Скрыть
Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца.

Святые отцы

Прочие

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца

Ведь это не только мученики, как считают некоторые, но весь народ в Церкви, потому что Иоанн сказал, что не своей кровию они омыли одежды свои, но кровию Агнца - то есть в благодати Божией через Иисуса Христа Господа нашего, как написано: и кровь Сына Его очистила нас (1Ин 1:7).

Изложение Откровения

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Ст. 13-14 И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин

Вопросами явившийся возбуждает блаженного к исследованию виденного; он, благоразумно сознаваясь в своем неведении, поучается явившимся.

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Мученики омыли одежды кровью Агнца, тогда как члены их, которые в глазах неразумных (Прем 3:2) казались побеждены грязью боли, были очищены пролитой за Христа кровью от всякой мирской заразы. Кроме того, их члены сделались достойными прекраснейшего света бессмертия - это и имеется в виду, когда говорится, что они убелили омытые одежды кровью Агнца.

Гомилии на Евангелия

Серафим Саровский, прп. (†1833)

Приидите, - говорит Господь,- и аще грехи ваши будут, яко багряное, то яко снег убелю их. Так некогда святый тайновидец Иоанн Богослов видел таких людей во одеждах белых, то есть одеждах оправдания, и финицы в руках их, как знамение победы, и пели они Богу дивную песнь Аллилуиа.

Красоте пения их никтоже подражати можаше. Про них Ангел Божий сказал: Сии суть, иже приидоша от скорби великая, иже испраша ризы своя и убелиша ризы своя в Крови Агнчей, - испраша страданиями и убелиша их в причащении Пречистых и Животворящих Тайн Плоти и Крови Агнца Непорочна и Пречиста Христа, прежде всех век закланного Его собственною волею за спасение мира, присно и доныне закалаемого и раздробляемого, но николиже иждиваемого, подающего же нам в вечное и неоскудеваемое спасение наше напутие живота вечного во ответ благоприятен на Страшном Судищи Его и замену дражайшую и всяк ум превосходящую того плода древа жизни, которого хотел было лишить наш род человеческий враг человеков, спадший с небесе Денница.

Беседа с Мотовиловым о цели христианской жизни

Примасий, еп. (†560)

Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца

Когда говорится, что множество верующих пришло от великих мучений, что иное здесь явлено, как ни то, что написано в другом месте: многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян 14:22)? Посему и апостол говорит: Братия, не будем унывать, ибо в свое время получим воздаяние (Гал 6:9). Ибо чрез испытания гонений сообщество верующих очищается так же, как масло с великим трудом из-под пресса выходит в давильне, или как после обмолота в молотильне в житницу собирается урожай.

А сказав, что одеяния их омыты кровью Агнца, показывает он воздаяние за то, что стойко перенесли они труды предреченной битвы. Понятно, почему добавляет он, что в крови Агнца стали они белыми: он имеет в виду, что одежды, которые другие после благодати крещения осквернили или в легкомыслии своем, или по невежеству, или небрежением, они убелили кровью Агнца, то есть благодатью Христа, или даже принятием мученичества. Эту заслугу в Церкви особенно следует приписать тем, кто кровь свою за Христа пролил, и одеяние крещения кровью Агнца высшим служением своим еще белее сделал. А если относить эту благодать ко всей Церкви вообще, то следует заключить, что так убеляется тот, кто омывается во Господе, Источнике своем, плоть умерщвляет, дух возжигает. Ибо есть те, кто, хотя явным образом пред людьми мученичества не приемлют, пред Богом приемлют его жизнью своею.

Комментарий на Откровение

Экумений (†VIв.)

Они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца; возможно, последова­тельным было бы, если бы одежды, погруженные в кровь, оказались скорее красными, чем белыми. Так почему же они стали белыми? Потому что креще­ние становится исполненным в смерти Господа, что представляется и мудрейше­му Павлу, и очищает от всякой грехов­ной нечистоты, и восставляет крестив­шихся в ней белыми и чистыми. Но и причастие животворящей Крови Христа дает такую же благодать; ибо Господь говорил о Своей крови, что она за многих изливаемая во оставление грехов (Мф 26:28).

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца

Употребление обращения: господин не означает поклонения Иоанна пред старцем, но является выражением обыкновений почтительности спрашивающего к отвечающему - смиренного Иоанна к прославленному Богом старцу [Kliefoth, Ebrard]. Пришедшие от великой скорби суть перенесшие скорбь, не избежавшие ее. И выражение великая скорбь говорит (Мф. 24:21-29) о том, что эти спасенные суть все вообще христиане, которые как прежде, так и в будущем (и при антихристе особенно) перенесут страдания и скорби. Под омытием одежд всего естественнее понимать отнятие, по милости Божией, всякой греховной скверны с души праведника, а под убелением - достижение чистоты и добродетельного совершенства. Они, спасенные, находятся пред престолом Бога и служат Ему день и ночь, пользуясь Его непосредственным покровительством. Такое состояние совершенных христиан после их смерти ввиду того, что оно названо служением, не есть полное блаженство, а, только его предначатие. Источником и причиною их блаженства будет их непосредственная близость к Агнцу - близость, уподобляемая близости заботливого пастыря к его овцам. И не будет слёз на их глазах, ибо не будет у них никакого огорчения, никакой печали.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 13-17: И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровию Агнца; за это они пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них; они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод, и отрет Бог всякую слезу с очей их.

Открываемый в речи старца смысл приведенного видения множества белоризцев указывает на то, что все они суть подвижники-крестоносцы, понесшие иго Христово в своей жизни, несомненно, как и сказали мы, во все времена и из всех народов. Но выражение великая скорбь, конечно, больше соответствует скорби последних времен, в применении к коим употребил слова эти Господь в Своей эсхатологической беседе. «Под омытием одежд всего естественнее понимать отнятие, по милости Божией, всякой греховной скверны с души таких терпеливцев, а под убелением – достижение чистоты и добродетельного совершенства. Они, спасенные, находятся пред Престолом Бога и служат Ему день и ночь» (символ непрерывности и постоянства, по Андрею Кесарийскому), осеняемые любовью и полнотою благ Его.

Однако такое состояние совершенных христиан после их смерти прот. Орлов справедливо называет не полным блаженством, а лишь предначатием его, ибо угодники эти еще не имеют восполняющих их боготварную природу воскресших тел и самое время их блаженства еще переходное, время незаконченного еще духовно-нравственного развития их в утверждении их в добре, как и неполного общения Бога с ними, почему на небе есть еще храм, где они служат, тогда как в конце всего (21–22-я гл.) храма этого не будет, ибо его заменит нечто более полное – совершеннейшее и лучшее. Источником и причиною их блаженства и теперь будет их непосредственная близость к Агнцу – близость, уподобляемая близости заботливого пастыря к его овцам (ср.: Ин.10:1–16).

И отрет Бог всякую слезу с очей их. Это образное выражение дает больше того, что обычно под ним разумеют (см., например, толкование этого места у Орлова). Да, совершенно верно, что там, на небе, не будут плакать те, кто много плакал при жизни (во исполнение второй заповеди блаженства). Но этого мало: сказано – Господь отрет всякую слезу с очей их. А ведь отирают то, что до того было, так что плач имеется тут в виду уже и прежний, тому предшествовавший, очевидно – в пору земной жизни их. И таким образом, в словах этих дается тот жизненно важный, еще более утешительный и отрадный оттенок, что заглажены и стерты будут Отчею любовию Всемогущего и самые следы земных скорбей, некогда воспринятая острота их. Итак, самые эти скорби, все эти, так ранившие неутомимою болью земные страдания и печали, сами предстанут там как источник радости, как необходимая изнанка будущих вечных наслаждений, носившая их как бы во чреве в земные дни таких терпеливцев. Так что и сюда относятся эти, утешающие нас в земных наших испытаниях и скорбях, слова ап. Павла, которые должны утверждать нас в победе над унынием: ведь если внешний наш человек и тлеет (что бывает только в особо сильных и тяжелых испытаниях), то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше (а таковым нужно признать в этом случае хотя бы и смерть на костре) производит в безмерном преизбытке вечную славу (2Кор.4:16–17). А отсюда и самые муки, и слезы земные нужно признать только семенем, из которого вырастает для загробного бытия пшеница радости, славы и вечного блаженства.

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь. И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца.
 

     По словам св. Андрея Кесарийского, «это суть те, о которых говорит Давид: „Стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка“ (Пс. 138:18), – которые прежде мученически пострадали за Христа и из всякого колена и племени имеющие в последние времена с мужеством принять страдания. Излиянием своей крови за Христа одни из них убелили, другие же убелят одежды своих деяний» (св. Андрей, гл.20).

     В руках у них пальмовые ветви – знамения победы над диаволом, Участь их-; вечное ликование перед престолом Божиим.

     Один из небесных старцев объяснил св. Иоанну, что это «Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца». Все эти признаки указывают явно на них как мучеников за Христа, а выражение, что они «пришли от великой скорби», заставляет некоторых толкователей предполагать, что это христиане, которые будут избиты антихристом в последний период существования мира. Ибо об этой скорби возвестил Сам Христос Спаситель, говоря: Тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет» (Мф. 24:21). Это и будет то дополнение числа мучеников, о котором сказано в (Откр. 6:11).

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible