Скрыть
Господа, Бога твоего, бойся, и Ему служи, и Его именем клянись.

Святые отцы

Прочие

Августин Аврелий, блж. (†430)

Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи, и Его именем клянись

Всякий, кто верит авторитету божественных Писаний, пусть прежде всего обратит внимание на слова: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи. По-гречески это звучит как latria, и имеется в виду не рабский труд для хозяев, но только для Бога, что является служением. Отсюда справедливо осуждается идолослужение (idololatria), когда идолам служат так, как должно служить только истинному Богу. Не сказано: «Господу Богу твоему одному поклоняйся», но сказано: и Ему одному служи. Одному сказано там, где сказано служи, и служи тем служением, которое называется latria. К этому служению относится храм, жертва, священник и все такого рода.

Послания


Как же быть с правосудием Божиим? Разве это не так, когда Господь говорит, что вы не можете служить двум господам, а апостол изобличал служащих твари, а не Творцу, а в Ветхом Завете еще ранее было сказано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи? И для чего говорить больше, когда все наполнено этими мыслями. Значит, справедливость даст следующее правило в жизни тому любителю, о котором идет речь, чтобы с любовью служить Богу, Которого он любит, то есть высшему благу, высшей мудрости, высшему миру. Все же остальное пусть он считает отчасти подчиненным себе, отчасти же тем, что следует подчинить. Такая норма жизни, как мы поняли, установлена обоими Заветами.

О нравах кафолической Церкви и нравах манихеев

Феодорит Кирский, блж. (†457)

6:13  Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи, [и к Нему прилепись,] и Его именем клянись

6:13  Господа Бога твоего да убоишися, и Тому единому послужиши, и к Нему прилепишися, и именем Его кленешися

Почему закон повелевает клясться Богом?

Чтобы не клялись израильтяне богами лжеименными. Ибо сие изрек Бог и чрез пророка: «аще отымеши имена Ваалимовы от уст твоих, и кленешися, живет Господь во истине» (Иер. 4:1-2). Да и здесь Моисей, сказав: «Господа Бога твоего да убоишися, и Тому единому послужиши, и к Нему прилепишися, и именем Его кленешися», присовокупил: «да не ходите вслед богов чуждых, богов языческих, иже окрест вас» (Втор. 6:13-14).

Толкование на книгу Второзаконие

Георгий Константинович Властов (†1899)

10. Когда же введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, которую Он клялся отцам твоим, Аврааму, Исааку и Иакову, дать тебе с большими и хорошими городами, которых ты не строил,
11. и с домами, наполненными всяким добром, которых ты не наполнял, и с колодезями, высеченными из камня, которых ты не высекал, с виноградниками и маслинами, которых ты не садил, и будешь есть и насыщаться,
12. тогда берегись, чтобы [не обольстилось сердце твое и] не забыл ты Господа, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.
13. Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи, [и к Нему прилепись,] и Его именем клянись.

По связи стихов 10–13 видно, что стих 13 есть заключение увещания направленного против того, чтобы Израиль не забыл Господа, который вывел его из земли египетской. В стихе 13-м сказано: Иегову Бога твоего бойся, Ему служи, Его именем клянись. То есть, как разумеют все комментаторы, последняя фраза не есть отмена или ослабление заповеди третьей и не противоречит даже повелению Господа нашего Иисуса Христа, «не клянись вовсе» (Мф.5:34), так как здесь Моисей говорит о свидетельской клятве на суде. Значение повеления высказанного в ст. 13 заключается в том, чтобы бояться одного Иеговы, служить одному Ему и в законных случаях произнесения клятвы, клясться одним только этим именем, так как это одно имя есть имя Бога истинного, источника всякой истины.

Священная летопись. Том третий

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи, и Его именем клянись

«И Его именем клянись». Имея в виду запрещение 3-ей заповеди, нужно допустить, что в данном месте дается разрешение на употребление клятвы лишь в важных случаях, когда клятва является единственным и высшим подтверждением истины.

Кроме того, комментируемым выражением, по мнению блаж. Феодорита, предупреждается возможность употребления в клятве имен языческих народов. «Закон повелевает клясться Богом, — говорит церковный учитель, — чтобы израильтяне не клялись богами лжеименными» (Толк. на кн. Втор., вопр. 4).

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О почитании святых угодников Божиих и святых Ангелов.
 

Мф.4:10-11. Для Добычи себе пропитания, мы служим одному хозяину, но не можем пренебрегать поставленных им управляющих, так и для царствия небесного должны служить Единому Богу: Втор.6:13;10:20, но не должны пренебрегать и друзьями Его: Мф.10:41; Ин.15:14; 4Цар.2:15; должны ублажать и Матерь Божию: Лк.1:48-49, и св. Ангелов: Иис.Нав.5:14; Числ.22:31.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О почитании святых угодников Божиих.
 

Лк.4:8. Служить должно единому Богу, поклоняться и кланяться можно и тем, кто от Бога поставлен и прославлен: Рим.2:101Пет.3:121Кор.6:2. Богу мы должны служить и кланяться единым и истинным богопоклонением: Втор.6:13, а угодникам Его поклонением почитательным: Мф.10:41; Рим.13:7.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible