Скрыть
И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых.

Святые отцы

Прочие

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Ст. 4-5 И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых. Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч

Иуда переводится как исповедание, чрез которое бывают отличаемы спасаемые исповеданием Христа, происшедшего от Иуды.

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых

Этим конечным числом обозначается неисчислимое множество всей Церкви, подражанием рожденной от патриархов либо в потомках по плоти, либо по вере. Если же вы Христовы, говорит апостол, то вы семя Авраамово (Гал 3:29). Об умножении совершенства говорит и умножение двенадцати на двенадцать, исполненное прибавлением тысячи, которая является десятью в кубе и символизирует неразрушимую жизнь Церкви. Поэтому нередко ее представляют числом двенадцать: ведь она в четырехсоставном мире стоит верой во Святую Троицу (трижды четыре равно десяти плюс два). По этой причине для проповеди веры и были избраны двенадцать апостолов, а именно, символизируя числом тайну своей миссии.

Изложение Откровения

Экумений (†VIв.)

И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых

Много было среди иудеев уверовавших во Христа - больше чем здесь обозначено, - которым обещано было спасение во время всеобщей гибели, по свидетельству тех, кто говорил с Павлом, когда тот был в Иерусалиме: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев (Деян 21:20). И вероятно, не только верные спаслись, но и те, кто по неведению и обману содействовали распятию Господа, о каковых Он сказал: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк 23:34). <…> И не только эти, но и те, кого в то время не было, или те, кто не жил в Иерусалиме, и в силу этого не был сообщником бесчестного сборища достойных проклятия первосвященников относительно распятия; или, будучи там, они были вовлечены в преступление. Он сам благословил все, что происходит под небом, - в противоположность тому, что хотел богоненавистный синедрион беззаконников. Вероятно, все вышеупомянутые впоследствии были отмечены печатью веры Христовой. Ведь иначе не назвал бы их ангел рабами Божиими. Когда же они спаслись - бегством или переходом к римлянам, - то оставшихся нечестивцев постигла ужасная гибель, и они сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков (1Кор 4:9) в смысле, отличном от того, что имел в виду Павел, говоря о святых апостолах. И конечно же, свидетельствует об этом Иосиф, который насчитал более десяти тысяч погибших от голода.

Комментарий на Откровение

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-8 И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых. Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Рувимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Гадова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Асирова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Неффалимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Манассиина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Симеонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Левиина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иссахарова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч

Этих запечатленных из всех колен израилевых оказалось 144 тысячи. Самое число 144 т. по согласному мнению толкователей, очевидно, символическое и должно означать полное число избранных (12 х 12 х 1000). Они названы израильтянами и притом прямо с указанием на 12 колен народа израильского. Но ни то, ни другое обстоятельство не вынуждает с необходимостью заключать, что здесь имеются ввиду израильтяне по плотскому происхождению. И христиане, составляющие новозаветную церковь, которая является продолжением и заменою церкви ветхозаветной, могут быть названы истинными израильтянами, если не по плоти, то по духу [Hengstenberg, Suller, Kliefoth и др.]. Такое понимание вполне соответствует Апокалипсису (Откр. 2:9; Откр. 3:9). Под запечатлением нельзя здесь подразумевать обращение евреев в христианство общею массою в последнее время (Рим 11:25-26). Это запечатление не может быть приравнено к принятию христианства, ибо печать налагается на тех, кто уже рабы Божии (ст. 3). Лучше всего под запечатленными разуметь совершенных верующих последнего времени, которые достигнут высшего совершенства и одухотворенности после общего обращения в христианство израильтян – тогда, когда и Израиль по плоти, и Израиль по духу составят единое стадо Христово. Запечатленные Ангелом суть совершеннейшие из христиан последнего времени, избранный народ Божий – тот самый, о котором упоминал Спаситель в Своей эсхатологической речи (Мф. 24:22).

Толковая Библия

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 4-8: И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых. Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Рувимова... из колена Гадова... из колена Асирова... из колена Неффалимова... из колена Манассиина... из колена Симеонова... из колена Левиина... из колена Иссахарова... из колена Завулонова... из колена Иосифова (вместо Ефремова. – Авт.) ... из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч.

Итак, всматриваясь в текст этой речи о запечатленных, мы прежде всего там не видим самого процесса запечатления, а приводится только услышанное тайнозрителем число таких запечатленных – 144 тыс. сынов Израилевых. «Самое число 144 тыс., по согласному мнению толкователей, очевидно, символическое, и должно означать полное число избранных (12... 12... 1000). Запечатленные эти именуются, как мы видели, сынами Израилевыми, и даже подсчитывается точно количество таковых по каждому из 12 исторических колен еврейского народа». Но здесь, как и во всех подобных указаниях, всегда возможен и уместен вопрос: какой Израиль имеется в данном случае в виду: Израиль по вере или по крови – плотской, ветхозаветный или новый, духовный, ибо всякий, знакомый не только с посланиями ап. Павла, но и вообще с Новым Заветом, знает преимущество по нему этого новозаветного Израиля, верного Аврааму и другим патриархам по вере и духу, пред отвергшим Христа еврейством. Ведь еще Предтеча всем этим неверам, гордившимся своим плотским происхождением от Авраама, у Иордана говорил: И не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам»; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму (Мф.3:9; Лк.3:8). А Сам Иисус Христос еще строже отозвался о них, прямо назвав их детьми не Бога и не Авраама, а диавола, ибо если бы они чада Авраама были, то дела Авраама (а не человекоубийцы и лжеца-диавола) они бы творили (см.: Ин.8:39–44) (да и сам Апокалипсис, как мы видели, отнюдь не за это последнее: см. Откр.2:9 и 3:9). Итак, ответ на этот вопрос для нас совершенно ясен: нельзя и сомневаться в том, что не евреи, а христиане все эти запечатленные. То, несомненно, возрожденные во Христе члены Святой благодатной Церкви Его, избранные Его святые – те, которых именует Церковь «преподобными и богоносными отцами» ее. И их, и в том же самом числе, мы видим потом и в 14-й главе Апокалипсиса, где уже никакого, хотя бы и символического, указания на сынов Израилевых не дается. С другой стороны, нельзя здесь под запечатлением разуметь, как хотелось бы некоторым, обращение евреев в христианство общею массою в последнее время (см.: Рим.11:25–26). Ибо это запечатление не может быть приравнено к принятию христианства, потому что печать налагается на тех, кто уже рабы Божии. Да и не все же имеющие обратиться при конце мира ко Христу евреи будут теми девственниками, о которых сказано в параллельной 14-й главе Апокалипсиса. Впрочем, представляется вполне приемлемым и мнение проф. прот. Орлова, который говорит: «Лучше всего под запечатленными разуметь совершенных верующих последнего времени, которые достигнут высшего совершенства и одухотворенности после общего обращения в христианство израильтян, – тогда, когда и Израиль по плоти, и Израиль по духу составят единое стадо Христово. Запечатленные ангелом суть совершеннейшие из христиан последнего времени, избранный народ Божий – тот самый, о котором упоминал Спаситель в Своей эсхатологической речи» (см.: Мф.24:22).

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых. Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Рувимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Гадова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Асирова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Неффалимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Манассиина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Симеонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Левиина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иссахарова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч.
 

     Запечатление это начнется с израильтян, которые перед кончиной мира обратятся ко Христу, как предрекает об этом св. Апостол Павел (Рим. 9:27, также главы 10 и 11). В каждом из 12 колен окажется по 12 000 запечатленных, а всего 144 000. В числе этих колен не упоминается колена Данова, потому что из него, по преданию, произойдет антихрист. Вместо колена Данова упомянуто священническое колено Левиино, которое не входило прежде в число 12 колен. Такая ограниченная численность выставлена, быть может, для того, чтобы показать, как мало спасшихся сынов Израилевых по сравнению с неисчислимым множеством возлюбивших Господа Иисуса Христа из всех остальных народов земли, бывших язычниками.

     «Точное обозначение равенства спасаемых каждого колена, Думается мне, указывает на многоплодие Апостольского семени, потому что число двенадцать, взятое двенадцать раз и умноженное на полную тысячу, дает указанные тысячи, ибо они были учениками семени, упавшего, по человеколюбию, на землю и произрастившего многоразличный плод всемирного спасения» (св. Андрей, гл.19).

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible