Скрыть
Даниил отвечал царю и сказал: тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 27-28 Даниил отвечал царю и сказал: тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни

Посмотри на благоразумие пророка. Он не сказал тотчас же: я могу возвестить тебе; но, что прежде всего нужно было знать царю, о том и говорит. Тайны, гово­рит, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог, открывающий тайны. Защищает тех, которые несправедливо были убиты, показывая, что и он говорит не сам от себя. Я сказал, го­ворит он, что это не дело волхвов, вовсе не для того, чтобы представить себя самого славнее их, но чтобы ты убедился, что и я говорю не по внушению человеческой природы. Но есть на небесах Бог: не ограничиваете Его небом, но говорит так царю, как варвару, отвлекая его от земли; Бог — не подобный вашим богам, которые вращаются около земли. И Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни. Посмотри, как он говорит прикровенно; всю сущность виде­ния помещает в предисловии и пробуждает ум царя, не вы­сказывая ничего тяжелого и неприятного.

Толкование на книгу пророка Даниила. Глава 2

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Даниил отвечал царю и сказал: тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели

Вместо гадателей (haruspices), как мы перевели, в еврейском стоит gazarenos, что́ один Симмах перевел чрез θότας, которых греки обыкновенно называют ἡπατοσκόπους, потому что они рассматривают внутренности [жертвенных животных], чтобы предсказывать по ним будущее. Называя же тайною порядок открытия сна, он показывает, что все сокровенное и неведомое людям можно назвать тайною. Он устраняет также ложное мнение царя, чтобы он не думал, что человеческим искусством может быть открыто то, что принадлежит ведению одного Бога.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст.27-29 Даниил отвечал царю и сказал: тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни. Сон твой и видения главы твоей на ложе твоем были такие: ты, царь, на ложе твоем думал о том, что будет после сего? и Открывающий тайны показал тебе то, что будет
Ст.27-29 И отвеща Даниил пред царем и рече: тайны, еяже царь вопрошает, несть мудрых, волхвов, ниже обаятелей газаринов (сила) возвестити царю: но есть Бог на небеси открываяй тайны и возвести царю Навуходоносору, имже подобает быти в последния дни. Сон твой и видение главы твоея на ложи твоем сие есть, царю: помышления твоя на ложи твоем взыдоша, чесому подобает быти по сих, и открываяй тайны яви тебе, имже подобает быти

     
     Чудное начало положил учению! Отринув сонм оных неразумных и обнаружив их бессилие, изрек, что Бог – учитель откровения тайн, присовокупил же: «на небеси»,
отметая сим долу сущих и поклоняемых богов, и именем единственного числа отмещет множество богов несуществующих, а тем, что Бог пребывает, на небеси, показует, что долу видимые – не боги, но обман, производимый человеческим искусством.
     Сей-то Бог «возвести царю Навуходоносору, имже подобает быти в последняя дни». Таковым пользуясь началом, снова благословением склоняет к благосклонности слух царев, ибо говорит: царю, во веки живи. Поскольку должен он сказать сон, присовокупить истолкование и предсказать царю сокрушение царства, то, начиная речь, говорит: мое желание жить тебе всегда, поэтому не приписывай мне того, что открывает тебе сон. Потом говорит: «Сон твой и видение главы твоея на ложи твоем сие есть, царю», то есть вот что видел ты ночью.
     Возлежа на ложи, говорит Пророк, размышлял ты, вечно ли будешь жить или по общему закону для людей подвергнешься смерти, желал же узнать и то, чего еще не было, и «Открываяй тайны возвести, имже подобает быти». Везде же Пророк проповедует единого Бога, отвергая прелесть многобожия: потом показывает скромность мыслей о себе самом, ибо говорит: (Дан.2:30).

Толкование на видения Пророка Даниила

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 27-30 Даниил отвечал царю и сказал: тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни. Сон твой и видения главы твоей на ложе твоем были такие: ты, царь, на ложе твоем думал о том, что будет после сего? и Открывающий тайны показал тебе то, что будет. А мне тайна сия открыта не потому, чтобы я был мудрее всех живущих, но для того, чтобы открыто было царю разумение и чтобы ты узнал помышления сердца твоего

Сомнение царя законно, если иметь в виду обыкновенную человеческую мудрость: она бессильна разрешить тайну. Последняя ведома одному лишь Богу. Он, пославши сновидение Навуходоносору, может разъяснить его. Своим органом Господь избрал в данном случае Даниила. Последний оказывается способным рассказать и объяснить сон, благодаря озарению свыше. Поэтому царь может быть уверен, что его сновидение будет открыто и объяснено.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible