Скрыть
Жерде жашагандын бардыгы эч нерсеге арзыбайт. Ал асман кошуундарында да, жерде жашагандардын арасында да Љз эркин ишке ашырат. Анын колуна каршы чыгып, Ага: “Сен эмне кылдыњ?” – деп айта ала турган эч ким жок.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 31-32 Аз очи свои на небо воздвиг. На небо, где Уничиживший меня, возвел я взоры свои, и ум мой ко мне возвратися, т.е. возвращен мне смысл человеческий. И Вышняго благослових, яко вся по воли Своей творит, т.е. управляет не только созданными из персти и творит с ними, что Ему угодно, но и духовными силами, которые на небесах.

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 31-32 По окончании же дней тех, я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество — владычество вечное, и Которого царство — в роды и роды. И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: что Ты сделал

Возвел, говорит, глаза мои к небу, т.е. он обратился к Богу и молился Ему, и у Него просил помощи. Хотя время вполне прошло, но он не полагался на это. Как сам он был властен не допу­стить исполнение события, так и теперь, если бы по истечении определенного времени он остался неисправимым, это опре­деление не принесло бы ему никакой пользы, потому что опре­деление Божие исполняется не по необходимости, но примени­тельно к нашему состоянию. Так и Даниил, хотя время уже исполнилось, не напрасно молится, чтобы с продолжением нечестия и оно не продолжилось (Дан.9:4). Как бывает это при помиловании, например Езекии (4Цар. гл. 20), так и при наказании, например иудеев: Бог хотел скоро ввести их в Палестину, а они своим нечестием прибавили себе сорок лет. Посмотри, как царь прибегает к Богу. Я воззрел, говорит он, на небо, и стал опять человеком. И разум мой возвратился ко мне. Как человеческий вид его изменился, но не превратился в звериный, так и ум. Что же далее? Восхвалил и прославил. В каких выражениях? Всевышнего, гово­рит, восхвалил и прославил Присносущего. Ни что так не считается достойным Бога, как постоянное бытие. Которого владычество — владычество вечное, и Которого царство — в роды и роды. Этим особенно человек отличается от Него, и это считалось у людей высшим блаженством. Которого владычество — владычество вечное, существует во всякое время. Без пищи, гово­рит, Он питал меня; без одежды и без всего прочего не погибло мое тело. Представь, каким он стал, возвратившись из пустыни на царство.

Которого царство — в роды и роды. И все, живущие на земле, ничего не значат. Если я, владыче­ствующий над всеми, вменен был ни во что, то тем более все прочие. Тот, Кто лишил царства столь сильного мужа, тем более (лишит всего) подвластных. По воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле. Выражение: ничего не значат означает не то, Бог презирает их, — совсем нет, оно значит то, что Он силен и как хочет, так и распоряжается ими. Тоже выражают и следующие слова: по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле. Пусть так; о земле ты знаешь, а о небе откуда узнал? Из сновидения. Он повелел, и они повиновались. Из огня пещи. И нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: что Ты сделал? Не только, говорит, не воспротивится, но даже не скажет ни слова. Он властвует над всеми; Он сам — все.

Толкование на книгу пророка Даниила. Глава 4

Иероним Стридонский, блж. (†420)

И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: что Ты сделал

И это он говорит, как человек от мира. Ибо он не делает того, чего хочет; но что добро, этого хочет Бог. Навуходоносор же так говорит, что может казаться, что, прославляя могущество Божие, он осуждает правосудие Его, как понесший наказание незаслуженно.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст.32 И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «что Ты сделал?»
Ст.32 И вси живущии на земли ни во чтоже вменишася, и по воли своей творит в силе небесней и в селении земнем: и несть, иже воспротивится руце Его и речет Ему: что сотворил еси?

     До настоящего времени я почитал себя весьма великим и высоким, а теперь ясно узнал, что все естество человеческое в сравнении с Богом ничто. Изыскивая именование к означению бедности и, не находя достойного, употребил сие слово: ничто, как достаточно выражающее поползновенность и бренность естества. И Бога назвал Вышним, Владыкою, живущим, Царем вечным, о всех же людях сказал, что они ничто. Так и блаженный Исаия, сравнивая естество Божие с идолами, извел на среду человеческий род и говорит: «аще вси язы́цы аки капля от кади, и яко претяжение веса вменишася, и аки плюновение вменятся; Ливан же не доволен на сожжение, и вся четвероногая недовольна»
на «всесожжение, и вси язы́цы яко ничтоже суть, и в ничтоже вменишася. Кому уподобисте Господа? и коему подобию уподобите Его» (Ис.40,15-18). Столько пользы приобрел Навуходоносор от бедствий, что пророчески рассуждает и говорит о Боге, и как бы по некоему согласию от лица твари слагает всю песнь, говоря: «вси живущии на земли ни во чтоже вменишася».
     И это – учение другого Пророка. Ибо блаженный Давид сказует: «вся елика восхоте Господь, сотвори на небеси и на земли». (Пс.134:6). Тоже проповедует и Навуходоносор, ибо говорит что хочет, то и учреждает, «и в силе небесней и в селении земнем», и располагает не только землею, но и самыми небесами. Потом, показывая и непреоборимость силы Божией, продолжает: «И несть, иже воспротивится руце Его и речет Ему: что́ сотворил еси». Необходимо нужно любить все, что бывает по Его распоряжению, будет ли это приятно, или горестно. Ибо дерзко противиться и жаловаться на учреждаемое Им премудро. Сие-то познав и исповедав, и прославив Вышняго, говорит царь, пришел я в себя, и с благочестием восприял прежнее царство.

Толкование на видения Пророка Даниила

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 31-34 По окончании же дней тех, я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество — владычество вечное, и Которого царство — в роды и роды. И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «что Ты сделал?» В то время возвратился ко мне разум мой, и к славе царства моего возвратились ко мне сановитость и прежний вид мой; тогда взыскали меня советники мои и вельможи мои, и я восстановлен на царство мое, и величие мое еще более возвысилось. Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо

По свидетельству медиков, ликантропия не является неизлечимой болезнью. Подобно другим формам умопомешательств, она может проходить, и больному может возвратиться рассудок. Это и случилось с Навуходоносором. Ему вернулся разум, внушивший мысль о неестественности и неуместности гордости. Убежденный личным опытом в справедливости откровения (ст. 14), он прославил величие покаравшего его Всевышнего и исповедал ничтожество пред Ним человека. Но в настоящем случае, как и ранее, выражения религиозного чувства характеризуют Навуходоносора как язычника. Они напоминают его обращения в Меродаху, которого он называет «господом богов,» «князем богов» и приписывает ему власть над всеми людьми. В указе проглядывает свойственное большинству языческих народов верование в верховное Божество, управляющее судьбами всех народов и царств. Если же при всем том язык указа очень напоминает, как замечают экзегеты, язык некоторых псалмов и кн. пророка Исаии (3:100; 4:31 ср. с Пс. 144:13 и 4:32 ср. с Иc. 40:17), то это явление объясняется, как думают, тем, что он составлен не без влияния пророка Даниила.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible