Скрыть
сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней; пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья;

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней; пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья

И да дадят нам от семен земных, да ядим, и воду да пием.

Даниил и бывшие с ним, не по причине нечистоты мяса и вина, отвращались от них: потому что, если бы захотели вкушать, была бы у них и вожделенная пища. Если бы пищу делал нечистою тот, кто давал ее; то он сделал бы также нечистыми и земные семена. А если семена, какие давал старейшина евнухов, были чисты: то, если бы захотели они, мог бы он дать и чистое мясо и чистое вино. Но у них назначен был пост; не молились же они о возвращении их в отечество, зная, что только после семидесяти лет могут избавиться от плена.

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 11-15 Тогда сказал Даниил Амелсару, которого начальник евнухов приставил к Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии: сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней; пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья; и потом пусть явятся перед тобою лица наши и лица тех отроков, которые питаются царскою пищею, и затем поступай с рабами твоими, как увидишь. Он послушался их в этом и испытывал их десять дней. По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами

Великое дерзновение, величайшая решимость, великое благоразумие, великая вера! Сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней. А чтобы ты не подумал, что цветущий вид лица зависел от свойства семян, обрати внимание на воду, которая не питательна. И не только здоровыми оказались они, но еще здоровее пользовавшихся царскою трапезою; а всякому изве­стно, что мясо и вино обыкновенно питательны больше всего. Заметь, как тотчас же получилось благое следствие от решимости отроков и благодати Божией. Решимость их выразилась в том, что они не захотели, а благодать — в том, что могли (воздержаться). И потом, говорит, пусть явятся перед тобою. Тебе мы пре­доставляем судить. Легка и удобоисполнима эта милость: удо­стоверься на деле; хотя сам я хорошо знаю, но раньше срока не объявляю, для твоей же пользы. Смотри, как он этим научил и придворных и показал, что он любит Бога. При­том не сказал просто: сотвори, с нами, но: сделай опыт над рабами твоими. Они не отказыва­лись воздавать честь людям, где это нисколько не вредило благочестию. И Павел делал тоже самое. Начиная защититель­ную речь, он прежде всего в похвалу судии говорил так: ты многие годы справедливо судишь народ сей (Деян.24:10); он пользуется здесь общественными делами. Также Нафан, пророчествуя, оказывал честь Давиду, Иаков — фараону, Авраам — сожителям. И Даниил говорит: царь! вовеки живи! (Дан.6:21). Видишь слово испол­ненное лести; но я назвал бы это не лестью, а благоразумием и мудростью. Так и Павел говорит: со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем (Кол.4:5). Так учил и Хрис­тос: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Лк. 20:25). Что же? Разве семена не были нечистыми? Нисколько, равно как и вода. Так они продолжали поступать три года.

Толкование на книгу пророка Даниила. Глава 1

Иероним Стридонский, блж. (†420)

сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней; пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья

Это служит доказательством неимоверно великой веры, что они не только обещают чрез вкушение худшей пищи достигнуть полноты, но и назначают время. Таким образом они пренебрегли царскими яствами вследствие не легкомыслия, а веры.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст.12-13 сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней; пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья; и потом пусть явятся перед тобою лица наши и лица тех отроков, которые питаются царскою пищею, и затем поступай с рабами твоими, как увидишь.
Ст.12-13 искуси отроки твоя до десяти дний, и да дадят нам от семен земных, да ядим, и воду да пием: и да явятся пред тобою лица наша и лица отроков ядущих от трапезы царевы, и якоже узриши, сотвори со отроки твоими.

     Всего сильнее вера в Бога, сие можно видеть из многих других мест, но не менее и из слов богомудрого Даниила. Ибо так веровать и твердо надеяться, что сподобишься Божией помощи, и не принимая пищи, окажешься более благообразным, прекрасным и рослым нежели те, которые будут есть, наслаждаться, пользоваться царскою роскошью, не есть ли это высшая степень благочестия? Но Пророк прекрасно к просьбе своей присоединил убедительность. Ибо говорит: «искуси отроки твоя до десяти дней, и да дадят нам от семен, да ядим, и воду пием», – и после суди по лицам нашим. Если найдешь, что какой-либо вред будет телам нашим от такой пищи, приказывай, что заблагорассудишь, не станем тебе, противоречить. Столько божественный сей муж из детства имел, и попечения о Божиих законах, и веры в Законоположника. Так сказал Даниил, и Амелсар принял просьбу, ибо сказано: (Дан.1:14).

Толкование на видения Пророка Даниила

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 11-14 Тогда сказал Даниил Амелсару, которого начальник евнухов приставил к Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии: сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней; пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья; и потом пусть явятся перед тобою лица наши и лица тех отроков, которые питаются царскою пищею, и затем поступай с рабами твоими, как увидишь. Он послушался их в этом и испытывал их десять дней

Ответ Асфеназа давал понять, что по существу для него безразлично, какой пищей будут питаться Даниил и его друзья. Царский указ он исполняет из боязни ответственности пред царем и готов отменить его, если с него снимут ее. Пользуясь этим, Даниил обратился с своею просьбою к непосредственному своему начальнику Амелсару, т.е. виночерпию, так как еврейское имя «гамелцарь» (персидское «messar»=дворецкий), стоящее с определенным членом, есть имя должности, а не лица. И этот последний, как лицо неответственное пред Навуходоносором за юношей, потому что наблюдение за ними было поручено ему Асфеназом (11 ст.), соглашается с желанием Даниила. Его уступчивость объясняется и тем, что питание растительной пищей ограничивалось на первых порах десятью днями, — таким сроком, в течение которого не могла слишком заметно сказаться худоба юношей.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible