Скрыть
После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих.

Святые отцы

Прочие

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих

Он не сказал: после сего увидел я другой народ, но: увидел народ. То есть тот же самый, который он видел в тайне ста сорока четырех тысяч, теперь он видит неисчислимым из всех колен и языков и народов, потому что все народы через веру привиты к корню. Господь в Евангелии всю Церковь - как из иудеев, так и из язычников - показывает в двенадцати коленах Израилевых, говоря: сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых (Мф 19:28).

Изложение Откровения

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Ст. 9-10 После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу

Это суть те, о которых говорит Давиду «изочту их и паче песка умножатся» (Пс. 138, 18),- которые прежде мученически пострадали за Христа и из всякого колена и племени имеющие в последние времена с мужеством принять страдания. - Излиянием своей крови за Христа одни из них убелили, другие же убелят одежды своих деяний, как имеющие в руках знаки победы - ветви полезных, правых и чистых, сердечных ФИНИКОВ, они ликуют вокруг Божественного престола Богоначального покоя и, будучи благодарными рабами, приписывают Подателю победу над демонами.

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих

Это можно понять и так, что, перечислив колена Израилевы, которым первым было проповедано Евангелие, Иоанн хочет напомнить и о спасении язычников.

Изложение Откровения


Дорогие братья, поскольку сегодня мы воздаем вечную славу первым мученикам, и этот праздник мучеников совершается на Небесах, давайте как следует поразмышляем над тем, как бы и нам, насколько возможно, идти по их стопам и постараться самим сделаться участниками небесного празднества, как и свидетельствует апостол, что если мы участвуем в страданиях, то будем участвовать и в утешении.

Нам не столько следует скорбеть об их смерти, сколько радоваться о том, что они получили пальмовую ветвь праведности. Над каждым из них, когда они в мучениях вырываются из этой жизни, плачет Рахиль - то есть родившая их Церковь провожает их плачем и стенаниями. Но когда они уже изошли [из этой жизни], Небесный Иерусалим, мать нам всем, вскоре принимает их в другую жизнь служителями радости, которые всегда под рукой, и вводит в радость Их Господа, и они принимают венец навеки.

Потому и говорит Иоанн: Стояли пред престолом и пред агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. Стоят перед престолом Божиим увенчанными те, что некогда лежали, сокрушенные болью, перед престолами земных судей. Стоят перед Агнцем те, кого ничто не может отлучить от созерцания Его славы, потому что от Его любви их не смогли отлучить и пытки. Сияют в белых одеждах, держат пальмовые ветви в руках те, кто принимает награду за дела свои. Притом тела, которые ради Господа горели в огне, были терзаемы дикими зверями, терпели бичевание, были сбрасываемы в пропасть, разрываемы когтями и разрушаемы под воздействием самых разных пыток, они получат в воскресении прославленными.

Гомилии на Евангелия

Примасий, еп. (†560)

После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих

Это, говорю я, множество избранных, коих Он предузнал и предопределил быть подобными образу Сына Своего, Он предвозвестил знаком священного числа. Ибо и те, кто пришел от язычников, стали Израилем и по праву называются сынами Авраама не по плоти, но по вере, то есть в том семени, которое есть Христос, камень краеугольный, о Коем апостол говорит: Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем (Еф 2:14-16).

Одеяниями он обозначает крещение, псалмами же - триумф креста и то, что Христом они победили мир, хотя белые одежды также обозначают любовь, которая дается Духом Святым. А то, что в руках они держат пальмовые ветви, обозначает или то, что руки их не уставали делать добрые дела, (посему написано: утвердил Господь руку его в деле благом, и рука моя простерта ночью и не опускается (Пс 76:3), или ту власть, которую примут они как сыны Божии по праву усыновления, - как сказано об Иосифе: и все положил Господь в руку Его (Быт 39:8), то есть дал во власть ему.

Комментарий на Откровение

Экумений (†VIв.)

После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих

И вот неисчислимые тысячи людей из народов, которые приняли веру Христову, сподобились блаженного удела, получили место в славном хоре и стояли перед престолом Христа и Его Отца, как сказано выше.

То, что они облачены в белые одежды, есть знак чистоты их жизненного пути. А пальмовые ветви - символ победы, который делает явным, что будет для них радость от победы Христа над врагами видимыми и невидимыми.

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих

Это новое видение говорит о том, как вознаграждаются на небе те христиане, которые совершают свое земное поприще среди скорбей мира и особенно среди ужасов последнего времени. Иоанн видит великое множество людей, т.е. души людей, которые были облечены в человеческие образы (ср. 6:9). Бесчисленность здесь не абсолютная, взятая в отличие от 144 тысячи запечатленных, но бесчисленность относительная. Состав многочисленной толпы указывает на ее общечеловеческий характер; и, несомненно, она, подобно душам (6:9), находится на небе пред престолом Божиим, а не в земле, как те запечатленные 144 тысячи. Так что, очевидно, здесь имеются ввиду все умершие христиане, достигшие совершенства и угодившие Богу теми или другими подвигами веры и благочестия. Следовательно, на вопрос, имеют ли утешение совершенные христиане, умершие до времени всеобщего суда и воздаяния, разбираемое видение отвечает, что души совершенных христиан после их смерти переселяются на небо и предстоят пред Престолом и пред Агнцем в знак близости к Господу как источнику блаженства. На это указывают и белые одежды, и пальмовые ветви, как ветви праздничной радости.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

 Ст. 9-12: После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали пред престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь.

Из этого нового видения мы прежде всего усматриваем, что основное и важнейшее предшествующее видение Престола и его окружения не исчезало и не отстранено или заслонено было и во время видения ангелов с ветрами, а оставалось пред очами Иоанна. То запечатление, о котором только что говорилось, было вне сферы этого небесного видения, т. е. на земле. А здесь, на небе, продолжается развитие истории Церкви Христовой – и хронологическое (в процессе последовательности ее переживаний дальше и дальше), и, так сказать, органически духовное как достижение в жизнедеятельности ее большей и большей полноты. И таким образом, можно признать, что из всех центральных видений Апокалипсиса данное новое видение должно было являться наиболее утешительным и отрадным – для всех тех, кто или за себя, или за других изнемогал (и изнемогает) сердцем в недоумениях по поводу все более и более охватывающего мир засилья зла на земле. Ибо здесь наглядно и живо показано было Иоанну то, «как вознаграждаются на небе те христиане, которые совершают свое земное поприще среди скорбей мира и особенно среди ужасов будущего времени. Иоанн видит великое множество людей, т. е. души людей, каковые облечены были в человеческие образы (ср.: Откр.6:9). Бесчисленность здесь не абсолютная, взятая в отличие от 144 тыс. запечатленных, а бесчисленность относительная» (прот. Орлов). Но, во всяком случае, в ней, в этой неисчислимости одетых в белые ризы, дается и нам отрадная истина о том, сколько есть людей спасающихся. Дело в том, что многие и многие среди нас прямо унывают, думая, что спасутся только великие святые, исключительно избранники Божии, т. е. только те, кто прославляется Церковью как угодники Божии. Мы же де не таковы: значит, все равно мы не спасемся, ибо явно ведь, что все мы не святые. И вот видение 7-й главы Апокалипсиса и говорит нам, что нет – что, кроме 144 тыс. особенных избранников Божиих, есть миллионы и многие миллионы, и из всех времен и народов, иных, вообще угодивших Богу верующих, все те, кто сохранил верность Ему среди земных бед и испытаний. «Состав многочисленной толпы указывает на ее общечеловеческий характер, и, несомненно, она, подобно душам (см.: Откр.6:9), находится на небе пред Престолом Божиим, а не на земле, как те запечатленные 144 тыс. Так что, очевидно, здесь имеются в виду все умершие христиане, достигшие совершенства и угодившие Богу теми или другими подвигами веры и благочестия. Следовательно, на вопрос, имеют ли уже и теперь утешение совершенные (да и вообще верующие. – Авт.) христиане, умершие до времени всеобщего суда и воздаяния, разбираемое видение отвечает, что души таких христиан после их смерти переселяются на небо и предстоят пред Престолом и пред Агнцем – в знак близости к Господу как источнику блаженства. На это указывают и белые одежды, и пальмовые ветви как ветви праздничной радости» (прот. Орлов) и как общепринятый символ увенчания победы.

Стих 10. Соответственно концу глав 4-й и 5-й, и здесь приводится хвалебная песнь изображенных пред этим угодников Божиих. Заметное отличие ее от тех, предшествовавших, песней, заключается в том, что здесь мотивом прославления является уже не творение Богом мира, а его спасение, и потому в общую песнь всех разумных существ (людей и ангелов) к прежним словам добавляется и слово благодарение. Таким образом, велико было множество славословивших Господа и Агнца праведных христиан, но и оно там не было одиноким: опять с ним соединяется и весь горний, ангельский мир; так что справедливо восклицает св. Андрей Кесарийский: «Вот одна Церковь ангелов и людей! Ибо тогда будут сослужителями человеков и ангелы, казавшиеся, как знаем мы сие о Данииле, страшными даже людям равноангельским... Стоянием ангелов вокруг херувимов и старцев указывается на обширность почести тех, которые прославляются пред означаемыми числом старцами».

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь. И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца.
 

     По словам св. Андрея Кесарийского, «это суть те, о которых говорит Давид: „Стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка“ (Пс. 138:18), – которые прежде мученически пострадали за Христа и из всякого колена и племени имеющие в последние времена с мужеством принять страдания. Излиянием своей крови за Христа одни из них убелили, другие же убелят одежды своих деяний» (св. Андрей, гл.20).

     В руках у них пальмовые ветви – знамения победы над диаволом, Участь их-; вечное ликование перед престолом Божиим.

     Один из небесных старцев объяснил св. Иоанну, что это «Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца». Все эти признаки указывают явно на них как мучеников за Христа, а выражение, что они «пришли от великой скорби», заставляет некоторых толкователей предполагать, что это христиане, которые будут избиты антихристом в последний период существования мира. Ибо об этой скорби возвестил Сам Христос Спаситель, говоря: Тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет» (Мф. 24:21). Это и будет то дополнение числа мучеников, о котором сказано в (Откр. 6:11).

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible