облечься в новую, даруемую чрез Христа, как нового человека, исполненного праведности, святости и истины. «Выражение: аще убо слышасте Его – не означает, будто он говорит с сомнением, напротив, показывает его полную уверенность; подобным образом он выражается и в ином месте: аще убо праведно у Бога воздати скорбь оскорбляющим вас (2Сол. 1:6). Познание Христа в том и состоит, чтобы вести праведную жизнь. Ибо, кто ведет дурную жизнь, тот не знает Бога и Им не знаем. О сем Апостол говорит: Бога исповедают ведети, а делы отмещутся Его (Тит. 1:16)» (Златоуст). «Речение: слушать Его – не различается от того, как если бы кто сказал: слушать мудрость, правду, мужество, воздержание и прочее, чем Христос именуется. Кто таким образом выслушал Христа и изучил Его, тот не станет ходить в суете ума своего, не будет отчужден от жизни Божией; но будет иметь ведение, и вся слепота спадет с очей его сердца, потому что впущенный во внутренний мрак свет разгонит в нем всякое неведение... Будем же учиться у Христа и слушать Его. Христос говорит нам в Церкви чрез слово Свое и пастырей Церкви. Но не должно отчаиваться и того, что Он некогда и Сам возглаголет в сердцах наших, и Сам лично научит нас» (Блаж. Иероним). «Истина во Иисусе не теория, а жизнь и дело. Кто отложил ветхого человека и облекся в нового, тот имеет и истину в Иисусе. Это совершается в крещении. Кто воспринял силу крещения, тот самым дедом испытывает, что прежнее все в нем умерло, а живет новое. После сего предлежит хранить данное и давать простор ему действовать и осуществляться, как долг в отношении к раю был – делати и хранити. Но это совершается не как-нибудь механически. Тому предшествует решение воли, которое и запечатлевается благодатию; отсюда нравственное обновление, сознаваемое и чувствуемое... Если у Апостола похотная, страстная телесно-духовная жизнь составляет ветхого человека, то, очевидно, под обновлением духом ума он указывает восстановление духа нашего в его правах по созданию, высвобождение его из-под ига страстей и возвращение ему власти над всеми силами человеческого существа, под тем условием, что он теперь в Господе Иисусе Христе воссоединяется с Богом... Восстановляет же его благодать Святого Духа, чрез сочетание с Господом» (Преосвящ. Феофан) Блаж. Иероним говорит, что «облещися в нового человека – есть облещися в Иисуса Христа (Рим. 13:14); ибо Он есть истинно новый человек. Итак, кто подражает Его жизни и все Его добродетели в себе показывает (бывает кроток, полагает душу за други своя), тот облекся в нового человека и может говорить с Апостолом: живу не ктому аз, но живет во мне Христос (1Кор. 11:1)».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

4:20 Но вы не так познали Христа;
4:21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, – так как истина во Иисусе, –
4:22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
4:23 а обновиться духом ума вашего
4:24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.


Но не к такого рода жизни обязывает христиан их жизненно-опытное познание Христа, потому что оно сообщается Им Самим душе, уверовавшей в Него, а в таком знании, как в Иисусе Христе, заключается сама истина (см. 1Ин. 2:27). В этом знании во Христе, они уже научились (в крещении) отложить прежний образ жизни – языческий, ветхого человека, в суете ума, в слепоте, нерадении и бесчувствии и в полном рабстве страстям, особенно похоти плотской. Эгоистическая жизнь, в самоугодии и страстях (в обольстительных похотях), истлевает – разлагает, истощает и съедает человека в самом его существе. Эта разъедающая тля все более и более проникает его, точит и съедает, во всю жизнь и во всю вечность, и в то же время, она временными успехами обольщает человека, и тем держит его в рабстве, потому что ум его осуетился, и омрачился смысл. Во Христе же Иисусе, уверовавши в Него, христианин обновляется духом ума своего, то есть, уму, или духу его, во Христе Иисусе снова возвращаются существенные, характерные, Богом дарованные свойства, как-то – истинное богопознание, жизнь в Боге и власть над всеми силами природы человеческой, утраченная им в падении. И наконец, облечение христианина в нового человека, по которому с уверовавшего во Христа Иисуса, как одежда, снимается все ветхое, греховное, страстное – в таинстве крещения, миропомазания и покаяния, и он облекается благодатью Святого Духа в нового человека, созданного по Богу и по образу Божию (см. Кол. 3:10). Как вначале создан человек по образу Божию, так теперь вновь верующий воссоздается в том же образе. Живя в этом настроении, он пребывает в праведности и святости истины, потому что из купели крещения выходит на свет уже новый человек с таким внутренним строем, чтобы ревностно исполнить всякую правду – всякое определение воли Божьей, чувствуя на это в себе благодатные силы, чтобы быть святым перед Богом. И все это не призрак, как в ветхом человеке, в его стремлениях, но чистая истина – самая жизнь. Выше святой Павел сказал, что христианину должно отложить ветхую греховную жизнь, и жить по новому человеку – в правде и святости, а теперь, вслед за этим, указывает, в частности, как жить и чего не делать христианину.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible