Скрыть
так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его!

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Отсечеся камень без рук,

т.е. Господь наш, Который родился в уничижении и подобно камню отсечен от горы, т.е. произошел от племени Авраамова. Гора знаменует и святую Деву, от которой отсечен камень без рук, т.е. неискусобрачно.

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его

Посмотри, как он дока­зывает сказанное, неясное посредством ясного, и как бы так говорит: кто сказал сон, тому должно верить и в толкова­нии.

Толкование на книгу пророка Даниила. Глава 2

Иероним Стридонский, блж. (†420)

так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его

Снова говорит, что открытие сна не есть дело его заслуг, имея в виду сделать объяснение ясным для царя и показать царю, что единому Богу должно служить.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст.45 так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его!

     
Сие прямо показывает конец дел настоящих и нескончаемость царства небесного. Ибо, когда железное царство придет в изнеможение и допустит в себя примесь глины, тогда явится камень, отсекшийся без «рук», истнит и обратит совершенно в ничто глину, железо, медь, серебро и золото, а достойным царства даст царство не преемственное, вечное и нескончаемое. Ибо сказано: «во веки не разсыплется, и людем инем, не останется, истончит и истнит вся царства, тое же станете во веки». Если же кто спорит и не согласен понимать сие так, то пусть укажет что-либо вечное в делах человеческих и какое-либо человеческое царство, которое не будет иметь конца. Ибо малосмысленно и крайне неразумно, ожидать скончания настоящего века и утверждать, что какое-либо царство в настоящей жизни будет нескончаемо. Если же и они также признают, что сими словами означается царство, какое от Бога дано будет достойным, то следует, что Пророк наименовал железом не Македонское царство, потому что во время его преобладания настоящая жизнь не прияла конца, напротив того царство Римское, разрушив царство Македонское, правит кормилом вселенной. Если же скажут, что сими словами означается первое пришествие Господа, то пусть докажут, что Римское владычество сокрушено вскоре по пришествии Спасителя нашего. Но находим совершенно противное: вместе, с рождением Спасителя оно усилилось, а не разрушилось. Ибо Владычнее рождество было в царствование Августа, а он второй был царь, и всех людей, можно сказать, соделал своими подданными, написал, по евангельскому слову, «всю вселенную» (Лк.2:1), и узаконил вносить дань. Усилившееся при нем Римское царство стоит и доныне. Поэтому, если первое рождение Господа не сокрушило Римского владычества, то остается посему разуметь второе Его пришествие. Ибо прежде отсекшийся уже Камень без рук, соделавшись горою великою и покрыв вселенную, во второе Свое пришествие «ударит тело в нозе скудельны», то есть, явится при самом конце, железного царства, соделавшагося уже бессильным, и сокрушит и предаст забвению всякое владычество, достойным же дарует вечное Свое царство. 
     Удивления достойно попечение Бога всяческих о всех человеках, потому что и живущих в злочестии не оставляет без Своего о них Промысла, но и их удостаивает всякой о них попечительности, как и теперь сего зверонравного и злочестивого варвара не оставил пренебреженным, но сперва в откровениях показывает ему непрочность благополучия в настоящей жизни и скоротечность самого царства, а также и то, что в человеческом благоденствии ничего нет постоянного, но все, на подобие цветов или лилий, увядает или опадает. И сего достаточно было, чтобы низложить его гордыню, его надменное высокомерие, и убедить думать о себе по человечески, ожидать конца и жизни и царству. Посему Бог оказывает в этом во-первых попечение о царе, а потом забвением сна обличает лживость волхвов и халдеев, показывает же истинность Своих служителей и посредством мудрости служителей проявляет Божественную силу Свою, и привлекает к поклонению неведущих покланяться Ему, требующих себе от всех поклонения принуждает дает поклониться святым Его служителям. И сие показывает нам история. Ибо сказано: (Дан.2:46).

Толкование на видения Пророка Даниила

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 44-45 И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его

На время существования четвертой монархии (камень ударил в ноги истукана) падает появление нового царства, представленного под образом камня. Божественное по происхождению («Бог небесный воздвигнет царство»), вечное («во веки не разрушится»), само по себе неразрушимое, по отношению к земным царствам всесокрушающее (ст. 35), оно постепенно превратится в царство вселенское («камень, разбивший истукан, сделался великою горою и наполнил всю землю» — ст. 35). Все эти признаки указывают на царство мессианское, основанное Богом небесным, явившееся во дни римского царства, сокрушившее своею высшею духовно-нравственною силою грубую силу языческого мира и наполнившее собою всю землю. Сообразно с представлением ветхозаветной церкви под образом горы (Ис. 2:2-3; Мих. 4:2) малое при своем появлении мессианское царство изображается в виде камня. Он отрывается от горы (ст. 34), — новозаветная церковь возникла из недр ветхозаветной. Впрочем, некоторые экзегеты на основании Ис. 8:14; 28:16; Мф. 21:42; Мк. 12:10; Лк. 20:17; Деян. 4:11; 1Пет. 2:4; Рим. 9:32 разумеют под камнем Мессию, а под горою — Деву Марию («камень нерукосечный от несекомые горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся»). При таком понимании мессианское царство олицетворяется, подобно первой монархии, в личности своего Основателя.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible