Скрыть
достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

достоин Ты, Господи, принять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено

На небе воздается непрестанно слава Господу; люди праведные вторят славе Божией, воздаваемой таинственными животными, изображающими Силы небесные: достоин Ты, говорят, Господи, приять славу и честь и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено. Так на небе преисполняются вечными чувствами благодарности и гремят вечный глас славословия Силы небесные и люди праведные. А на земле? Тут почти люди забыли, что их земля и сами они – созданы Богом, и едва-едва иногда вспоминают о долге благодарности и славословия Творцу, – и то по призыву святой Церкви, которая есть зачаток (лишь [один] зачаток) Царства Небесного на земле. Блаженна земля, что на ней, по крайней мере в храмах Божиих, раздаются славословия Вседержителю. Без храмов Божиих земля была бы мерзостию запустения.

Дневник. Том I. 1856

Тиконий, (†IVв.)

достоин Ты Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и [все] по Твоей воле существует и сотворено

Нам известен перевод по другому изданию: ибо Ты сотворил все, и [все] по Твоей воле существует и сотворено. Это значит, что то, что прежде было в искусном [замысле], осуществилось при творении. Сотворено же [все], чтобы также и видимым образом, согласно предписанным в мудрости Божией пределам, каждый существовал по своей природе.

Фрагменты

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 9-11: И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков, тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои пред престолом, говоря: достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено.

Так и в небесном мире сливаются славословия различных разумных существ – ангельских горних ликов со святыми из людей, угодившими Богу и прославленными Им. Здесь, как мы и говорили, дается высший прототип для той особенности нашего православнохристианского богослужения, в коей так торжественно и проникновенно выражается это же самое молитвенное единение Церквей земной и небесной, и именно в главнейшей службе – литургии, да и в ней – в важнейшие моменты литургии верных.

И тот же видим мы здесь и характер, который сохраняется так заметно в священных возгласах земных предстоятелей в нашем богослужении, – характер умиленного прославления Господа и благодарения.

Таким образом, по внутренней сущности славословий как животных, так и старцев мы видим в них большое соответствие и сходство. Но есть и различие, в котором обращают внимание главным образом на форму направления песни тех и других. В то время как животными-ангелами славословие возглашается в третьем лице, как исходящее от Престола и приглашающее к восхвалению других, двадцать четыре старца обращаются к Сидящему на Престоле во втором лице (Ты), как бы отвечая тем на горние призывы и в то же время свидетельствуя сим, что они в свободнодеятельном развитии человеческом постигли опытом, что всякое истинное бытие и все ценное в мире – только Божие творение, от Него исходит и Им содержится.

Итак, по основному смыслу своему, вся 4-я глава Апокалипсиса посвящена осознанию творческо-промыслительной деятельности Божией как живого проявления Личного, но вечного Бога славы над творением и в творении... Около Его Престола постоянный гром и молнии, постоянная работа, постоянная жизнь. Он управляет вселенной не как мертвый Аллах, который нисколько не заботится о мире, а как Господь, пред Коим и от Коего сияют семь светильников, семь исходищ огненных, всепросвещающих и всесогревающих лучей, идущих от Солнца Любви во весь сотворенный Им мир. Он надзирает и управляет миром, господствует над ним и заключает в Себе Самом все духовные блага. Между Ним и творением, и особенно между Ним и воинствующею Церковью, существует постоянная, непрерывная связь, выражающаяся в том, что «Церковь имеет пред Богом постоянных молитвенников и заступников за себя» на небе, «которые, олицетворяя собою все человечество, возносят» вместе с ангелами «от лица всего человечества постоянные молитвы Всевышнему. В то же время они славословят Всевышнего за Его совершенства вообще и за Его творческую и промыслительную деятельность в особенности. Таковы существенные черты содержания 4-й главы Апокалипсиса» (Жданов).

Апокалипсис в перспективе XX века

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков, тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря: достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и [все] по Твоей воле существует и сотворено.

  „Двадцать четыре старца падают“. Сими словами означается, что упомянутые нами старцы суть общники песнопения небесных сил, исповедающие, что силы для победы над духовными врагами получили от Бога. Поелику Ты, Владыка, говорят они, был виновник и податель славной победы, то Тебе же и должно бьггь воссылаемо благодарение от всех тварей» (св. Андрей, гл.10).

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible