Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны.
Святые отцы
Прочие
Иероним Стридонский, блж. (†420)
И даровал Бог этим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще разумение всех видений и снов
Заметь, что Бог даровал святым отрокам знание и разумение светских наук во всякой книге и мудрости. Вместо этого Симмах перевел: искусство грамматическое, вследствие чего они понимали все то, что читали, и при помощи Духа Божия судили о знании халдеев. Даниил же имел то отличие пред этими тремя отроками, что видел прозорливым умом видения и сны, в которых под некоторыми символами таинственно указывается будущее, так что он умственными очами созерцал то, что другие видели в виде призраков.
Исидор Пелусиот, прп. (†440)
И даровал Бог этим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще разумение всех видений и снов
Не халдейские бесполезные науки изучали три отрока и Даниил, и не думай сего. Ибо прилагавшие столько попечения о благочестии пред Богом, что не вкушали царских снедей, разве согласились бы погрязнуть в рабской учености, хотя бы и угрожали им тысячи смертей? А что сие действительно так, сему достоверный свидетель - Писание, которое говорит: даде им Бог смысл и мудрость во всякой книжней премудрости, то есть они приобрели ученость, заключающуюся в письменах, скорее всякого ожидания и сверх надежды, ибо книжною называет Писание мудрость, заключенную в письменах. И что сие истинно, явствует и из того, что не поклонились они царскому образу, и еще из того, что одного из них уважили львы, а других - огонь. Если же скажут, что сие было следствием персидской образованности, то пусть им ответствуют: почему тогда одних из тех, которые имели самые высокие чины и обучены были всякой персидской премудрости, умертвили львы прежде, нежели коснулись они земли, а других - огонь?
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст.17 И четырем отроком сим им даде им Бог смысл и мудрость во всяцей книжней премудрости: Даниил же разумен бысть во всяцем видении и сониих.
Не халдейское обучение, говорит Пророк, соделало их смыленными, и исполнило всякой премудрости, но, по Божией благодати сподобившись смысла и премудрости и всякого знания, оказались они всех лучшими.
Даниилу еще даровал разуметь всякие видения и сны, потому что он из детства видел Божественные откровения, не только во сне, но и в бодрственном состоянии, даже мог истолковывать откровения, бывшие другим; сие и значат слова: «разумен бысть».
Научаемся же из сего, что Бог всяческих не различает возрастов, но взыскует только благочестия и боголюбия. Если и в юном обретает сие, то предпочитает его многим старцам. Так именно, находим мы, поступил Он и с Иосифом, и с Пророком Самуилом, потому что, когда Самуил был весьма юным отроком, явился ему и повелел предсказать наказания старцу, в обличение престарелого, и в доказательство изобилующей в отроке благодати.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 15-17 По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами. Тогда Амелсар брал их кушанье и вино для питья и давал им овощи. И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны
Цветущий вид Даниила с друзьями при питании растительной пищей послужил для виночерпия достаточным основанием не противиться их желанию и во все остальное время воспитания.