Скрыть
Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Посему, хвалю Царя небеснаго, яко вся дела Его истина. Что соделал Он со мною, тем научил меня, что по суду правды поступает Он со всеми, и которые ходят в гордости, тех уничижает. Как уничижил меня, ходившего в гордыне, так уничижает и всех подобных мне.

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо

Нельзя сказать, что Он имеет силу, но несправедли­вую; нет, и правда его велика. И Который силен смирить ходящих гордо. Не сказал: смиряет, чтобы показать тебе долготерпение Его, и чтобы ты знал, что не по слабости Он поступает так, но чрез одного вразумляет и других. Ви­дишь ли силу Его? Видишь ли правду? Видишь ли человеко­любие? Видишь ли, как произносят это уста варвара? Кто говорил так мудро? Воспитанные пророками не говорили ни­чего подобного; напротив, они говорили: не делает Господь ни добра, ни зла (Соф.1:12); и еще: не своею ли силою мы приобрели себе могущество? (Амос.6:13). И еще: всякий, делающий зло, хорош пред очами Господа, и к таким Он благоволит (Малах.2:17); и еще: тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его (Мал.3:14). Видишь ли в Палестине сатанинское учение? Видишь ли в земле вар­варской пророческую мудрость? Это — прообразы благодати, ко­торую имели получить язычники, прообразы того, что последние имели предварить первых. Далее повествуется, как Валтасар, опьянев во время пиршества, повелевает принести сосуды (храма), как бы хвалясь победою отца, или — вернее — безумствуя от опьянения; а может быть и потому, что иудеи были зрите­лями происходившего, чтобы искоренить в них благоговение, какое они имели к Богу. Это происходило от гордости и пьянства. Будем же остерегаться пьянства, возлюбленные. От него происходит много безрассудного. Пьянство властвует и над великими людьми; ведь Валтасар повелел это, на­пившись вина. Отец его, вывезши сосуды, пощадил их, и, взявши город, не дерзнул употребить их на человеческое служение; а этот не только сам употреблял, но отдал их для употребления и вельможам своим и наложницам и возлежавшим вместе с ним.

См. также Толкование на Дан. 4:1

Толкование на книгу пророка Даниила. Глава 4

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо

Навуходоносор понял, почему он подвергся семилетнему наказанию, и что он потому был принижен, что возгордился пред Богом.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст.34 Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо. 
Ст.34 Ныне убо аз Навуходоносор хвалю и превозношу и славлю Царя небеснаго, яко вся дела его истинна, и путие его судьбы, и вся ходящыя в гордости может смирити.

     Говорит царь, «аз Навуходоносор хавалю и превозношу и славлю Царя небеснаго: яко вси дела Его истинна, и путие Его судьбы, и вся ходящая в гордости может смирити». Испытав горестное, потом избавившись от сего, хвалю и песнословлю Того, Кто, в пользу мне и весьма премудро, ниспослал мне то и другое, и знаю, что сей Царь неба и Владыка всех водится истиною, правдиво всем управляет и может смирить, предающихся гордыне.
     Посему и мы дознав, что гордость и кичливость вредят водящимся ими, и что услаждающейся сим пожинает недобрые плоды, приобретем матерь благ - смиренномудрие. Сие приобретение ублажает и Господь, потому что прибытком своим имеет оно царство небесное. «Блажени нищи духом», говорит Господь: «яко тех есть царствие небесное». (Матф.5:3). И Себя самого представляет Он в образе желающим воспользоваться, говоря: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем»
(Матф.11:29). И показывая, какой от сего плод, немедленно присовокупил: «и обрящете покой душам вашим». 
     Если же Творец и Владыка всех называет Себя смиренным и показывает сие в делах, то нужен ли иной какой совет человеку, который есть прах, персть, глыбы земли, пепел, суета, цвет, трава? Ибо все сии наименования дает ему божественное Писание. Посему устыдимся мерности Владыки, Который, «богат сый, нас ради обнища, да мы нищетою Его обогатимся» (2Кор.8:5), дознаем смертность естества, и видя скоротечность настоящего благоденствия, ничего кичливого не помыслим о настоящем, но паче посмеемся его превратности и непрочности, возжелаем же улучить оные блага, которые по природе своей святы и постоянны. Ими да насладимся все мы, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа! С Ним слава Отцу со Святым Духом, ныне и всегда, и во веки веков! Аминь.

Толкование на видения Пророка Даниила

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 31-34 По окончании же дней тех, я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество — владычество вечное, и Которого царство — в роды и роды. И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «что Ты сделал?» В то время возвратился ко мне разум мой, и к славе царства моего возвратились ко мне сановитость и прежний вид мой; тогда взыскали меня советники мои и вельможи мои, и я восстановлен на царство мое, и величие мое еще более возвысилось. Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо

По свидетельству медиков, ликантропия не является неизлечимой болезнью. Подобно другим формам умопомешательств, она может проходить, и больному может возвратиться рассудок. Это и случилось с Навуходоносором. Ему вернулся разум, внушивший мысль о неестественности и неуместности гордости. Убежденный личным опытом в справедливости откровения (ст. 14), он прославил величие покаравшего его Всевышнего и исповедал ничтожество пред Ним человека. Но в настоящем случае, как и ранее, выражения религиозного чувства характеризуют Навуходоносора как язычника. Они напоминают его обращения в Меродаху, которого он называет «господом богов,» «князем богов» и приписывает ему власть над всеми людьми. В указе проглядывает свойственное большинству языческих народов верование в верховное Божество, управляющее судьбами всех народов и царств. Если же при всем том язык указа очень напоминает, как замечают экзегеты, язык некоторых псалмов и кн. пророка Исаии (3:100; 4:31 ср. с Пс. 144:13 и 4:32 ср. с Иc. 40:17), то это явление объясняется, как думают, тем, что он составлен не без влияния пророка Даниила.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible