Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими.
Святые отцы
- Григорий Нисский, свт. (†394)
- Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
- Августин Аврелий, блж. (†430)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
Прочие
Григорий Нисский, свт. (†394)
и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими
Ведь не возлюбивший Бога всем сердцем и всем помышлением как может искренно и без обмана печься о том, чтобы любить братьев, - не исполнив той любви, чрез которую возникает попечение и об этой? А изобретатель зла, нашедши кого-либо не всецело предавшим душу Богу и не вполне отверзшим ее для любви к Нему, овладевает им, с легкостью обольщая лукавыми помыслами.
Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими
Прекрасно, конечно, что ты воздаешь свою благодарность и долг сообществу человеческого рода. Но первое, что прекрасно, это то, чтобы все, что ты имеешь драгоценного, то есть душу твою, - а более выдающегося ты не имеешь ничего, - ты посвятил Богу. Когда ты воздашь долг Создателю, тогда пусть дела твои будут направлены на благодеяния и помощь людям, и ты будешь помогать нуждающимся - деньгами, исполнением обязанностей или при помощи даров. Для всего этого открыты широкие возможности в вашем служении: помощь деньгами - чтобы освободить должника от долга, исполнение обязанности - чтобы сохранить то, что человек отдал на хранение и боится потерять.
Об обязанностях священнослужителей. Книга I
Сказано человеку: Люби Господа Бога твоего, но любовью к Богу исполнены не все сердца. Сердца людей куда более глухи, чем твердыни скал. Земля, не будучи должна, снабжает нас плодами, повинуясь Творцу; мы же, будучи должны, отказываем в даре, ибо не почитаем Творца.
Кто любит, непременно верует, а веруя, каждый начинает любить. Наконец Авраам уверовал и так начал любить; и уверовал не частично, но всецело, ведь иначе он не мог обрести полноту любви, ибо написано: Любовь всему верит (I Кор 13:7).
Послания
Августин Аврелий, блж. (†430)
и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими
Когда в этом есть некое плотское желание, которое, конечно, обуздывается воздержанием, то Бога любят не от всей души. Ибо плоть не желает без души, сколько бы не говорили о том, что желает плоть, ибо через плоть желает душа. Тогда будет праведник совершенно без всякого греха, потому что в теле его не будет никакого закона, сопротивляющегося закону разума его, но всем сердцем, всей душой, всем разумом будет любить Бога, что является первой и самой главной заповедью.
Об усовершении человеческой справедливости
Можно понять, что троичное число имеет отношение к душе, так как нам заповедано трояким образом любить Бога: всем сердцем, всей душой, всем разумом.
Толкования на Псалмы
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Сказанное «и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим» и проч. как разуметь должно?
Ясно научил нас Господь, что «никтоже может двема господинома работати» (Мф. 6:24). Посему и сими словами научаемся не разделять любви своей между Богом и золотом, между Богом и женою, между Богом и детьми, между Богом и друзьями, но всю силу любви посвящать сотворшему нас Богу, после же Творца и родителям, и жене, и детям, и братьям, и друзьям уделять каждому что прилично, потому что и сие исполнять требует любовь к Богу. Сказано: «кто любит Меня, тот заповеди Мои исполнит» (Ин. 14:15). А заповеди Божии повелевают и ближних любить.
Магн Аврелий Кассиодор (†580)
и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими
Это говорится по праву о всяком христианине, поскольку истинное исповедание есть то, которое исходит из самых тайников ума, как и Закон учит: Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. Но тот от всего сердца исповедует, кто полагает все упование свое в Господе, не в преходящих утешениях этого мира, поскольку себя отдал Господу всей полнотой ума.
Изъяснения Псалмов
Георгий Константинович Властов (†1899)
Этот текст также произнесен Господом нашим Иисусом Христом (Мк.12:30-31; также Мф.22:37; Лк.10:27) в совокупности с увещанием любить ближнего своего, как самого себя (Лев.19:18). Любить Бога должно всем сердцем, всею душею, всеми силами (всею крепостью) и в Евангелии от Марка прибавлено еще выражение «всем разумением твоим». Любовь эта связывается с понятием о Едином Боге, высказанном в предыдущем стихе: если нет другого Бога кроме единого, то человеку не возможно не любить подателя всех благ, отца своего, и не стремиться всею душею к источнику всякой мудрости истины и любви.